Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 13 (3670), 6 мая 2004 года
наука молодая

Научная молодежь

«Человек вырастает по мере того, как растут его цели», – сказал немецкий поэт эпохи Просвещения Иоганн Фридрих Шиллер. Следуют ли этому принципу молодые ученые СПбГУ, и как быстро растут цели, которые они перед собой ставят? За ответами на эти вопросы обратимся к председателю Совета молодых ученых Алексею Цыбу и члену Совета Андрею Петрову.

Подвальное помещение, оборудованное под небольшой рабочий кабинет ученых, удивляет своеобразной эклектикой в обстановке и оформлении. Рядом с дорогой офисной техникой гордо рдеет стационарный телефонный аппарат времен СССР. На стенах: портреты Путина и Ницше, репродукция Пикассо «Любительница абсента», текст «Речи товарища Сталина на приеме в Кремле работников высшей школы 17 мая 1938 года» и большой календарь с изображением Исаакиевского собора на 2001.

А.Петров и А.Цыб со студентами-журналистами.

А.Петров и А.Цыб со студентами-журналистами.

Хозяева кабинета гостеприимно усаживают на диван, улыбаются и смотрят на нас слегка растерянно, словно на залетевших в комнату разноцветных бабочек. Но мы попали сюда совсем не случайно, а по вполне естественным причинам. Ведь, если верить Мишелю де Монтеню, «нет стремления более естественного, чем стремление к знанию». И нам хотелось бы кое-что узнать…

– Что для вас означает понятие «научная школа» и насколько оно актуально сегодня?

Андрей Петров: Это очень актуальный вопрос. Традиционно для российских университетов научная школа – это кафедра. Ее формирует профессор – яркая личность с оригинальной научной концепцией.

В советское время выдающихся личностей не любили. И вместо профессоров кафедральными руководителями делали далеких от науки чиновников. Но сегодня возрождается прежняя традиция, когда во главе кафедры стоит профессор, который формирует новую или развивает какую-либо научную школу. И если этот порядок утвердится окончательно, то научным школам нашей страны будет нечего опасаться даже в связи с разворачивающимся сейчас в Европе Болонским процессом.

Не случайно осенью прошлого года Россия подписала соглашение о вступлении в Болонский процесс. Теперь российские научные школы вместе с европейскими будут претерпевать некоторые изменения, которые должны не усреднить, но гармонизировать всемирную систему образования. Это должно помочь университету осуществить более широкий выход на международную научную арену.

– Какие ежегодные конференции, семинары вы проводите?

Алексей Цыб: У нас существует несколько ключевых, скажем, культовых мероприятий. Это ежегодная международная конференция молодых ученых «Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы», которая проходит в конце декабря, также междисциплинарный гуманитарный семинар «Философские и духовные проблемы науки и общества» в рамках ежегодной Ассамблеи молодых ученых и специалистов Санкт-Петербурга. С 1994 года проходит ежегодная историко-философская конференция «Универсум Платоновской мысли».

Андрей Петров: Поскольку по роду своих академических интересов мы занимаемся проблемами истории античной философии, ежегодно мы проводим и летнюю молодежную научную школу «Платонополис: философское антиковедение как междисциплинарный синтез историко-философских, исторических и филологических исследований», в которой более сорока участников из российских и зарубежных университетов. Летняя школа также составляет приоритет нашей работы.

– С какой целью проводятся конференции, коллоквиумы?

Андрей Петров: Конечно, это в первую очередь возможность высказаться, а во-вторых, это обмен опытом. Собираются люди, которые занимаются данной проблемой или рассматривают определенную тему, и они хотят изложить свои мысли, идеи в этой области.

– Кто вам оказывает финансовую поддержку?

Алексей Цыб: Материально-техническая база – это, безусловно, СПбГУ. Университет предоставляет нам помещение для занятий, аудитории, связь, транспорт. Определенную помощь оказывают Русский Христианский гуманитарный институт и философский факультет Ленинградского областного государственного университета (г.Пушкин). Основное финансирование предоставляют благотворительные научные фонды РФФИ, РГНФ, а также Фонд Джорджа Сороса (Институт «Открытое общество»), АНО «ИНО-Центр», Программы поддержки научных исследований Минобразования и Минпромнауки РФ (в настоящее время эти министерства находятся в состоянии слияния), гранты РФ президента РФ.

– Какие мероприятия запланированы на 2004 год?

Алексей Цыб: Шесть крупных конференций и еще несколько совместных мероприятий с разными научными центрами, перечислю наиболее важные. Ежегодный конкурс на соискание премий СПбГУ научных работ молодых ученых СПбГУ (март–июнь); 12-я междисциплинарная конференция «Универсум Платоновской мысли: XVIII столетий со дня рождения Плотина. Плотин и мировая философия» 22-24 июня 2004 г.; 14-я международная конференция молодых ученых «Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы», 3-я летняя молодежная научная школа «Платонополис: философское антиковедение как междисциплинарный синтез историко-философских, исторических и филологических исследований», международная конференция по проблемам фундаментальной космологии и астрофизики «Замысел Бога в человеческих представлениях» совместно с Институтом философии РАН (Москва), Харьковским политехническим институтом и Институтом религии и науки «Метанексус» (Филадельфия, США).  

Динара Фахрутдинова, Екатерина Семыкина

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков