Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 11-12 (3668-69), 23 апреля 2004 года
Университетскому театру-студии 60 лет

Жажда творить

Интервью с В.В.Петровым

Владимир Викторович Петров – заслуженный деятель искусств России, профессор, заведующий кафедрой основ актерского мастерства факультета драматического искусства Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства.

Руководил Народным студенческим театром университета 18 лет, с 1958 по 1976 год.

Прием в студию. За столом К.Черноземов, В.Петров, А.Галин, А.Толубеев.

Прием в студию. За столом К.Черноземов, В.Петров, А.Галин, А.Толубеев.

– Какие чувства, мысли возникают у вас, когда вы вспоминаете о годах руководства университетской студией?

– Это были одни из самых счастливейших лет моей, если можно так выразиться, творческой биографии. Студия тех лет… это было удивительное собрание людей, которые приходили по вечерам даже не обязательно что-то репетировать, а просто побеседовать, просто поделиться своими горестями или радостями. И ребята были здесь откровенны, чисты. Всеми руководило желание, жажда творить, выискивать новые пьесы. И я бы сказал, что спектакли не ставились, а сочинялись вместе. Вот такой был стиль. И это давало в зрительный зал импульс радости, импульс увлеченности материалом. Все это подкупало. Студия родила целый ряд актеров, режиссеров, педагогов, которые сегодня работают в Санкт-Петербурге и занимают почетные места. Это Андрей Толубеев, Сергей Лосев, Валерия Киселева, Ольга Наруцкая, Александр Вонтов, Наталья Пономарева, Любовь Мочалина, Вадим Гущин, Сергей Черкасский, Владимир Котов.

Я вспоминаю об этих годах не только с радостью, но и с печалью… Потому что это кончилось для меня. Потому что именно в этой студии я обрел умение работать в определенном стиле, с которым я не расстаюсь в нашей Театральной академии, будучи заведующим кафедрой основ актерского мастерства.

– Как вы пришли в университетский театр? С чего все началось?

– Это началось очень смешно. Я никогда не думал о педагогике. Я всегда хотел работать в театре. Моими кумирами были Черкасов, Меркурьев, Толубеев – те, кому мы поклонялись. После окончания Театрального института у Л.Ф.Макарьева я работал сначала в Театре Балтийского флота. Потом его расформировали, и я начал служить в Малом областном театре на Литейном. И как-то перед спектаклем мне говорят: «Владимир Викторович! Там вас спрашивают два молодых человека». Я выхожу к гардеробу и вижу – стоят Аркаша Розеннойер и Вадим Голиков. «Владимир Викторович, как вы посмотрите на то, чтобы мы пригласили вас руководить театром-студией университета?»

Я говорю: «Здрасьте! С чего это? Там руководит Евгения Владимировна Карпова – известный педагог». – «А она в курсе…»

И вот меня привели в этот полуподвал, где занималась студия. Это уже потом мы переехали в Меншиковский дворец, где была большая аудитория. Где-то рядом пел хор Сандлера. Евгения Владимировна сказала, что она очень рада со мной познакомиться. Рада, что я дал согласие работать. Она была уже в пожилом возрасте и искала преемника. Но почему выбрали Петрова, я сказать не могу. Вот так я сначала стал соруководителем студии, стал окунаться в студенческую жизнь.

– Как строился репертуар студии?

– Как-то так получалось, что в основном мы хватались за пьесы, которые нигде не шли. Например, кто-нибудь говорил: «А можно я прочту пьесу?» – «Ну, читай». – «А давайте начнем? А давайте поставим «Женитьбу Бальзаминова». Как-то все было легко.

Бах! И получался спектакль. Особый, наверное. Давай вместе вспомним, какие спектакли были сделаны в этот период: «Вас вызывает Таймыр»; «Водевили»; «Забытый черт» Я.Дрды; «Интервенция»; «Конь в сенате», «Прекрасные сабинянки» Л.Андреева; «Красное вино Победы» В.Носова; «Женитьба Бальзаминова» А.Н.Островского; «Страх и отчаянье в третьей империи» Б.Брехта, «Женитьба» Н.В.Гоголя; «Жорж Данден» Ж.-Б. Мольера; «Летят перелетные птицы» А.Галина; «Назначение» А.Володина; «Ангел приходит в Вавилон» Ф.Дюрренматта; «Медведь», «Свадьба» А.П.Чехова; «Записки молодого врача» М.Булгакова; «Чудо святого Антония» М.Меттерлинка. Кстати, «Свадьба» шла в один вечер вместе с «Чудом святого Антония», как это было у Е.Б.Вахтангова. Меня всегда привлекал Театр Вахтангова – как театральное направление. И, пожалуй, я сказал бы, что, начиная со студии, результатом моей работы по системе Вахтангова стала «Принцесса Турандот» в Театральной академии. Меня всегда привлекала форма, а не только содержание, «которое ложкой не собрать». Видишь ли, сказать, что называется, от себя, допустим: «Молилась ли ты на ночь, Дездемона?» – можно? Можно! Ну и что?! Ничего! Это может каждый второй торгующий семечками на базаре.

«Записки юного врача» М.Булгакова. 1976 г. На переднем плане – автор интервью актер Владимир Котов.

«Записки юного врача» М.Булгакова. 1976 г.
На переднем плане – автор интервью актер Владимир Котов.

Студия собирала очень разных, но по-своему одаренных людей. Вместе со мной тогда работали педагоги и режиссеры Владимир Бродянский и Кирилл Черноземов; Галина Соловьева и Семен Пастух – впоследствии известные театральные художники; Александр Галин – замечательный театральный и кинодраматург – тоже начинал у нас.

Андрей Толубеев ставил свои первые режиссерские опыты. Была еще Ирина Анатольевна Венерт, которая писала стихи и принимала самое живое участие в жизни студии.

В студию приходил и участвовал в спектаклях как музыкант молодой Сергей Курехин. В общем, собиралась довольно интеллигентная публика.

– Владимир Викторович, как вам кажется, какова роль Театра-студии в университете?

– Я думаю – это дополнительное развитие духовных потребностей человека.

Это помогает студентам университета стать личностями. Это духовное обогащение.

Я вначале сказал о беседе как об одной из важнейших составляющих жизни студии.

Ведь мы смотрели все спектакли в городе, обязательно – в БДТ. И когда говорили о будущем спектакле – что и как играть – мы обсуждали, как это смыкается с действительностью. Я старался «пичкать» студийцев не количеством знаний, а количеством чувствований. Студия воспитывала чувства. То, чего сейчас не хватает в нашей жизни. Студия была заразительна своей молодостью. Студия – Семья.

Студия – Дом. И приходили люди, которые хотели жить в этой Семье, в этом Доме.

А в 1976 году я набрал свой первый курс в Театральном институте, и пришлось выбирать – либо там, либо там. И, не разрывая своей любви к университетской студии, я ушел преподавать в институт, а в студию, уже руководителем, вернулся Вадим Сергеевич Голиков.  

Интервью записал Владимир Котов

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков