Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 11-12 (3668-69), 23 апреля 2004 года
новое в учебном процессе

Философский стандарт

Двенадцатого марта этого года на факультете философии СПбГУ состоялось совместное совещание УМО (председатель Владимир Васильевич Миронов), НМС (председатель Нур Серикович Кирабаев), Головного научного совета «Общественные науки» (председатель Юрий Никифорович Солонин) и представителей Министерства образования и науки по проблемам развития философского образования в вузах России.

Совещание открыла ректор СПбГУ профессор Людмила Алексеевна Вербицкая. Выразив надежду на то, что принятые на совещании решения позитивно повлияют на процесс совершенствования высшего образования в России, Людмила Алексеевна передала слово председателю УМО, декану философского факультета МГУ Владимиру Васильевичу Миронову.

Профессор Миронов в первую очередь отметил тот факт, что сегодня в высшей школе отсутствует идеология преподавания в целом и мировоззренческих дисциплин — в частности. В вузах ощущается нехватка новых, молодых кадров, потому что по статистике, окончив вуз, только 10% выпускников реализуют себя по профилю. Существует также очевидная проблема с неконтролируемым ростом количества учебников по философии, который связан с тем, что, несмотря ни на что, философское образование в России популярно. Завершая свое выступление, профессор Миронов отметил, что для того чтобы разобраться в сложившейся ситуации и не принимать поспешных решений, необходимо взять мораторий на выпуск учебников, тщательно проанализировать состояние дел и только после этого принять вместе с НМС и Головным советом решение и предложить его Министерству.

Следующий докладчик, Нур Серикович Кирабаев заострил внимание аудитории на отдельных пунктах новой редакции действующего Госстандарта (первый стандарт был принят в 1993 году), которые, по его мнению, не согласуются между собой. Отказавшись от марксистско-ленинской философии, перешли в основном к преподаванию истории философии, и в обоих стандартах существует разрыв между историко-философской и предметной частями. Профессор Сорина из МГУ обратила внимание на связь философского образования с умением каждого специалиста рассуждать, задавать вопросы и отвечать на них и предложила ввести в раздел «методы философствования» критическое мышление, вопрошание, обоснование, аргументацию, интерпретацию, что компенсирует отсутствие госстандарта по логике. В свою очередь, профессор Петр Кондратьевич Гречко (РУДН) и Виктор Михайлович Хрусталев (1-ая медицинская академия, Москва) заметили необходимость усиления логического раздела в новой редакции Госстандарта. Необходимо формировать критичность мышления, но обязательно подкрепленную логикой – дисциплиной ума.

Сегодня уже кандидатский экзамен по философии заменен на экзамен по истории и философии науки, программы по истории науки и философии утверждены Министерством и в ближайшее время будут разосланы в вузы. Переход на новый формат кандидатского минимума намечен с первого июня 2005 года.

Сергей Иванович Дудник, первый заместитель декана философского факультета СПбГУ, и по своей должности он непосредственно занимается учебными планами, участник совещания, прокомментировал ситуацию так: в связи с тем, что университет вступил в Болонский процесс, коррекция стандарта просто необходима, новый стандарт будет принят к 2010 году, но отдельные пункты требуют коррекции уже сейчас. Это также связано с изменениями в кандидатском экзамене. В настоящее время сложилась такая ситуация, что один и тот же экзамен «философия» студенты сдают несколько раз: заканчивая бакалавриат, поступая в магистратуру и аспирантуру. Это не совсем оптимально. Поэтому по кандидатскому экзамену были приняты некоторые изменения. Он будет состоять из двух частей. В первой части, которая называется история науки, аспирант пишет реферат и защищает его у себя на кафедре. Вторая часть – философия и методология науки. Дабы упростить для студентов разных дисциплин эту часть экзамена, решили сделать еще разделение по областям знания, то есть естественники будут сдавать философию и методологию естественных наук, представители технических наук – философию и методологию своей области знания. По словам Сергея Ивановича, основная проблема новации кандидатского экзамена состоит в том, что организация такого экзамена требует участия большого количества преподавателей с разных кафедр и факультетов; далее, надо подготовить людей, которые будут принимать этот экзамен согласно новой редакции стандарта. Но данное совещание есть мероприятие, в общем-то, плановое и своевременное.

Говоря о результатах данного совещания, профессор Солонин, декан философского факультета университета, предложил задуматься над тем, чтобы студент любого вуза, образно говоря, и кулинар, и ветеринар, и агроном, мог бы получить самое главное и существенное в философии без массы лишних деталей и огромного количества имен.  

Сергей Китов
Фото

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков