Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 11-12 (3668-69), 23 апреля 2004 года
Университетскому театру-студии 60 лет

Раз Фестиваль –
два Фестиваль

Апрель – совершенно необыкновенный для нашей Студии месяц. Ведь именно на него приходится Фестиваль студенческих театров – просто фантастический для каждого студийца момент. Попасть на него – мечта всякого, и не только в нашей студии, но и каждого театрального студенческого коллектива страны.

Фестиваль стал уже некой традицией. Самый первый прошел в апреле 2001 года. Как говорится, первый раз бывает только раз. Я до сих пор помню раннее, очень раннее солнечное и холодное утро на платформе Екатеринбургского вокзала, где каждую из групп встречали свои гиды – своеобразная сервис-служба фестиваля. А групп было немало: около 20 студенческих театров более чем из 10 городов России: Омск, Томск, Челябинск, Екатеринбург, Кемерово, Псков, Москва, Санкт-Петербург. Под стать обширной географии был и диапазон авторов: начиная с русских классиков – И.А.Крылова, А.С.Пушкина и заканчивая французским экзистенциалистом Ж.П.Сартром и американцем Д.Осборном. Еще более объемным оказался хронологический разброс писателей: от У.Шекспира, Ж.-Б.Мольера, Н.В.Гоголя и М.А.Булгакова до Н.Садур. Так что без дела сидеть не приходилось. В каждый из 7 дней фестиваля жюри и коллективы отсматривали и обсуждали по 3 спектакля. К этому необходимо добавить репетиции и тренинги, проводимые председателем жюри, преподавателем ВГИКа М.И.Чумаченко.

В тот, самый первый, раз мы привезли спектакль по произведениям Н.Садур «3 Садур 3», поставленный по двум ее пьесам «Чудная баба» и «Сила волос». Этот спектакль родной мне не только потому, что он был дебютом нашей студии на фестивале, но и потому, что он был дебютом нашего набора в студии. Что происходило тогда на большой, по сравнению с нашей студийной, сцене кукольного театра, говорить не буду. Сделать это невозможно, как невозможно описать словами самые сильные эмоции. Кто-то сказал, что по-настоящему жизнь на сцене проживается в том случае, если, выходя с нее, актер ничего не помнит: не помнит, как играл, что говорил. Так вот, я помню только закрытый занавес, «голос зала» перед началом спектакля, ужасное волнение и огромный накал эмоций (для тех, кто хочет узнать больше об этом спектакле или посмотреть его – приходите на Галерную ул., 60).

Спектакли у участников получились разными. Среди них были идеальные попадания «в десятку». Нужно отметить хотя бы несколькими словами «Хазарский словарь» Павича, поставленный в необычном жанре пластической драмы «Зеленой» студией из Омска, романтический студенческий спектакль «Шнурок. Или любовь до востребования» челябинской студии «Манекен» и, наконец, удивительно трогательный, где-то веселый, но по сути трагический спектакль «Оглянись во гневе» ребят из Томска, которые стали нашими хорошими друзьями.

В тот, самый первый, раз мы увозили с собой не просто дипломы участников, а диплом лауреатов, кроме того, Т.Бердникова получила диплом как лучшая актриса. Кроме нас диплом лауреатов получила челябинская студия «Манекен», ей же достался диплом и за лучшую режиссуру. Гран-при так и не был присужден.

Через 2 года, в 2003 году, в точно такое же раннее апрельское холодное утро мы вновь очутились на платформе Екатеринбургского вокзала. Теперь нас ждал уже Второй фестиваль студенческих театров. Оказаться вновь здесь было как-то странно и чудесно. Так для нас начинался фестиваль театров России. В этот раз мы привезли спектакль по пьесе К.Гольдони «Кьоджинские перепалки». Как непохож был этот спектакль на

«3 Садур 3», такими же разными получились и фестивали. Второй фестиваль прошел по-другому. Коллективов приехало чуть меньше, чем в прошлый раз (хотя география участников стала даже шире), график стал еще более напряженным: в день проходило 4 спектакля, а кроме них снова мастер-классы и обсуждения. Были здесь и наши старые друзья-соперники: Литературно-художественный театр Томского государственного университета и театр-студия «Зеленая» Омского государственного технического университета, но были и новенькие участники – Театр-студия Казанского государственного университета, «Диалог» из Магнитогорска и др. Опять было много разнообразных спектаклей, как удачных, так и не очень. А число лауреатов в этот раз увеличилось с двух до четырех. Но, наверное, самым интересным было то, что среди этих четырех снова оказалась наша студия, а также студия «Манекен» из Челябинска, которая в этот раз привезла спектакль под названием «Яма» по произведениям Куприна и Богаева. Еще двумя лауреатами стали ребята из Тюмени со спектаклем «Костюм» и Казанский государственный университет с уникальным спектаклем на татарском языке.

Однако этот фестиваль не производил такого ошеломляющего впечатления, как первый. Из-за большой загруженности иногда появлялось ощущение суетливости и скомканности: не успевал закончиться один спектакль, как уже начинался следующий. Но с другой стороны, это совершенно не мешало общению, которое, по словам председателя жюри М.И.Чумаченко, является самым главным на таких мероприятиях.

Как выяснилось совсем недавно, теперь Фестиваль студенческих театров станет ежегодным и будет проходить не только в Екатеринбурге, но и в других городах России (в этом году, например, его будут ждать в Костроме). Конечно, это сильно скажется на участниках, так как теперь в их распоряжении для подготовки нового спектакля будет не два года, а один. Кроме этого новшества было введено еще одно: для того чтобы попасть на фестиваль, будущие участники должны предоставить жюри кассеты с записью своего спектакля, что, естественно, скажется на количестве коллективов и уровне спектаклей на самом фестивале.

Хочется верить, что наша студия станет участником еще многих фестивалей, ведь именно они способствуют рождению новых замыслов и идей, именно на них появляются новые друзья, именно они дают действительную картину того, чем живут современные студенты, что их волнует, что радует, что они готовы отстаивать.  

Екатерина Волкова,
аспирантка исторического факультета

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков