Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 10 (3666), 16 апреля 2004 года
новое в учебном процессе

Гранты: где копать?

В последнее время соперничество за гранты стало в российской науке чуть ли не синонимом борьбы за выживание. Информацию о том, где и на какую глубину надо копать в поисках подходящих программ, прагматики предпочитают не разглашать, дабы не плодить себе конкурентов. Конечно, любой студент и самостоятельно может залезть в какую-нибудь поисковую систему, потратить немного времени и отыскать три-четыре полезных сайта. И в меру своего разумения составить более или менее убедительную заявку.

Олег Казанов

Олег Казанов

Студенты геологического факультета избавлены от необходимости попадать «пальцем в небо», потому что им читают специальную лекцию о том, где, по чьим правилам и в каком объеме можно выиграть грант. На вопросы корреспондента «СПбУ» отвечает инициатор этой лекции Олег Казанов, старший преподаватель кафедры геологии месторождений полезных ископаемых.

– В студенческой среде популярно мнение, что европейский студент существует в основном за счет выигрываемых грантов и персональных стипендий. Так происходит естественный отбор отличников и умниц, которые могут учиться и зарабатывать на жизнь, вместо того чтобы совмещать учебу с работой не по специальности. Почему в среде наших студентов такой «стиль жизни» – исключение из правил? Проблема только в неосведомленности студентов о грантах?

– Полагаю, что основная причина состоит в отсутствии мощных грантовских и стипендиальных программ поддержки студентов. Победители действующих конкурсов, как правило, получают выплаты, размер которых ограничен несколькими тысячами рублей в год, что не позволяет отказаться от поиска дополнительных средств к существованию.

– Как официально называется лекция, посвященная грантам?

– Это просто одна из лекций курса «Правовые основы и управление в геологии». О ней сообщается заранее. Для получения зачета по курсу студенты составляют проект на исследовательские геологические работы. По желанию студента проект может быть составлен в виде заявки на грант, с учетом особенностей этого вида документов.

– Наверное, ее чуть ли не ежегодно приходится дополнять и изменять, чтобы дать студентам наиболее свежую информацию?

– Информация непрерывно отслеживается по традиционным каналам – Интернет, печать, электронные конференции, личные контакты. Для нас это не элемент подготовки к занятию, а повседневная деятельность, поскольку мы сами стараемся участвовать во всех перспективных грантовских программах.

– Могут ли студенты рассчитывать на  эксклюзив, который они нигде, кроме этой лекции, не получат?

– С моей точки зрения, любая хорошая лекция – эксклюзив, поскольку отражает авторскую точку зрения на предмет. В разговоре о грантах мы делимся своими представлениями о деятельности этой системы, даем практические советы, основанные на собственном опыте участия в конкурсах, пытаемся предостеречь от ошибок, которые совершили сами. Разумеется, в рамках занятия невозможно дать советы на все случаи жизни, такая задача и не ставится. Мы лишь пытаемся показать, что в любой ситуации, даже самой формальной, можно найти нестандартные пути решения, ведущие к успеху.

– Чем рискует начинающий ученый, подавая заявку на грант малоизвестного (или вовсе неизвестного) грантодателя?

– Этика отношений грантодателя и заявителя не предусматривает передачи научной информации третьим лицам. Как правило, такие моменты оговариваются в условиях грантовской программы. Теоретически можно себе представить утечку информации, эксперты тоже люди. Однако мне такие случаи неизвестны и, надеюсь, не будут известны.

– Каковы наиболее распространенные виды грантов и их размер?

— Наиболее распространены три вида грантов: гранты на исследовательские проекты, стипендии, поддержка научных контактов (стажировки, поездки на конференции и т.д.). Студент, как исследователь начального уровня, может рассчитывать на поддержку его исследовательского проекта лишь в отдельных случаях. Более распространенной является ситуация, когда студенты становятся исполнителями проектов в составе небольших исследовательских коллективов под руководством своих научных руководителей. Но даже в этом случае размер грантов оставляет желать лучшего. Так, наиболее распространенные гранты Российского фонда фундаментальных исследований редко превышают сумму в 30 000 рублей на человека в год. При этом в названную сумму входят расходы на приобретение оборудования, материалов, накладные расходы и так далее, а на зарплату остается лишь небольшая часть.

Стипендиальные программы имеют ограниченное распространение и предлагаются Советом по грантам президента РФ (www.extech.ru), Институтом «Открытое общество» Фонда Сороса (www.issep.rssi.ru), Конкурсным центром фундаментального естествознания при правительстве Санкт-Петербурга (www.gc.spb.ru), а также российскими и международными научными обществами. Размер стипендий для студентов и аспирантов достигает 1500 долларов США в год, но это скорее исключение. Гранты на поездки, стажировки, участие в конференциях – одни из самых распространенных и у российских, и у зарубежных грантодателей. Сумма гранта в данном случае определяется характером расходов. Многие грантодатели указывают, что преимущественное право на получение грантов этой группы имеют молодые ученые в возрасте до 30-35 лет.

– Что нужно сделать, чтобы не только найти подходящую программу, но и выиграть грант?

– Технология написания успешной заявки – это предмет для особого разговора. При ее составлении необходимо учитывать, что вашему проекту предстоит жестко конкурировать с другими, не менее достойными. Поэтому заявка, помимо представления ваших идей, должна убедить эксперта в том, что именно ваш проект должен быть поддержан. Необходимо обнаружить и продемонстрировать самые сильные стороны своего коллектива или себя лично. Если вы обладаете уникальной аппаратурой, методикой, являетесь единственным владельцем данных или имеете серьезный экспериментальный задел – все это должно быть показано в явном виде. Предположим, что вы подаете заявку на трэвел-грант – поездку на конференцию. Обязательным пунктом заявки является ответ на вопрос, почему данная конференция представляет для вас большой интерес. Традиционно этот пункт заполняется информацией общего рода о том, что данная конференция является представительным мероприятием, на ней будут обсуждаться актуальные проблемы вашего научного направления и так далее. Однако более сильным способом подачи информации будет указать, что в выбранной вами конференции участвуют крупнейшие мировые авторитеты в вашей области – и перечислить их по именам. При этом стоит отметить, что представленные вами тезисы вызвали большой интерес у вышеупомянутых лиц, и вы едете для того, чтобы обсудить с ними конкретные научные проблемы. В данном случае я не предлагаю искажать факты, наоборот, необходимо привести действительность в соответствие с вышесказанным. Для этого вы можете отправить свои тезисы не только в оргкомитет конференции, но и персонально ученым, которых вы считаете авторитетами, спросив их мнение о вашей работе. Едва ли вы останетесь без ответа, и полученные реплики и дискуссию вы можете использовать для усиления своей заявки на грант.

Следует отметить, что при экспертизе вашей заявки будет учитываться количество ваших публикаций, выступлений на конференциях, факты получения вами грантов других программ и так далее, поэтому молодым ученым следует активно публиковаться, участвовать в любых возможных научных мероприятиях.

– Существует ли в работе геологов элемент секретности (например, относительно геологоразведки и стратегических полезных ископаемых) и вносит ли это коррективы в участие в международных программах?

– Часть геологической информации, связанной с характеристикой запасов месторождений, относится к категории государственной и, чаще, коммерческой тайны. Это не является препятствием для участия в международных программах, поскольку они направлены на решение фундаментальных научных проблем. В применении к конкретному месторождению это означает, что исследуется не величина запасов минерального вещества, а причина, которая привела к его появлению в этом месте.

– Бывают ли гранты, которые не надо «выигрывать», то есть, на которые конкурс слишком мал из-за того, что о программе широкая общественность не знает?

– Нет. Бывают гранты с конкурсами различной жесткости. В силу очевидных причин размер гранта и вероятность его получения находятся в обратной корреляции.

– Разработана ли стандартная форма заявки на грант (вроде «формы» для резюме при трудоустройстве)?

– Универсальной формы заявки на грант не существует. В каждом случае грантодатель в явном виде указывает, какую информацию он хочет получить от заявителя. Иногда требуется очень серьезная методическая часть, сопоставимая по объему с полноценной научной публикацией. В других случаях требуется лишь анкета с указанием основных биографических данных и научных достижений.

– Очевидно, большинство грантов – иностранные. Какая страна предоставляет больше всего таких программ для геологов?

– Специальных грантов для геологов практически нет, как правило, поддерживаются исследования в области естественных наук.

– Много ли таких грантов «петербургского» (или российского) происхождения?

– Действительно, большинство грантовских программ имеет иностранное происхождение. В то же время большинство фактически получаемых грантов – российские. Это связано с тем, что зарубежные грантодатели, как правило, не заинтересованы в развитии исследований на территории России. Исключение составляют гранты международных научных обществ, не имеющие национальных предпочтений. Пожалуй, единственным крупным зарубежным источником финансирования исследовательских проектов является программа INTAS Европейского Союза (www.intas.be) – специализированный фонд содействия исследованиям на территории бывшего Советского Союза. При этом европейские коллеги далеки от альтруизма. Согласно условиям выделения грантов INTAS, исследования должны проводиться совместно учеными из стран бывшего СССР и их партнерами из стран Евросоюза. Таким образом, Европейский Союз проводит политику в отношении науки, одновременно решая несколько задач: мониторинг научных исследований на территории России, выявление перспективных научных проектов, коллективов и индивидуальных ученых, передача накопленных знаний в европейские исследовательские центры в ходе совместных работ, стажировок и конференций.

В целом, иностранные грантодатели в большей степени способствуют научным обменам, стажировкам, поездкам на конференции, чем прямой поддержке ученых, работающих в России.

По этой причине большинство исследований, выполняемых на территории России, получают поддержку отечественных грантодателей, крупнейшим из которых является Российский фонд фундаментальных исследований www.rfbr.ru, действующий на уровне правительства РФ. Кроме РФФИ, самостоятельные грантовские программы действуют на всех уровнях исполнительной власти, от министерств до местных администраций. При этом гранты крупных фондов призваны решать стратегические задачи, проводить политику государства в отношении науки. Характерным примером такого рода деятельности является федеральная программа «Интеграция», созданная совместно Министерством образования и Академией наук. Согласно условиям этой программы, гранты выделяются исследовательским группам, одновременно включающим исследователей из организаций Министерства образования и ученых институтов РАН. Таким способом, за счет формирования совместных коллективов, достигается стратегическая задача объединения вузовской и академической науки, подготавливается почва для их слияния.

Грантовские программы, действующие на уровне местных администраций, выполняют в основном социальные функции и представляют собой стипендии малообеспеченным молодым исследователям. Характерным примером такого рода фондов является Конкурсный центр фундаментального естествознания при правительстве Санкт-Петербурга, www.gc.spb.ru, предоставляющий стипендии студентам, аспирантам и молодым ученым Санкт-Петербурга.

– Правда ли то, что Интернет – основной источник для поиска грантов? Можно ли найти грант через обычную поисковую систему вроде Яндекса? Каковы основные «подводные камни» поиска в Интернете?

– Не совсем так. Действительно, информация обо всех грантовских программах доступна через Интернет и может быть получена посредством использования поисковых машин. В то же время, эффективность Интернет-поиска сдерживается традиционными для интернета причинами – обилием перекрестных, ложных и устаревших ссылок, присутствием огромного количества информационного мусора. Значительно более эффективным является использование специализированных информационных систем, таких как проект «Наука и инновации» www.rsci.ru, которые получают информацию непосредственно от грантодателей и своевременно публикуют данные на своем сайте. Здесь же можно бесплатно подписаться на получение новых информационных сообщений. Кроме того, на веб-странице любой грантовской программы вы найдете ссылки на страницы других грантодателей.

– Каким образом вы оцениваете эффективность лекции о грантах? Сколько лет она уже существует в учебной программе и увеличилась ли активность – и результативность – поиска грантов студентами?

– Лекция о грантах читается в течение последних семи лет и традиционно вызывает живой интерес у слушателей. Интенсивность участия студентов и аспирантов в грантовских программах за эти годы заметно возросла. Однако едва ли можно считать, что это происходит только благодаря наличию специализированного занятия. На мой взгляд, решающая роль здесь принадлежит увеличению количества информации, поступающей по разным каналам – Интернету, научной прессе, личным контактам. Кроме того, важным фактором является увеличение компетентности научных руководителей в вопросах поиска источников финансирования. Именно научные руководители, как правило, являются инициаторами подачи заявок, помогают в выборе актуальных научных задач, корректируют текст заявки и, в конечном итоге, определяют успешность заявителя.

– Обычно информацией о том, где и как искать гранты, знающие люди предпочитают не делиться, чтобы не стимулировать конкурентов. Как вы считаете, оправдывает ли себя такой расчет?

– Шила в мешке не утаишь. Это удел тех, кто не чувствует в себе сил для открытой конкуренции. С таким мироощущением трудно рассчитывать на победу.  

Вопросы задавала Венера Галеева

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков