Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 10 (3666), 16 апреля 2004 года
визитная карточка факультета

На смену первым шагам
пришел опыт

Его еще по привычке упоминают среди «новых» факультетов, тем не менее в конце марта факультет международных отношений отметил свое десятилетие. Срок уже достаточно большой, чтобы говорить о сложившемся опыте работы, о качестве подготовки выпускников (в июне состоится уже пятый выпуск), о месте, которое занимает факультет в системе аналогичных высших учебных образований в России. Впрочем, и слово «новый», наверное, до сих пор уместно в разговоре об университетских международниках: новые программы, новый стиль преподавания, новый взгляд на современный мир, и даже студенты какие-то по-новому подтянутые, корректные, безусловно, увлеченные учебой и научной работой.

К.К.Худолей, декан факультета международных отношений.

К.К.Худолей, декан факультета международных отношений.

Декан факультета международных отношений профессор Константин Константинович Худолей возглавляет факультет все 10 лет его существования. Собственно говоря, он был инициатором его создания и одним из основных организаторов.

– Константин Константинович, обычно бывает, что чем больше времени проходит с момента создания чего-то, тем лучше понимаешь мотивы, которые побудили делать именно это и поступать в соответствии с планом, который родился давно. Так было, например, когда 10 лет назад мы перешли на новый формат университетской прессы и стали выпускать журнал. По прошествии времени мы уже можем объяснить, почему мы сделали это, насколько правильно был выбран путь и как складывались предпосылки для того, чтобы сегодня мы могли развивать и продолжать наш проект. Не так ли у вас? Оглядываясь назад, можете ли вы сказать, что все было сделано единственно возможным образом?

– Мне очень нравится одно замечание Генри Форда, который сказал приблизительно следующее: что если у нас и есть традиции, то только одна – все, что мы делали, можно было делать лучше. Сегодня, оглядываясь на пройденный путь, мы тоже видим, что многое организационно можно было сделать по-другому. Критический подход к своей работе заставляет видеть ошибки, которые мы совершили, неоправданную сложность решения отдельных вопросов. В конце концов, некоторые события тогда представлялись нам в розовом свете. Действительно, кто бы мог подумать 10 лет назад, что партийный архив, который нам обещали вывезти в течение короткого времени, и по сей день будет оставаться на своем месте, а мы – по-прежнему испытывать дефицит учебных площадей. Теперь нам обещают, что окончательное освобождение помещений произойдет к 2011 году. Нельзя сказать, чтобы мы легко и без проблем прошли первое десятилетие своего существования, но, наверное, это и хорошо, что приходилось сталкиваться с трудностями. Как ни странно, именно они позволяли находить оптимальные пути развития, отметать лишнее, наносное, совершенствовать образовательный процесс. На смену первым шагам пришел опыт, и сегодня мы себя чувствуем вполне уверенно на образовательном рынке. На факультете сложился вполне работоспособный преподавательский коллектив, которому мы уделяем постоянное внимание. Нам важно, чтобы в учебном процессе были задействованы три поколения преподавателей и ученых. Во-первых, наш золотой фонд – преподаватели с большим стажем и научным багажом, затем среднее поколение с блестящим педагогическим опытом и, наконец, наша молодежь, которую мы вырастили, подготовили и возлагаем большие надежды на нее. Средний возраст преподавателей факультета международных отношений – 38 лет.

– А насколько вы довольны студенческим коллективом? Что это за люди, как они занимаются, чего хотят? Во многом ли они отличаются от студентов, которые пришли к вам на факультет в 1994 году?

– Я вас, наверное, не очень удивлю, если скажу, что чрезвычайно доволен сегодняшними студентами. Это хорошо воспитанные, пытливые ребята, которые с увлечением относятся к учебе, прекрасно представляют нашу высшую школу и в России, и за рубежом. Недавно факультет смог послать троих старшекурсников в Женеву на конференцию по проблемам ВТО. Ребята вернулись оттуда буквально окрыленные, они поняли, что уровень их профессиональной подготовки совершенно не отличается от уровня европейских студентов аналогичного профиля. Это дает уверенность в своих силах и, может быть, именно такая уверенность – главное, что должны получать студенты, выходя из стен нашего факультета. Важно не просто обладать хорошими современными знаниями, но и понимать, что именно такая подготовка сегодня востребована и высоко котируется и у нас в стране, и за рубежом. Кстати, о зарубежных странах. За 10 лет существования факультета у нас учились студенты из 50 стран мира. Это США, Аргентина, Таиланд, Япония, Германия, Польша, Эстония, Латвия и другие. Сейчас к этим странам добавились Новая Зеландия и Норвегия.

– Обучение на факультете – это основное, но не единственное. Наверное, за прошедшие годы вы смогли сказать свое слово и в различных областях международной политики нашего государства?

– Ваш вопрос звучит как-то уж слишком «пышно». Просто наряду с обучением студентов мы занимаемся теоретическим обоснованием многих практических шагов нашей дипломатии. Исследования ученых факультета международных отношений СПбГУ, изданные в виде брошюр, книг, специальных докладов, итоговых документов различных научных конференций, внимательно читают в органах власти и учитывают в практических шагах российской дипломатии. На конференции, которые собирает факультет, приезжают не только ученые, но и политики, которые с вниманием относятся к тому, что высказывается там.

– Я помню, как в 1997 году вы проводили первый круглый стол по проблемам расширения НАТО, в котором приняли участие представители этого блока. Я также помню, что, опубликовав отчет об этом заседании, мы получили нарекания со стороны общественности, которая упрекала нас в «сближении с потенциальным противником».

– Не только у вас, но и у нас были критики, но мы сразу же поняли, что взяли верный тон в диалоге с представителями НАТО, что у нас есть много сходных проблем, решать которые следует совместно. Кстати сказать, встречи за круглым столом с представителями НАТО стали ежегодными. Сегодня мы уже можем сказать, что очень многие предложения, прозвучавшие в ходе обсуждения, реализованы. Сегодня в дискуссиях принимают участие представители НАТО, политики из США, ряда европейских стран, в контактах, которые мы предоставляем, заинтересованы сотрудники МИДа России. На недавно состоявшемся заседании круглого стола по вопросам НАТО присутствовали министры обороны Финляндии и Швеции. Нашим зарубежным гостям интересны обсуждения, которые ведутся в стенах факультета, а самое главное – они пытаются уловить общее направление развития теоретических исследований в международных отношениях.

– В сентябре Россия подписала Болонскую конвенцию, которая положила начало движению к общему европейскому образовательному пространству. Как с точки зрения вашего факультета видятся преобразования в университете в русле Болонского процесса?

– У нас имеются основания судить о ходе этого очень масштабного процесса в рамках всей Европы. Мы уже сделали многое для внедрения стандартов европейского образования. Со следующего года мы полностью переходим на двухуровневую систему подготовки – бакалавриат, магистратура. Причем делаем это не формально: мы разрабатываем сейчас концепцию, по которой на факультете должна существовать магистратура двух типов – один будет готовить к научной деятельности, другой – исключительно к практической профессиональной. Эти дискуссии, кстати, ведутся сейчас и в Европе, там неформально появился даже термин для определения выпускных работ в «научной» магистратуре – «baby PhD». Кроме того, очень важно приучать студентов слушать лекции на английском языке, поскольку образование в Европе в крупнейших университетах ведется именно на этом языке. Поэтому уже сейчас одна из магистерских программ звучит у нас по-английски. В дальнейшем мы будем переводить и другие программы на этот язык.

– Поскольку вы изучаете современные мировые проблемы, то, вероятно, то, что актуально на сегодняшний день в сфере мировой политики, является темой ваших научных работ?

– Мы стараемся следить за всеми тенденциями развития международных отношений. Даже дипломные работы студенты пишут, исследуя внешнюю политику различных стран мира. Причем интересно заметить, что предпочтение не оказывается ни одному региону. Для нас интересна ситуация в любой точке земного шара. Сегодня очень много говорят о положении в Ираке. Я не стал бы делать прогнозов и говорить что-то конкретное на этот счет, однако надо заметить, что мы уделяем внимание этому вопросу. Но главный вызов на сегодняшний день – это терроризм, который угрожает всем странам мира. Мы плохо еще осознаем, что живем в совершенно новой для себя ситуации: война объявлена каждому человеку на Земле. Мир вступил в новый этап, который совершенно не изучен с точки зрения теории международных отношений. Обратите внимание, сегодня много говорят о практике борьбы с террором, однако для того чтобы эффективно находить практические методы борьбы, нужно знать проблему изнутри, надо ориентироваться в предпосылках возникновения террора, его особенностях. Даже наши студенты трудно осознают, что террор с точки зрения науки очень перспективное направление для исследований, здесь можно сделать настоящие открытия, найти нетривиальные пути решения многих проблем. Тем не менее студенты не очень-то хотят разбираться с этой проблемой как раз именно потому, что нет базы – книг, исследований, диссертаций, описывающих проблему террора. Сегодня мы очень мало знаем о национальных религиозных экстремистских организациях, практически ничего не известно о международных неправительственных сетях, о неправительственных организациях, а ведь именно участники этих организаций становятся реальными действующими лицами на международной арене. Для того чтобы ответить на вопрос, что можно в современных условиях противопоставить терроризму, надо прежде всего выяснить социально-экономические, психологические, национальные, религиозные, этнические и многие другие аспекты происхождения терроризма. А то мы слышим, что борьба с ним – это исключительно силовые методы или, напротив, – только политическое урегулирование. Я не могу сегодня однозначно принять ни одну точку зрения, потому что, повторяю, проблема терроризма требует глубокого научного осмысления. На факультете международных отношений мы стараемся повернуть исследовательскую работу в этом направлении. Несмотря на то, что мы довольно молодой факультет, уже сложилась некая инерция исследований, значит, настал момент по-новому посмотреть на ситуацию в мире, менять приоритеты научной деятельности и не снижать уровень престижного образовательного и научного центра, которого мы достигли за 10 лет серьезной работы.  

Наталия Кузнецова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков