Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 10 (3666), 16 апреля 2004 года
мир и мы

Речь профессора Кристофера Ценгера
по случаю присуждения ему звания
«Почетный доктор
Санкт-Петербургского университета»


Уважаемая профессор Вербицкая, уважаемый профессор Леонов, уважаемый профессор Чирцов, уважаемый профессор Фаддеев, дамы и господа!

Я глубоко тронут тем, как меня чествовали на сегодняшней церемонии. И я, конечно, прекрасно понимаю, что не заслужил таких почестей. Но поскольку решение о присуждении звания принято вами, мне не следует его обсуждать. Вместо этого мне хотелось бы сказать несколько слов о том, что дало повод для сегодняшнего события. Несомненно, речь идет о роли людей нашей профессии – ученых, о значении науки, и мне хочется употребить здесь немецкое слово wissenschaft, которое означает не только естественные науки.

Вопросы, на которые мне полагалось дать ответы в ходе церемонии, помогают совершенно прямо раскрыть мою тему.

Вы спрашивали, хочу ли я работать во имя мира и дружбы между народами. Этот вопрос затрагивает самую суть науки, ибо наука никогда не имела и не будет иметь национальных границ. Ценность научного открытия не зависит от национальности того, кто его сделал; научный прогресс в большой степени определяется возможностью сотрудничества и обмена идеями через границы, разделяющие народы. Должен признаться, я был глубоко поражен тем, что ваш университет открыт для сотрудничества с нашим университетом, и что ваши люди не поминают те тяжкие исторические испытания, ответственность за которые лежит на моей стране, — испытания, пережитые ими всего лишь 60 лет тому назад, особенно здесь, в Санкт-Петербурге. И именно поэтому я чувствую, что мой личный долг — всеми силами содействовать этому сотрудничеству.

Другой аспект роли ученых был затронут в вашем втором вопросе ко мне. Это была мысль немецкого ученого Вильгельма фон Гумбольдта, который сказал, что изучение чего-либо всегда должно сочетаться с обучением, и что наилучшее место для такого сочетания – университет. Лучшие ученые должны заниматься и обучением, и Гумбольдт провозгласил, что передавать научные знания может лишь тот, кто сам занимается научными исследованиями. Здесь в зале присутствуют студенты из Санкт-Петербурга, а также небольшая группа студентов из Мюнхена, которые 10 дней совместно работают в нескольких группах. Те, кто не слишком знаком с наукой, обычно полагают, что задача науки – найти ответы, которые ставит природа или люди, и что эти ответы должны давать специалисты. Но мой опыт подсказывает, что обычно гораздо труднее поставить верные и новаторские вопросы, чем дать ответы. И умная молодежь часто ставит лучшие вопросы, потому что она не отягощена бременем знаний. Поэтому профессора могут многое позаимствовать у хороших студентов. Лично я восхищаюсь русской традицией поддерживать лучших учащихся с как можно более раннего возраста в специальных классах и воспитывать их в контакте с самыми лучшими учителями. Мы у себя в Германии еще только начинаем вводить эту традицию и применять эти идеи в наших школах и университетах.

Лично я буду делать все, что в моих силах, чтобы способствовать совместному обучению наших студентов, в частности, через упрочение и расширение недавно учрежденных летних и зимних школ как в вашей, так и в моей стране. Необходимо также создать солидную основу для того, чтобы петербургские студенты могли поучиться какое-то время в Мюнхене, а мюнхенские – в Санкт-Петербурге, включая возможность получить двойные дипломы обоих университетов. Нужно проделать много административной работы, мы должны бороться за деньги, нам нужны тесные контакты между преподавателями, чтобы скоординировать расписания. Зимние школы также могут помочь выполнению этих задач, потому что преподаватели имеют здесь возможность обменяться идеями, и к тому же всегда лучше начинать такую совместную работу сначала с небольшим числом студентов, чем гнаться за количеством.

Третий важный для меня аспект – это то, что наука все чаще и чаще преодолевает границы, существующие между разными дисциплинами. Я, например, изучал физику, защищал докторскую по математике, а ныне я профессор информатики – дисциплины, которая даже не существовала в то время, когда я учился. Более того, основные прорывы в современной науке происходят во многих случаях на стыках дисциплин. Академик Фаддеев может послужить прекрасным примером: никто не может сказать, кто он больше – математик или физик. И действительно, многие современные задачи математики пришли в нее из других дисциплин. В тот исторический период, когда наука в течение долгого времени рассматривалась как единое целое, все это считалось правильным и было общепринятым. Но по крайней мере в Западной Европе этот факт на некоторое время был забыт, и мы теперь только начинаем бороться с последствиями этой ошибки, преобразуя структуру и управление нашего университета. Я знаю, что первые идеи о начале тесного сотрудничества между нашими университетами в области образования пришли от физиков. А теперь нам следует распространить эти идеи по крайней мере на математику и информатику, чтобы создать прочный и устойчивый базис.

Мы также должны тесно сотрудничать с промышленностью. И это очень добрый знак – то, что наша зимняя школа с самого начала в большой степени была поддержана промышленными компаниями. И для студентов это тоже важно, так как они во время занятий могут получить интересную практическую работу, а также воплотить новые знания непосредственно в практику. Наша студенческая школа предусматривает также два так называемых «дня менеджмента», в течение которых мы работаем с нашими промышленными партнерами, и здесь студенты могут понять, что от них будут ждать на практике после окончания университета. Мы рады, что правительство земли Баварии также поддержало наши идеи с самого начала, и я лично особенно рад, что представитель этого правительства г-н Яспер тоже пробудет здесь несколько дней.

Мы также должны не забывать знакомиться с культурой наших стран. Я хорошо помню, как когда мне было семнадцать, я был болен и должен был оставаться в постели несколько дней. Я нашел в нашей библиотеке книгу Достоевского «Идиот» на немецком, и я читал ее три дня и три ночи. А когда я был в Петербурге, я понял, что услышать Чайковского на его родине – это нечто необыкновенное. Мне кажется, что знать что-то о культуре страны – это важный шаг к пониманию народа.

И в заключение я хотел бы поблагодарить всех вас.

Прежде всего я хотел бы поблагодарить ректора Санкт-Петербургского университета профессора Вербицкую и Ученый совет университета, которые приняли решение о присуждении мне этого звания. Я также хочу выразить свою искреннюю благодарность Ученому совету математико-механического факультета во главе с деканом профессором Леоновым. И наконец, я хочу поблагодарить всех организаторов сегодняшней церемонии.

Отдельно я хочу поблагодарить академика Людвига Фаддеева, с которым я скоро снова встречусь в Мюнхене, профессора Юрия Mатиасевича и профессора Сергея Славянова, которые проделали большую работу, чтобы создать нашу Немецко-российскую студенческую школу в Санкт-Петербурге. Я хотел бы высказать наилучшие пожелания и веру в прекрасное будущее этого начинания.

Мне очень жаль, что я не мог произнести эту речь на русском, поэтому я хочу сказать хотя бы одно русское слово в конце: Спасибо!  

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков