Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 10 (3666), 16 апреля 2004 года

Что нужно, чтобы получить чудо?
Нужно ему помочь!


Химия, на мой взгляд, одна из самых сложных и непонятных наук, очень серьезная и «взрослая». Признаться, я всегда считала ее скучной и неинтересной… Но сегодня мне суждено было посмотреть на химию другими глазами. Ведь тот, кто побывал на ежегодном празднике для детей «Путешествие в увлекательный мир химии», не может не относиться к этой науке как к Чуду!

25 марта 2004 года в аудиторию химфака пришло много детей совершенно разных возрастов: есть даже те, кто уже с четырех лет тянутся к знаниям. Все они, даже те, кто на этом празднике впервые, наверняка питают к химии какие-то особые чувства и с нетерпением ждут, когда же начнется само Чудо…

Знаменитый фонтан-чаша на химическом факлуьтете.

Знаменитый фонтан-чаша на химическом факлуьтете.

Перед зрителями появляется ведущая Анна Алексеевна. Все разговоры в аудитории прекращаются; дети замирают на своих местах в предвкушении чего-то необыкновенного. Эту волнительную тишину нарушает голос Анны Алексеевны: «Вот теперь, когда все успокоились, давайте произнесем нашу клятву. Повторяйте за мной:

Клянусь поверить в Чудо,
Клянусь, мешать не буду,
А если все же буду,
Пусть про меня забудут
И никогда, и никогда
Меня не позовут!»

Выключается свет, ведущая уходит. Перед нами появляются три девушки, в руках у них по свече. Они начинают исполнять незамысловатые движения, но их танец – таинственный и легкий – очень захватывает зрителя. И когда девушки уходят и включается свет, гости еще находятся как будто в полусне: в зале, полном детей и взрослых, очень тихо, спокойно и тепло…

Опять раздается голос ведущей: «И вот все в сборе, час настал, магистр – в зал!»

Тут перед нами разворачивается целое театральное представление. Вбегают сказочные персонажи: Арлекин, Мальвина. Они узнают, что злая ведьма решила испортить праздник… Но вдруг появляется маленькая добрая фея, расколдовывает все скляночки Магистра и дарит ему игрушечное сердце со словами: «Это наше сердце, мы вас очень любим!» Зал взрывается аплодисментами. К рабочему столу выходит главная «волшебница» Надежда Павловна и начинает звенеть химическими колбами, приготавливаясь к опыту. Ведущая обращается к залу: «Кто четко уверен, что он колдун?» Лес рук. Анна Алексеевна выбирает двоих детей, надевает на них белые халаты и подводит к столу. Зал опять затихает и внимательно смотрит на два стеклянных цилиндра в руках у Магистра: в одном – три разные жидкости – красного, коричневого и синего цвета – идут, не смешиваясь, друг за другом; в другом – просто прозрачная жидкость. Магистр берет сначала «трехцветный» цилиндр, дает его в руки своему маленькому помощнику и вместе с ним трясет сосуд, перемешивая таким образом все цвета, ставит цилиндр на стол. Вместе со вторым помощником он то же самое делает с другим сосудом. Оба цилиндра с взболтанными в них жидкостями стоят на столе. Зрители с напряжением ждут, что же будет дальше. И вот происходит Чудо! Первый сосуд опять становится «трехцветным», а во втором – жидкость принимает желтый цвет. Надежда Павловна включает настольную лампу рядом со вторым цилиндром, и мы видим, что он переливается тысячами маленьких блесток. По аудитории прокатывается волна удивления и восхищения! Для следующего опыта опять выбирают двоих добровольцев из зала. Магистр начинает переливать воду из стакана в стакан (с разными химическими веществами), и цвет в стаканах меняется. Затем он смешивает две жидкости и ставит сосуд на стол. На наших глазах его цвет начинает быстро меняться: белый, желтый, синий, опять белый и т.д. Цвета в стакане как будто вспыхивают и очень скоро сменяются вспышкой другого цвета. Нам объяснили, что по-научному эта реакция называется колебательной, а в народе просто – химические часы.

Горящие и... несгорающие платки!

Горящие и... несгорающие платки!

Дальше нам показывают «светящийся» опыт с использованием фосфора, затем опыт с горением, в преддверии которого Анна Алексеевна рассказывает историю про дьявольские спички. Дети ее очень внимательно слушают, а когда ведущая спрашивает у них: «А кто мне скажет, кто такие аристократы?», одна очень серьезная девочка говорит: «Аристократы – те, которые курят». Все дружно зааплодировали! Но маленькая девочка, по-моему, не поняла причину всеобщего веселья.

Для следующего опыта Анна Алексеевна опять выбирает нескольких детей и подводит к Магистру. Он просит у них обычный носовой платок, смачивает его в жидкости и поджигает… Один из ребят крикнул: «А! Это был платок моего брата!» Но платок «выходит» из огня целым и невредимым и возвращается к своему слегка удивленному и смутившемуся хозяину!

«Еще один фокус с огнем, – говорит Анна Алексеевна. – Ну, кто у нас самый храбрый?» Она выбирает примерно десять детей, и они встают в длинную шеренгу вдоль рабочего стола. По просьбе Магистра они вытягивают правую руку вперед, и Надежда Павловна каждому на ладошку кладет по ватке, пропитанной специальным раствором. А затем эти ватки поджигают: они вспыхивают ярким пламенем и быстро затухают. Когда после праздника я говорила с маленькой девочкой Дашей, которая участвовала в фокусе, она сказала, что этот огонек, наверное, был волшебным, потому что вспыхнул очень ярко, но ни капельки не обжег ее, и ей казалось, что она держит в руке крошечного теплого котенка.

Не успели еще участники разойтись, как Магистр уже начал следующий опыт – поджигание мыльных пузырей. На мой взгляд, это самое чудное зрелище за весь праздник! Однако рано делать выводы, ведь остается последний фокус.

Чтобы он получился, от нас просят немного терпения. Мы, затаив дыхание, сидим на своих местах и ждем… чуда! Надежда Павловна и Магистр что-то химичат у своего стола, и мы с напряжением наблюдаем за непонятным таинством. И вот, наконец, все готово! «Осталось немного подождать! Тише, а то самое интересное пропустите», – говорит Надежда Павловна. Мы смотрим на какой-то странный темный предмет на столе. Все сидят, как застывшие, – ни одного шороха или звука… И вдруг… Оглушительный… молниеносный… взрыв! Мы даже подпрыгнули от неожиданности!

Этот финальный аккорд очень динамично и ярко закончил праздник. За химическим взрывом последовал такой же сильный шквал аплодисментов! Хлопали дети, их родители, бабушки и дедушки; вместе со всеми радовались мы и, конечно, организаторы этого чудесного праздника! Анна Алексеевна дарила всем детям, участвовавшим в фокусах, подарки, вручала грамоты. Абсолютно все остались довольны. Праздник получился веселым и полезным. Особенно для меня, но не только в химических вопросах. Я лишний раз убедилась, какие гениальные дети живут в нашем городе! Например, поговорив с мальчиком Мишей, я сразу поняла: из этого человечка обязательно вырастет великий ученый! Мише всего 10 лет, он уже 5 раз побывал на этом празднике (который возник, кстати, только 6 лет назад). Он сказал, что каждый год появляется много новых опытов, но некоторые все-таки повторяются, например, самый первый – с двумя цилиндрами. Миша рассказал, что на самом деле в первом цилиндре (с тремя разными цветами) находилась вода, спирт и тексан, а во втором («золотой дождь») – иодий свинца. Я поразилась его познаниям и искренне порадовалась за этого ребенка. Однако другие дети, с которыми я разговаривала, оказались ничуть не менее эрудированными. Все они очень живо делились своими впечатлениями от праздника и обязательно обещали прийти еще раз! Мама одного ребенка сказала: «Вполне возможно, что какие-то дети из этой аудитории станут химиками». Да, вполне возможно, потому что когда человека учат относиться к науке как к Чуду, он не может не любить ее! А праздник учит именно этому!  

Наташа Смирнова,
абитуриентка

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков