Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 10 (3666), 16 апреля 2004 года
далекое—близкое

Д.И.Менделеев:
«Без светоча науки и с нефтью будут потемки...»

В предыдущем номере журнала мы рассказали о социально-экономических идеях Д.И.Менделеева (см.«СПбУ» № 8-9 от 31 марта 2004 г.). Публикация вызвала интерес к жизни и деятельности великого ученого и совпала с открытием новых разделов экспозиции в Музее-архиве Д.И.Менделеева при Санкт-Петербургском государственном университете. Заведующая архивом Музея-архива Нина Георгиевна КАРПИЛО ведет экскурсию и попутно отвечает на мои вопросы.

В первую очередь Нина Георгиевна показала круговую диаграмму логики творчества Д.И.Менделеева. Эта схема прекрасно демонстрирует, как ученый в своем научном, практическом и социальном творчестве переходит от какой-то научной идеи к ее технической разработке. А затем от технической разработки движется к решению экономических и социальных задач всей России.

– Вы видите, здесь несколько концентрических кругов, – объясняет Н.Г.Карпило. – Центральный кружок показывает группу ранних работ Д.И.Менделеева, положивших начало исследованиям в разных областях. Внутреннее кольцо – работы теоретического характера. Среднее – труды, относящиеся к практической деятельности: технологии, технике и прикладным вопросам. Внешнее кольцо – статьи, книги и выступления по проблемам экономики, промышленности и просвещения.

“Истинный завет Петра Великого состоит именно в том, чтобы нашу страну, богатую землей, народом и хлебом, сделать богатой в промышленном смысле, потому что это есть единственный путь для умножения блага народного и для удовлетворения его стремлений к просвещению, прогрессу и миру во всем мире”, — писал Д.И.Менделеев.

“...Если без науки не может быть современной промышленности, то без нее /промышленности/ не может быть и современной науки”
Д.И.Менделеев

Но есть еще и особый блок, находящийся за внешним кольцом и объединяющий 73 работы ученого по общим вопросам социально-экономического и философского характера. Сюда относятся фундаментальные книги Д.И.Менделеева “Заветные мысли” (1903-1905) и “К познанию России” (1905-1906), написанные в конце жизни и трактующие самые важные вопросы, связанные с развитием цивилизации, с развитием и процветанием России в окружении мировых держав...

Максим Горький, кстати, для изображения идей и деятельности главного героя романа “Жизнь Клима Самгина” берет “вытяжки” из этих основополагающих работ Д.И.Менделеева и показывает, как они работают на фоне роковых исторических событий в России начала ХХ века. С какими трагедиями было связано воплощение передовых идей, насколько тяжело их внедрять в российскую действительность, с каким сопротивлением сталкивается гений, самородок.

“...Естественных условий, благоприятствующих широкому и самостоятельному развитию крупной химической промышленности, в России столь много, что при росте внутреннего производства, если оно будет руководствоваться знанием, правильным расчетом и достаточным капиталом, Россия может не только с избытком удовлетворить внутренний спрос, но и достичь чрезвычайной дешевизны добычи многих химических продуктов, что должно открыть рынки для их сбыта вне Империи” (Д.И.Менделеев)

Новые разделы экспозиции в Музее-архиве посвящены нескольким, казалось бы, чисто техническим вопросам, которые решал Д.И.Менделеев, – переработке нефти, производству бездымного пороха, каменноугольной и металлургической промышленности. Но на примере решения хотя бы одного из вопросов мы наглядно проследим логику развития менделеевской мысли. И увидим, как от решения частных, локальных проблем он переходит к постановке и решению глобальных, общеэкономических и социальных задач своего времени.

“Только там наука будет любезна народу и станет через него развиваться, где промышленное развитие пустило глубокие корни. Именно поэтому, как служитель науки, ради нее самой, я пламенно желаю промышленного развития страны...” (Д.И.Менделеев)

«Масса нефти есть...»

В 1863 году к Д.И.Менделееву обратился петербургский миллионер Василий Александрович Кокорев. Разбогатев на винных откупах, он стал проявлять интерес к промышленности – построил на Кавказе первый нефтеперегонный завод. Но дела на заводе шли на ахти как – и нефтепромышленник пригласил молодого химика Д.И.Менделеева посетить заводы по производству осветительных масел из нефти. Много позже, в книге “Заветные мысли” Дмитрий Иванович вспоминал: “...В Баку, где у него тогда велось дело с переделкой нефти и в год убытков менее 200 тыс. не бывало. “Либо помогите устранить убытки, либо закройте завод”, – говорил он и дал мне при всем готовом проезде целую тысячу рублей за то, чтобы выяснить ему дело и, если можно, в короткий срок... поправить его”. Менделеев поработал в Баку удачно – познакомился с нефтяными промыслами, с кокоревским заводом, дал рекомендации по вопросам переработки нефти, ее транспортировки, изготовления тары.

В витрине экспозиции в Музее-архиве Н.Г.Карпило показала мне схему нефтеперегонного аппарата, который разработал ученый для заводов В.А.Кокорева. А рядом – черновик записки Д.И.Менделеева “О мерах развития нефтяной промышленности России” для герцога Лейхтенбергского, комиссара русского отдела Всемирной выставки в Париже (1867 г.) Как видите, решив частную проблему, он не останавливается на этом и ставит ее в масштабах всего государства.

Сам Менделеев вспоминает о работе в Баку: “На месте, что можно было, старался поправить и направить, и вышло так, что через год получился чистый доход более чем в 200 тыс. рублей. Приезжает ко мне тогда В.А.Кокорев и предлагает поехать править его дело в Баку, в год получать по 10 тыс. рублей, до 5% с чистого дохода, разочтенного как в этот год. Ни минуты не думая, отказался, чего, конечно, не сделал бы на моем месте ни англичанин, ни француз, ни немец...”

И что же дальше? “Умница В.А.Кокорев” стал допрашивать Дмитрия Ивановича о причинах отказа, опроверг все его доводы и отговорки (о пенсии, о возможности работать для науки и т.п.) “...и очень верно заключил, что все это барские затеи, от которых России очень плохо двигаться вперед...” Менделеев признается: “Когда сам-то стал стариком, тогда только понял, как следует, здравый смысл самородного русского ума

В.А.Кокорева, которому наименее свойственно донкихотство, еще и по сих пор побуждающее нас воевать с ветряными мельницами...” И далее он записывает мысль, особенно актуальную сегодня: “Когда-нибудь осознают это, а пока и то уж хорошо, что есть надежды видеть в Государственной думе немалое число таких самородков, каким был В.А.Кокорев. Их голос весьма важен и, будем надеяться, свое возьмет...”.

«Можно топить и ассигнациями...»

Вопрос с использованием нефти в те годы стоял так же остро, как сегодня. Хотя нефть не имела еще того военно-стратегического значения, но Россия выходила на мировой нефтяной рынок — и не с нефтью, а с продуктами ее переработки.

Нефть использовали поначалу для получения керосина (“осветительного масла”) и смазочных масел. Проблема была не решена — нефть в России использовалась неэффективно: “из 150 млн пудов нефти (годовая добыча в районе Баку) получают всего около 50 млн пудов керосина и смазочного масла...” Д.И.Менделеев прекрасно понимал необходимость более тщательной переработки нефти: “Главную часть нашей нефти составляют тяжелые масла, они и самые ценные, но зато они и требуют для выхода на рынок и переработки не такой небрежной, как керосин, а веденной с толком и принимая в расчет видоизменяющиеся требования рынка...”

С 1860-х годов начали применять мазут и сырую нефть вместо дров и угля в топках пароходов, паровозов. Менделеев решительно возражал: “...Я против того учения, что нефть наша есть истинный и выгодный заменитель каменного угля. Можно топить и ассигнациями...” Емкий, выпуклый, разящий образ, знаменитая фраза – талант Менделеева-публициста проявился здесь в полной мере.

“Масса нефти есть. Это не ожидание одно, как было еще недавно, – это действительность. Надо теперь эту массу суметь применить к делу, осветить и смазать всю Россию...” (Д.И.Менделеев)

В 1863 году на рынках России появился свой керосин из балаханской нефти – он конкурировал с американским. Но конкурировал не очень успешно, в том числе из-за того, что правительство сдавало нефтяные промыслы в краткосрочный откуп. Лишь в 1873 г. нефтяной откуп был заменен долгосрочной арендой и акцизным обложением (однако акциз, как предупреждал

Д.И.Менделеев, стал экономической миной замедленного действия – на выставке экспонируется “Записка об акцизе на нефть”, адресованная Д.И.Менделеевым г-ну министру финансов Н.Х.Бунге).

«Пусть узнают, сколько есть добра, где возможен барыш...»

В 1876 г. Д.И.Менделеев был командирован министерством финансов в Америку членом комиссии по рассмотрению вопроса о мерах к развитию нефтяного промысла в России. Во время поездки на Всемирную промышленную выставку в Филадельфии он отправился изучать нефтяной промысел в США. Он писал: “Цель моей поездки в Америку состояла в том, чтобы узнать современное состояние техники этого дела в Америке, а главное – чтобы определить причины того понижения в ценности керосина, которое произошло в последние годы...”

Ученый признавал высокий уровень технической оснащенности нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности США. Но одновременно он констатировал, что технология перегонки, конструкция перегонных аппаратов были на очень низком уровне... Итогом поездки была книга Д.И.Менделеева “Нефтяная промышленность в Северо-Американском штате Пенсильвании и на Кавказе” (1877), которую он написал очень быстро (и которая представлена в новой экспозиции).

“Цель этой книги – возбудить у нас вновь внимание к нефтяному делу, указать на то, как оно развивалось в Америке и на Кавказе, и отметить те обстоятельства, которые препятствовали нашей нефтяной промышленности, начавшейся прежде американской, занять надлежащее ей место.
       Разделенные историей и расстоянием, Северо-Американские Штаты и Россия сошлись во многом – оттуда и взаимная симпатия. Странам этим следует разделить в будущем между собою выгоды нефтяного промысла, право освещать потемки всего мира...” (Д.И.Менделеев)

В этой книге Менделеев рекомендовал: “Ведение полного, то есть подробного и постоянного, отчета о ходе в России и Америке всех частей нефтяного промысла, в виде публикации статистических данных о числе, качестве и состоянии буровых работ, о количестве и качестве добываемой нефти, о запасах сырой нефти и керосина, о ценах на все, касающееся нефти. Тайна, секрет – губят большие дела. Пусть узнают, сколько есть добра, где возможен барыш, где он верен, где дело плохо. Этот регулятор принесет пользу прежде всего самим нефтепромышленникам – или они не понимают – даже торговли и промышленности, для которых важнее всего доверие и знание современного рынка...”

«Осветить и смазать всю Россию...»

В печати развернулась широкая дискуссия, громкая полемика между ведущими специалистами. С одной стороны — Людвиг Нобель, инженер-изобретатель и нефтепромышленник, а с другой стороны — профессор Дмитрий Менделеев. Обсуждались вопросы об истощении бакинской нефти, о том, где строить нефтяные заводы.

В США перерабатывали нефть иначе, чем в России, гораздо более эффективно: “Никто в Америке не думает нефтью топить и для перегонки ее подвозят к заводам каменный уголь, а из нефти добывают бензин, керосин, смазочные масла, да вазелин и все сбывают... У нас же в Баку все иначе сложилось”, – с горечью писал Д.И.Менделеев. Только на Волге, на Константиновском заводе крупного промышленника В.И.Рагозина нефть перерабатывалась до последней фракции. На этом заводе Менделеев опробовал и установил аппарат для непрерывной перегонки нефти. В.И.Рагозин понял идеи Менделеева о переработке нефти полностью: “Г-н Рагозин на своих заводах <...> готовит то, что спрашивается, а не заставляет покупать то, что сделано...”

И вот, наконец, победа! Уже в 1895 году Россия обогнала США по росту добычи нефти. И темпы роста увеличивались. А в 1901 году был пик добычи нефти в Росси. Это все прекрасно видно на сравнительной диаграмме, помещенной за стеклом витрины в новом разделе экспозиции Музея-архива.

На этом примере с нефтью мы видим, как растет масштаб работ Д.И.Менделеева. Вначале внутренний круг – теоретические работы ученого, посвященные растворам и гидратам. Затем практическое изучение технологии перегонки нефти на заводах в России и Америке. И наконец, внешний круг – работы, посвященные экономике нефтяной промышленности.

При этом Д.И.Менделеев особенно ратовал за участие науки в решении промышленных вопросов, за то, чтобы научные идеи воплощались, сегодня мы бы сказали, в бизнесе: “Неизбежно необходимо... участие научных сил в разработке многих еще не разрешенных нефтяных вопросов. Наши молодые ученые общества: химическое, техническое, геологическое и др., конечно, не откажут принять посильное участие в важном для народного благосостояния, новом и интересном деле... Без светоча науки и с нефтью будут потемки...”  

Евгений Голубев

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков