Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 8-9 (3664-65), 31 марта 2004 года
твоя история, университет

Становление
женского геологического образования
в России

Ко дню геолога 4 апреля 2004 г.

Вторая половина XIX века занимает особое место в эволюции отечественной высшей школы – это время подъема общественной мысли, крупных достижений в научно-технической области, возникновения новых форм обучения, появления в русском обществе новой категории студенчества – женщин-курсисток. Это было временем экономических, социальных, политических и культурных изменений, которые затронули общество в период реформ.

Профессорско-преподавательский состав кафедры геологии физико-математического факультета университета. Слева направо, сидят: Н.И.Каракаш, В.П.Амалицкий, зав. каф. А.А.Иностранцев, Ф.Ю.Левинсон-Лессинг; стоят: К.К.Фохт, Б.К.Поленов, четвертый Я.А.Макеров. 1901 (?).

Профессорско-преподавательский состав кафедры геологии физико-математического факультета университета. Слева направо, сидят: Н.И.Каракаш, В.П.Амалицкий, зав. каф. А.А.Иностранцев, Ф.Ю.Левинсон-Лессинг; стоят: К.К.Фохт, Б.К.Поленов, четвертый Я.А.Макеров. 1901 (?).

О так называемом женском вопросе писали многочисленные статьи (среди них «Способна ли женщина к математике», «Женщины в университете – добро это или зло?»), создавались правительственные комиссии, проводились бесчисленные дискуссии, как в зале Дворянского собрания, так и в Актовом зале университета. Все общество разделилось на сторонников и противников высшей женской школы; равнодушных не было. Женщины тем временем уезжали получать высшее образование в Швейцарию и во Францию. В Сорбонну женщины стремились со всех концов мира. В Париже в Естественно-историческом музее читались систематические курсы по всем отраслям естествознания, публичные и доступные. В Англии и Америке женщины могли учиться в университетах. Но в геологию уходили немногие.

Ф.Ю.Левинсон-Лессинг в статье «Женщины-геологи» (1901 г.) писал: «Как по числу женщин-геологов, так и по времени их вступления на поприще геологических исследований Англия занимает первое место». В 1823 г. Мари Грэм представила Лондонскому геологическому обществу «Отчет о некоторых явлениях, произведенных последними землетрясениями в Чили». К.Рэзин получила образование в Лондонском университете, в научной литературе выступила с 1887 г. Ею напечатан ряд работ по петрографии метаморфических пород. Мари Гордон также окончила Лондонский университет, защитила степень доктора наук, работала в области региональной геологии. Несколько исследовательниц работали в области палеонтологии. Во Франции С.Менье работала вместе с мужем, пропагандировала научные труды. Ею были написаны книга о доисторическом человеке, сочинение об источниках, описание геологического конгресса и экскурсий в России в 1897 г. Единственной женщиной-геологом, состоящей профессором в высшем учебном заведении Америки, была Ф.Бэском, она преподавала естественную историю, занималась петрографией. А.Дэвидсон работала в области палеонтологогии, Э.Бойд изучала граниты.

В России начиналась борьба за высшее женское образование для женщин. Весной 1868 г. А.П.Философова и Е.Н.Воронина совместно с активным сторонником женского образования профессором Санкт-Петербургского университета, деканом физико-математического отделения А.Н.Бекетовым (в будущем ректором) обратились к Министру народного просвещения гр. Д.А.Толстому с письмом, подписанным 400 петербурженками, в котором обосновывалась необходимость приобретения женщинами высшего образования. В результате в 1870 г. были открыты Владимирские Высшие курсы для лиц обоего пола. Публичные лекции по предметам историко-филологическим и физико-математическим начали читать выдающиеся профессора Петербургского университета, среди них А.М.Бутлеров, А.Н.Бекетов, Д.И.Менделеев и др. Геологию читал профессор университета А.А.Иностранцев, который «вполне сочувствовал широкому университетскому образованию женщин». Почти одновременно с этими курсами были открыты Аларчинские ЖК с целью устранения пробелов в среднем образовании женщин. Подобные им Лубянские ЖК были открыты в Москве в 1870 г. Там же профессором Московского университета Герье были учреждены ВЖК – высшее общеобразовательное учебное заведение с университетским характером преподавания, куда могли поступить женщины, имеющие свидетельство об успешном окончании полного курса женской гимназии. Во главе стоял Педагогический совет, председателем которого был ректор Московского университета С.М.Соловьев. Программа преподавания была рассчитана на два, позднее на три года, на первом плане были предметы словесно-исторические; математические и естественные науки – для желающих. Лубянские курсы с годами преобразовались в высшие, подобно физико-математическому факультету университета. С 1868 по 1872 г. ВЖК были открыты в Казани, Киеве, Одессе и других городах. Владимирские курсы в Петербурге в 1873 г. были закрыты, так как посещались людьми различного возраста и с различной подготовкой, и систематически читать курсы, подобно университетским, не удавалось. Лишь в 1878 г. в Петербурге были учреждены Бестужевские ВЖК. Организация их сложилась в такой же форме, как и московских. Курсы подчинялись попечителю Учебного округа, во главе их стоял Совет профессоров, председатель которого (профессор К.Н.Бестужев-Рюмин) нес ответственность перед правительством. Организация финансовой и хозяйственной частей сложилась с учетом опыта московских курсов. Работали два отделения: словесно-историческое и физико-математическое. С 1883 г. открылось специальное математическое отделение, и курсы стали 4-годичными. На физико-математическом отделении как общеобразовательные преподавались зоология, ботаника, геология, минералогия, физическая география, геофизика, космография.

Одновременно с учреждением курсов было основано Общество для доставления средств ВЖК, устав которого был утвержден Министерством внутренних дел. Все заботы принял на себя Комитет Общества, члены которого с исключительной самоотверженностью, не считаясь со временем и силами, годами служили развитию и процветанию ВЖК. Основным источником дохода была плата за обучение, составлявшая 50 руб. в год, а с 1889 г. – 100 руб. Ежегодно на 1-й курс принимали до 300 человек, а всего обучалось до 900. Количество членов Общества с каждым годом возрастало, к 1889 г. их насчитывалось более 1000 человек, а сумма членских взносов составляла 5000 руб. Среди членов Общества были известные ученые, художники, артисты, в частности, М.П.Боткин, И.К.Айвазовский, А.И.Куинджи, И.И.Глазунов. Комитет Общества, состоявший в основном из женщин, устраивал литературные вечера, спектакли, книжные базары, балы, летние праздники в Павловске и др., дававшие дополнительный доход. Многие профессора университета не только безвозмездно читали лекции, но и вносили денежные взносы на содержание курсов. Значительными денежными вкладами были пожертвования, которые вносили лица самых разнообразных общественных положений из столиц и самых удаленных уголков Отечества, от русских, проживающих за границей. И количество пожертвований свидетельствовало о том, что «высшее женское образование пользуется живым и деятельным сочувствием всего образованного русского общества». С самого начала существования курсов Общество ежегодно выделяло большие суммы на формирование научной библиотеки, приобретение периодических изданий в России и за границей, а также на создание учебных кабинетов, лабораторий, выделяло средства для именных поощрительных стипендий способным слушательницам. Обществу удавалось «доставлять» на содержание курсов до 60000 руб. в год, с годами эта сумма возрастала. Исключительно на пожертвования и благодаря самоотверженной работе Комитета в 1885 г. было построено собственное 5-этажное здание на 10-й линии Васильевского острова, д. №31, на приобретенном участке земли. На постройку женского университета (так в обществе назывались курсы) И.М.Сибиряков пожертвовал 10000 руб., П.В.Варгунин – 5000, три лица, пожелавшие остаться неизвестными – 11000, 10000, 500 руб., ревнитель женского образования англичанин лорд Голлоуэй – 250000 фунтов стерлингов (2 млн руб.). Как писали в издаваемом ежегодном отчете Комитета Общества за 1884/85 годы, «Санкт-Петербургские ВЖК были обставлены несравненно прочнее и шире, нежели другие подобные учреждения. Имеют собственное прекрасное помещение, богатое собрание учебных пособий, удобные кабинеты и лаборатории по всем предметам физико-математического отделения, довольно обширную библиотеку и дают всем слушательницам возможность заниматься самостоятельными практическими работами под руководством значительного по составу персонала ассистентов и профессоров». В 1900 г. ВЖК имели уже 4 дома, купленные рядом с построенным на 10-й линии, стоившие 615500 руб., с учетом выкупленной земли, в том числе специально построенное в 1895 г. здание общежития для приезжих. В 1915 г. было возведено новое здание вблизи старого по Среднему проспекту, соединенное теплыми ходами с комплексом старых зданий по 10-й линии.

Со времени открытия в Петербурге ВЖК геология и минералогия составляли предмет одной кафедры, которую возглавлял проф. А.А.Иностранцев. Помогал ему проводить практические занятия хранитель геологического кабинета университета П.Н.Венюков (в будущем профессор). Курс геологии А.А.Иностранцев читал по университетской программе – 2 лекции в неделю на II, III и IV курсах и вел практические занятия по петрографии на IV курсе 4 раза в неделю. Минералогия давалась в объеме, необходимом для изучения петрографии, которое в пределах развития и разработки этой отрасли геологии для того времени было поставлено широко. Соответственно был составлен инвентарь кабинета, на создание и пополнение которого Обществом выделялись иногда значительные суммы. П.Н.Венюков вел практические занятия по кристаллографии и минералогии – 4 занятия в неделю на II и III курсах. И хотя долгое время геология на курсах не была профилирующей специальностью, практические занятия посещали более 100 человек II–IV курсов.

В 1887 г. прием на ВЖК во всех городах по распоряжению правительства прекратился, продолжали заниматься курсистки II–IV курсов. До 1889 г., всего15 лет, читал на курсах геологию выдающийся русский ученый А.А.Иностранцев. В 1889 г. по распоряжению императора Александра III возобновился прием только на петербургские ВЖК, причем были исключены медицинские и естественно-исторические науки: геология, минералогия, ботаника, зоология, преподавание которых переносилось в открытый Женский медицинский институт; оставили только физическую географию. Однако интерес к этим наукам был столь велик, что от слушательниц поступило ходатайство о возобновлении их преподавания. Вернуть эти предметы удалось с разными ухищрениями. В 1891 г. в программу была введена кристаллография, чтение лекций было поручено ассистенту университета С.Ф.Глинке. В 1892 г. физическую географию пригласили читать профессора Горного института И.В.Мушкетова. Однако в действительности этот курс представлял геологию в полном объеме. В него входили динамическая геология, петрография, палеонтология, историческая геология. Лекции И.В.Мушкетов читал настолько блистательно, что слушать их приходили математики и даже филологи. В 1892 г. вводится химическая кристаллография, по сути, минералогия. На II курсе С.Ф.Глинка читал кристаллографию, на III – минералогию, на IV курсе И.В.Мушкетов читал физическую географию, 1 час в неделю на каждом курсе проводились практические занятия. Таким образом, удалось полностью возобновить преподавание геологических наук. В 1894 г. в химической лаборатории кабинета была освоена методика исследования почв и удобрений, произведен анализ вятского фосфорита. Однако И.В.Мушкетов в январе 1902 г. скончался, и читать лекции по геологии и заведовать кафедрой физической географии пригласили ученика А.А.Иностранцева, профессора Ф.Ю.Левинсона-Лессинга, к тому времени всемирно известного ученого-петрографа. Франц Юльевич возглавлял кафедру технической минералогии в петербургском Политехническом институте, а в университете состоял в должности ординарного профессора по кафедре геологии и читал курс петрографии. Все коллекции минералов и горных пород, а также пособия и микроскопы, которые при А.А.Иностранцеве находились в геологическом кабинете ВЖК, стали теперь принадлежностью минералогического кабинета, и Ф.Ю.Левинсону-Лессингу пришлось заново организовывать и оснащать геологический кабинет, без которого он не мыслил возможности преподавания. Ему удалось убедить членов Комитета выделять ежегодно значительные суммы на оснастку кабинета и химической лаборатории. Ф.Ю.Левинсон-Лессинг придавал огромное значение точному химическому анализу в геологических исследованиях, и при геологическом кабинете постепенно создавалась прекрасная лаборатория с платиновой посудой. Он заказывал в торговых европейских фирмах Бонна, Гейдельберга, Женевы замечательные систематические коллекции со шлифами изверженных пород, породообразующих минералов, палеонтологические коллекции руководящих окаменелостей. Постепенно в кабинете появились модели по стратиграфии, собрания карт и рисунков, коллекции шлифов горных пород для микроскопических исследований. Франц Юльевич ввел в систему обучения полевые исследования (проводил экскурсии на р.Тосну и в Саблино) и семинарские занятия, предлагал писать работы по реферированию отечественных и иностранных публикаций. Первые годы Франц Юльевич практические занятия проводил сам, с 1905 г. ему помогала окончившая ВЖК ассистент В.Д.Еремина. В 1903 г. кафедра физической географии разделилась на две: физической геологии и минералогии. С.Ф.Глинка читал кристаллографию, кристаллофизику, кристаллохимию на II курсе и описательную минералогию на III курсе, практику по этим дисциплинам ему помогала вести окончившая ВЖК В.Д.Шумова-Делеано. Минералогический кабинет также пополнялся коллекциями шлифов, гониометрами, коллекциями минералов и моделей кристаллов, там появился большой поляризационый микроскоп, станок для приготовления шлифов с механическим двигателем, печь для синтеза минералов, обстановка химической лаборатории для количественного анализа.

В 1911 г. на должность преподавателя минералогии и кристаллографии пригласили магистранта университета, впоследствии профессора, академика А.Е.Ферсмана. Его пребывание на курсах стало яркой страницей в истории геологического отделения. Его лекции привлекали слушательниц, даже не предполагавших работать по минералогии. Вспоминает Е.Н.Дьяконова-Савельева, окончившая ВЖК в 1916 г.: «В начале лекции все вооружались тетрадями для записи, но постепенно оставляли карандаши и слушали, захваченные глубоким, искренним увлечением самого лектора». При А.Е.Ферсмане минералогический кабинет пополнился гониометрами, коллекциями минералов, наборами для занятий с паяльными трубками, коллекциями структур псевдоморфоз, полиморфизма и изоморфизма, приборами для демонстрации стереографических проекций, готовальнями для черчения и многим другим. В 1912/13 году на кафедрах геофизики, геологии и минералогии оставляют работать ассистентам окончивших ВЖК В.Р.Племянникову, В.С.Малышеву и Л.Стрекалову. Профессору К.Д.Глинке предложили возглавить Воронежский сельскохозяйственный институт, но он просит оставить за ним чтение лекций по почвоведению безвозмездно. В 1913/14 году он прочел 46 лекций, а в следующем учебном году – 50. Ф.Ю.Левинсон-Лессинг начинает читать новый курс «Введение в геологию» и выпускает замечательный учебник под таким же названием. По его предложению, историческая геология и палеонтология позвоночных объединяются в один курс. Он продолжает оказывать большое внимание семинарским и практическим занятиям по микроскопии, его ученицы пишут оригинальные научные работы и рефераты. В 1914/15 году А.Е. Ферсман читает дополнительный курс об искусственном получении минералов и водит студенток в Политехнический институт, где им демонстрируются эти методы в лаборатории, созданной там Ф.Ю.Левинсоном-Лессингом.

В сентябре 1917 г. министерство народного просвещения разработало законопроект по преобразованию Петроградских и Московских ВЖК в женские университеты. Но это не случилось из-за революции. В 1918 г. ВЖК стали III Петроградским университетом, а в 1919 г. объединились с Петроградским университетом, к которому перешло все имущество ВЖК. Долгое время здание на Среднем проспекте занимал химический факультет университета, а здание на 10-й линии – математический факультет.

Петербургские курсы дали немного специалистов по геологии. В 1883 г. окончила Бестужевские курсы первая женщина-геолог Е.В.Соломко, она была оставлена для работы над магистерской диссертацией «Кристаллические породы с. Исачки (Полтавской губернии)» у А.А.Иностранцева в университете. В 1887 г. она успешно защитила диссертацию в Цюрихском университете и стала первой женщиной России, удостоенной степени доктора философии и геологии. Позднее она проявила склонность к палеонтологии, опубликовала ряд работ в этой области.

В первые годы существования геологического отделения с 1906 г. в отчетах Общества доставления средств ВЖК приведены единичные указания на фамилии слушательниц, окончивших геолого-минералогичесое отделение: Н.Б.Поленова, В.К.Ибах, О.Ф.Нейман, М.О.Окушко, Л.А.Стрекалова, А.Ф.Лесникова. Однако в отчетах о семинарских занятиях по курсам Ф.Ю.Левинсона-Лессинга, А.Е.Ферсмана и практических занятиях П.Н.Венюкова их значительно больше. Интерес к геологии был широко распространен среди естественниц, но выбрать геологию своей специальностью решались немногие. Только с 1916 г., когда появилась возможность сдавать государственные экзамены по всему естественному отделению, куда входила и геология, многие из окончивших другое отделение, главным образом биологи, выбирали геологию как вторую специальность. На геологическую работу за своими учителями последовали Е.Е.Костылева, Э.М.Бронштедт, М.Л.Степанова,

М.И.Добранина, М.В.Терпугова-Лихарева, М.И.Брик. В Ленинградском университет на кафедре геологии вместе с академиком Ф.Ю.Левинсон-Лессингом работали Е.В.Еремина и Е.Н.Дьяконова-Савельева.

Московские ВЖК дали России немало выдающихся женщин-палеонтологов. Исключение составляет М.В.Павлова (Гортынская). В 1886 г. она закончила Сорбонну по кафедре палеонтологии, предварительно пройдя курс зоологии. Палеонтология млекопитающих и эволюционное учение были основой всех ее научных работ. В 1910 г. на Лубянских курсах выделилась в самостоятельную кафедра палеонтологии, и М.В.Павлова стала ее заведующей. Ее работы получили мировое признание. В 1916 г. она защитила докторскую диссертацию в Московском университете. После революции она становится профессором Московского университета, ей в значительной степени принадлежит создание московской школы палеонтологов.

В 1877 г. закончила Лубянские ВЖК М.К.Цветаева. Она была ученицей профессора С.Н.Никитина, который читал там геологию и минералогию. Более 20 лет она проработала с ним в Геологическом комитете, опубликовала две значительные работы по палеонтологии.

В 1887 г. группе профессоров удалось сохранить московские курсы Герье под названием «Коллективные уроки». В 1896 г. их закончила А.Б.Миссуна. Она училась у В.И.Вернадского, В.Ф.Давыдовского, А.П.Павлова, В.Д.Соколова и других выдающихся ученых. Более 20 лет занималась она четвертичными отложениями, конечными моренами. Ее работы по ледниковым отложениям Белоруссии, Литвы, Крыма, Тверской губернии были напечатаны на немецком и принесли ей широкую известность, ею доказана многократность оледенений. В 1906 г. В.Д.Соколов после реорганизации «Уроков» в ВЖК пригласил А.Б.Миссуну в качестве ассистента, она вела занятия по петрографии, палеонтологии, исторической геологии. Ее ученицами были В.А.Варсанофьева, Е.Д.Сошкина, Т.А.Добролюбова, Д.М.Раузер-Черноусова, М.И.Шульга-Нестеренко, О.Г.Туманская, входившие в североуральскую группу А.А.Чернова.

В настоящее время европейские систематические коллекции геологического кабинета ВЖК сохранились и составляют часть экспозиции музея кафедры петрографии, первым заведующим которой с 1934 г. был Ф.Ю.Левинсон-Лессинг. Еще в 1901 г. он писал: «Женщины доказали, что они не только могут быть полезными тружениками в науке, но из их среды выходят даже крупные научные силы», что подтверждается всей историей развития геологических наук.  

Л.Г.Порицкая,
кафедра петрографии

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков