Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 8-9 (3664-65), 31 марта 2004 года

Какие вопросы
280-летней истории университета
интересуют студентов?

Архивная практика студентов II курса кафедры исторического регионоведения в феврале этого года завершилась своеобразным «экзаменом» на знание истории Санкт-Петербургского университета. Практика проходила в архиве Музея истории СПбГУ под руководством директора И.Л.Тихонова и главного хранителя Т.Н.Игнатьевой и помимо традиционной программы включала в себя написание исторических докладов–сообщений по университетской тематике.

Занимателен момент свободного выбора тем для исследований и освещения университетских сюжетов, которые, по мнению ребят, заслуживают особого внимания и самостоятельного изучения. Выбор тем, обусловленный личными симпатиями и интересами студентов–регионоведов, позволяет представить многокрасочную палитру деятельности университета и универсантов. Из семи работ две посвящены «сражающемуся университету», одна сюжету из истории истфака, три работы касаются персоналий, одна научная справка освещает историю студенческого быта и один доклад повествует о первых японских студентах в России.

Традиционный интерес студентов к бытовой истории университетского сообщества естественен и актуален, с одной стороны, они выступают в роли исследователей, а с другой, являются непосредственными участниками процесса.

Вережникова М. «Студенческие общежития Санкт-Петербургского университета в XIX веке». «Уже в первые годы существования университета встал вопрос о поселении студентов в отдельные помещения, дабы способствовать их стремлению к научным знаниям. Позже в проживании стали нуждаться студенты, приезжавшие из разных уголков России. Кроме того, исходя из материального положения универсантов, руководство делило их на своекоштных и казеннокоштных (стипендиатов и пансионеров), частично или полностью находившихся на казенном обеспечении. Студентам, обучавшимся за казенный счет, университет предоставлял помещения, этажи или комнаты в Главном здании, так называемые “университетские” номера… В 1823 г. университетская администрация сняла “номера” в частных домах на 6-й линии В.О., на Кабинетской улице в Московской части и у Калинкина моста… Во флигеле здания на Кабинетской улице проживали и занимались казеннокоштные студенты. Большая зала, предназначенная для жительства, разделялась перегородкой на две половины. Одна из них служила общей спальней, другая – местом пребывания и занятий в свободное от лекций время для 30 человек. В 1848 г. в здании Двенадцати коллегий на первом этаже находилась столовая, хозяйственные склады и служебные помещения, на втором – аудитории и библиотека, на третьем – комнаты для казеннокоштных студентов. Бытовая жизнь студентов тесно переплеталась с учебным процессом. Первоначально по утрам студенты вставали по желанию, отправлялись в столовую пить чай из больших медных чайников, потом уходили наверх, в аудитории шли тоже по желанию, так же самовольно уходили из университета. В восьмом часу вечера традиционно с приглашенными гостями устраивалось продолжительное чаепитие. День универсантов завершался около полуночи в кругу друзей, рассказывавших друг другу о победах дня за курительной трубкой. Такие вольности продолжались несколько лет подряд во времена инспектора Филиппова… Со временем учебные и бытовые условия жизни студентов усложнились. В этой связи интерес представляет указ от 13 августа 1882 года, согласно которому при университете была построена Коллегия императора Александра II (на 100 человек) с целью представить удобнейшие и надежнейшие способы к научным занятиям тем из студентов, которые удостоятся за свои успехи и поведение помещения в общежитии по рекомендации университетского начальства… Правила поведения студентов в коллегии были четко оговорены в ее уставе: “Студенты, живущие в коллегии, обязуются соблюдать порядок, не нарушать спокойствие своих товарищей и вообще исполнять правила, как установленные для студентов С.- Петербургского университета, так и общежития в коллегии”. К посетителям студентов также предъявлялись требования, товарищи студентов посещали их в дневное время в их комнатах, родственники студентов навещали их в определенные часы и в отведенном месте. При выходе из университета ключи от своих комнат студенты оставляли у швейцара. Никому не разрешалась ночевать вне коллегии. Дверь, ведущая в университетский двор, оставалась открытой до 9 часов вечера, а двери парадной лестницы запирались в час по полуночи. Закон запрещал в помещении университета устройство всяких собраний и сходок».

Сообщения Н.Большаковой о Н.В.Гоголе, А.Погребской о профессоре восточного факультета А.А.Жукове и И.Мухоркиной об универсантах – нобелевских лауреатах выполнены в виде научных справок. В качестве источников для сюжетов о Н.В.Гоголе и университете, А.А.Жукове и африканистах СПбГУ были использованы материалы журнала «Санкт-Петербургский университет» за разные годы. Работа «Нобелевские лауреаты» подготовлена на основе автобиографических материалов именитых универсантов.

Университетская история периода Великой отечественной войны не только интересна и познавательна для молодых универсантов, это и возможность исследования трагических и кульминационных сюжетов отечественной истории

Балабко Т. «Ленинградский университет в годы Великой Отечественной войны: военные годы ЛГУ в Саратове, возвращение в Ленинград». «Ленинградский университет периода Великой Отечественной войны – одна из незабываемых страниц в истории города на Неве, в истории блокады Ленинграда. Жизнь отдать, но не допустить врага в город – эта решимость владела всеми ленинградцами от мала до велика. В суровые годы Великой Отечественной войны преподаватели, ученые, студенты, рабочие и служащие ЛГУ направили свои силы на защиту города. Горячее желание быстрее разгромить врага, отстоять Отечество – эти идеалы воодушевляли сотрудников и студентов университета, когда они вели научную работу в неимоверно тяжелых условиях блокады Ленинграда зимой 1941-1942 гг. С первых дней универсанты приняли активное участие в судьбе Родины. 23 июня 1941 г. группы людей высказывали протесты против фашистской агрессии. 26 июня 1941 г. первая группа универсантов направилась на фронт. 28 июня преподаватели и студенты выехали на строительство оборонительных рубежей на Карельский перешеек. 30 июня в помещении университета началась запись в Народное ополчение. 1 июля были организованы курсы медсестер, а 15 – создан университетский штаб трудовой повинности. В 1941 г. универсанты организовали истребительский отряд, вошедший в состав Василеостровского истребительного батальона. 5 августа был создан первый университетский партизанский отряд. В сентябре в университете был создан рабочий отряд для охраны и обороны университетских объектов. С 1942 г. начинается тяжелая трудовая деятельность университета эвакуации, затем возвращение в Ленинград… Великая Отечественная война изменила судьбы миллионов людей и оказала влияние на послевоенную жизнь народа. Деятельность коллектива ученых Ленинградского государственного университета 1941–1945 гг. является одним из ярких примеров, раскрывающих вклад науки в разгром немецко-фашистских захватчиков».

Из доклада Ю.Михайловской «Преподаватели и студенты географического факультета ЛГУ во время Великой Отечественной войны»: «…со времени Великой Отечественной войны прошло больше шести десятилетий. И хотя окопы за это время заросли травой, смолкли залпы орудий, никто не забыт и ничто не забыто.

Давно война отбушевала,
Полмира в прахе унесла.
В огнях салюта засверкала
Адмиралтейская игла.
И бригантина золотая
Плывет, как прежде, в облаках
И новых юношей увлекает
Мечтой о дальних берегах.
А я теперь в ней вижу символ
Бессмертной юности твоей
И гордый памятник погибшим
За счастье Родины моей

Е.Н.Чашенко

».

В докладе Л.Кавелина «“Ленинградское дело” и исторический факультет» раскрываются главные обстоятельства уничтожения профессорско-преподавательских кадров исторического факультета в конце 1940-х – начале 1950-х гг.

«Ленинградский государственный университет пострадал по так называемому “Ленинградскому делу” в наибольшей степени по сравнению с другими вузами города. Причиной тому стало не в последнюю очередь то, что в военные и первые послевоенные годы университет возглавлял А.А.Вознесенский, родной брат Н.А.Вознесенского, члена Политбюро ЦК ВКП(б), первого заместителя председателя Совета Министров СССР, председателя Госплана СССР, академика АН СССР. “Чистки” в профессорско-преподавательской среде проведены были на различных факультетах. Пострадали экономический, философский, исторический, филологический, геологический и ряд других факультетов. Из материалов к отчету отдела кадров науки и вузов Ленинградского обкома партии от 19 июня 1952 г. видно, что лишь за два предшествующих года в университете освободили от работы 300 профессоров и преподавателей, то есть каждого седьмого. Ректор А.А.Вознесенский был среди 26 расстрелянных по “Ленинградскому делу”. Несколько человек скончались во время следствия или отбывания сроков наказания. Все это крайне негативным образом отразилось на научной и учебной деятельности ЛГУ… На историческом факультете пострадали: доктор исторических наук, профессор кафедры истории средних веков М.А.Гуковский, замечательный искусствовед, профессор Н.Н.Пунин, преподаватель истфака, жена ректора А.А.Вознесенского – Е.М.Касачевская, заведующий кафедрой основ марксизма-ленинизма Н.А.Корнатовский, доцент В.А.Овсянкин и его жена, кандидат исторических наук Е.Х.Пархом, заведующий кафедрой истории средних веков О.Л.Вайнштейн, заведующий кафедрой истории народов СССР В.В.Мавродин».

Изучение взаимного влияния культур Японии и России, в частности в области образования на начальном этапе, представляется неотъемлемой частью истории международного сотрудничества университета.

Воробьева Е. «Первые японские студенты в России». «…По протекции губернатора Хокадате и русского консула И.А.Гошкевича в первой половине 1860-х гг. на конкурсной основе была отобрана и прибыла из Японии в Петербург группа первых студентов. Правительство бакуфу выделило на содержание студентов за границей по 600 рублей в год. Срок обучения не оговаривался. Дело по организации учебного процесса было возложено на Гошкевича. 16 февраля 1866 г. японцы прибыли в столицу Российской империи, но в учебных заведениях были каникулы и студенты уделяли время изучению русского языка. В начале нового учебного года с японскими студентами беседовали профессора о выборе специализации, однако в 1867 г. правительство бакуфу пало и в январе 1868 г. новое японское правительство потребовало возвращения студентов на родину. В Петербурге остались лишь два японца – Итикава Бункити и Ниси Токудзиро, которые в 1872 г. поступили в Петербургский университет и в 1875 г. окончили его. …К слову, японский язык был введен среди предметов преподавания факультета восточных языков в 1870 г., а первым учителем японского языка стал Татибана Кумэдзо, в православии Владимир Иосифович Яматович».  

Материал подготовила
преподаватель кафедры исторического регионоведения
О.Б.Вахромеева

Подпись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков