Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 8-9 (3664-65), 31 марта 2004 года
официальный отдел

Речь ректора университета Л.А.Вербицкой
на Конференции научно-педагогических работников,
представителей других категорий работников
и обучающихся в СПбГУ



Глубокоуважаемые делегаты конференции!

Я искренне благодарна коллективам университета, выдвинувшим мою кандидатуру на должность ректора, и надеюсь, что это результат положительной оценки моей предшествующей деятельности и предложенной коллективу университета программы.

Я прекрасно понимаю, что, наверное, не все довольны моей работой или, по крайней мере, отдельными её аспектами.

Но прошу мне поверить, что в своих действиях я руководствовалась только интересами университета, старалась не допустить разрастания конфликтов вне зависимости от причин их возникновения, сделать всё возможное для сплочения университетского коллектива.

Весь предшествующий период ежегодно я отчитывалась перед вами накануне начала нового учебного года, и мои отчёты были опубликованы. Они доступны всем сотрудникам и студентам. Наверное, повторять все пункты отчёта было бы неразумно.

В предвыборный период я встречалась с коллективами, получила большое количество вопросов и предложений по телефону «Горячая линия», через специальные ящики, Интернет. Они касаются разных сторон университетской жизни: работы поликлиник, состояния общежитий, мер по охране студентов и преподавателей, цен в буфетах, курения в зданиях, расписания электричек на петергофском направлении, ЕГЭ, журнала «Санкт-Петербургский университет» и многих других сторон нашей жизни. Все предложения обобщены, над решением многих поднятых проблем идет работа. На ряд вопросов даны ответы. Мне кажется, что телефон «Горячая линия» себя оправдал. Наверное, он должен действовать постоянно, тем более, что звонящий человек вовсе не обязан представляться.

Сегодня я постараюсь сделать самые важные обобщения по основным направлениям деятельности университета.

Мы пережили тяжелейший период сокращения бюджетного финансирования, когда средства федерального бюджета поступали не только в минимальных объёмах, но и несвоевременно.

Нам удалось в эти годы (самыми тяжелыми за прошедшее пятилетие были 1999-2000 годы) избежать задержек выплаты зарплаты, сохранить научно-педагогический коллектив и даже обеспечить его количественный и качественный рост.

Вначале я хочу сравнить общероссийскую ситуацию с ситуацией в университете. На рис.1 представлен консолидированный бюджет России за 4 года и расходы на образование, здесь же консолидированный бюджет нашего университета и расходы на образование (хотя, по существу, все расходы университета – это расходы на образование, даже если мы вкладываем их на строительство новой котельной).

Рис. 1

Хочу подчеркнуть два факта: рост расходов на образование в целом по России и более интенсивный — в университете.

Интересно сопоставить число всех студентов и число студентов бюджетных в России и СПбГУ (рис.2). При резком сокращении числа бюджетных студентов в России отметим сохранение этой доли на уровне 73% в СПбГУ.

Рис. 2

Мы увеличили число студентов за 5 лет на 3000 на бюджетной форме обучения и на 2500 — на договорной. Основное увеличение числа студентов на госбюджетной основе происходит за счет открытия новых специальностей и направлений подготовки (рис.3). На рис.3 представлена динамика общей численности студентов разных форм обучения в университете.

Рис. 3

Я хотела бы обратить внимание на то, что число бюджетных студентов мы не только сохраняем, но и увеличиваем. И мне кажется принципиально важным, что позиция Ученого совета такова: Санкт-Петербургский университет всегда был, есть и должен остаться государственным университетом.

Конкурс для поступления в университет стабильно высок.

Мы увеличили приём на 405 человек на 1-й курс на бюджетную основу и на 562 человека – на договорную (рис.4), в то время как в России, к сожалению, постоянно снижается общее число госбюджетных мест .

Рис. 4

Мы видим, что за последний год при некотором росте бюджетных студентов число государственных студентов не меняется. Однако небольшое увеличение приема студентов на государственную форму обучения происходит ежегодно.

Число выпускников государственной формы обучения увеличилось за 5 лет на 1000 человек, договорной формы — на 320.Число окончивших университет на «отлично» составляет 30% от всего количества выпускников.

В связи с этим очень бы хотелось, чтобы наши выпускники оставались работать в России. Надеюсь, что практически подготовленные документы:

1. Концепция государственной молодёжной политики в Российской Федерации;

2. Программа трудоустройства и занятости молодёжи;

3. Программа «Обеспечение жильём молодых семей»,

4. Программы «Студенчество России» и «Студенты – новой России» и

5. Программа кредитования обучения студентов —

будут приняты достаточно быстро и помогут этому.

Университет получил лицензию на право ведения образовательной деятельности ещё по 12 специальностям и 15 направлениям подготовки (среди них: прикладная математика и физика, прикладная информатика в экономике, прикладная информатика в области искусств и гуманитарных наук, стоматология, управление персоналом, экологическая геология, дизайн и др.).

Активно развиваются дополнительные образовательные программы, реализуемые на 6 факультетах и в 5 центрах.

С 2000 года на базе СПбГУ работает УМО в составе трех научно-методических советов по направлениям: конфликтология, искусства и гуманитарные науки, матобеспечение и администрирование информационных систем.

В 2003 открыто новое направление подготовки — прикладная этика. Осенью 2003 года на базе СПбГУ создан Координационный совет в области инновационных междисциплинарных образовательных программ. Совет курирует работу 4 межвузовских центров по гуманитарным и социально-экономическим наукам (по образованию в области исторической и философской науки, музыкальной культуры мира, социологии для гуманитарных вузов, по междисциплинарному образованию).

За 5 лет открыты 23 кафедры, численность профессорско-преподавательского состава увеличилась на 812 единиц и составила 4692 единицы. У нас 31 член государственных академий; число профессоров увеличилось на 174 и докторов наук – на 267, доцентов – на 244 и кандидатов наук – на 317 человек.

Всего в университете работают: 804 профессора, 1656 доцентов, 1150 докторов наук, 2264 кандидата наук.

Сегодня 74,5% штатных преподавателей – это доктора и кандидаты наук (рис.5).

Рис. 5

Хочу обратить внимание на рост численности УВП в связи с новым коэффициентом и организацией Центра образовательных программ.

Общая численность работников за 5 лет увеличилась на 2 179 единиц, то есть более 400 новых членов университетского коллектива появлялись каждый год.

В сентябре 2003 года Россия была принята в Болонский процесс. СПбГУ стал базовым вузом по отработке основных положений Болонской декларации. Это требует серьёзной работы всего коллектива, но цель — обеспечение реальной мобильности студентов и преподавателей, создание единых образовательных блоков, общеевропейской системы образования, которая, я надеюсь, во многом будет ориентирована на лучшие традиции российского образования, благодаря тому что мы уже являемся членами Болонского процесса, — наверное, того стоит.

В эти годы нам удалось сохранить науку как органичную составляющую университетского образования.

Созданы два новых НИИ: информационных технологий и лазерных исследований; развиваются центры коллективного использования уникального оборудования (например, в НИИ физики – центр спектральных методов анализа, криогенная лаборатория в БиНИИ «Хромос» и др.); российско-германская лаборатория синхротронного излучения, Центр высокопроизводительных вычислений, Рериховский центр. За последний год произошли существенные изменения в нашем техническом оснащении. (рис.6).

Рис. 6

Но главное, на что я хочу обратить внимание, — это то, что вопрос с социальным статусом научного сотрудника всё ещё не решен и требуется дальнейшая серьёзная работа на уровне правительства.

В университете ежегодно проходит около 600 конференций и симпозиумов с участием видных учёных и политических деятелей. Их рекомендации востребованы и оцениваются очень высоко.

Участие университета в политической жизни страны и города не сводится только к делегированию своих выпускников в органы политической власти. Пожалуй, впервые политические решения стали приниматься в стенах университета.

Проводимые международные мероприятия с участием первых лиц России и ведущих учёных дают тот сплав науки и практики, который обеспечивает достижение самых эффективных результатов.

В настоящее время в университете работают 17 международных центров (кабинет ООН, Центр ДААД, российско-германский Центр социологических наук, Центр африканских исследований и многие другие.).

Университет стал местом проведения разных встреч на высоком международном уровне. Важно, что в эти мероприятия включаются студенты. Это большая школа для них.

За прошедший период нам удалось существенно расширить наши учебные площади. За 5 лет в оперативное управление получено 14 зданий общей площадью 47,5 тыс.кв. м, в том числе 13,6 тыс. кв. м построено университетом для факультета ПМ-ПУ.

В 2000 году после реконструкции была открыта Первая Императорская студенческая столовая («Университетский центр»), в 1999 году сдан жилой дом на ул. Беринга, д.10, на 100 квартир.

В 2002 году открыт, а в 2003 – расширен до 32 аудиторий Центр естественно-научных факультетов на Среднем, д.41. Проведен комплексный и частичный ремонт 10 зданий. В 2003 году введена в строй после реконструкции главная котельная, которая после ввода 2-й очереди заменит все встроенные котельные Главного городка.

Постепенно нормализуются потоки бюджетного финансирования (рис.7 и рис.8). Хочу обратить внимание на рост бюджетного финансирования.

Рис. 7

Рис. 8

Но для обеспечения достойного уровня оплаты труда, программ переоснащения учебного процесса, обеспечения всех других сторон жизни университета бюджетное финансирование должно быть увеличено как минимум в 4 раза.

Сегодня я получила письмо совета сотрудников лабораторий и совета рабочих. Несмотря на то что я принимаю всех без исключения, — не только работников университета, а и тех, кто приходит ко мне на прием из города, — ко мне почему-то никогда не обращался совет сотрудников лабораторий и совет рабочих.

В своем обращении они пишут о том, что мы не выдаем талоны на молоко, не выдаем спецодежду. Наверное, в какой-то мере эти требования обоснованы. Однако в действительности 42 сотрудника, на основании соответствующих аттестаций рабочих мест, получают доплаты; 600 сотрудников, поскольку мы теперь не имеем права выдавать талоны на молоко, получают путевки на диетпитание. Безусловно диалог представителей советов очень нужных для университета людей, без которых жизнь университета не может быть обеспечена, необходим. У меня есть пожелание к представителям этих советов информировать ректора об этих проблемах своевременно, а не в день проведения конференции.

Мы можем отметить и некоторый рост финансирования НИР, но общий объём явно недостаточен (рис.9).

Рис. 9

Финансирование по единому заказ-наряду остается, к сожалению, без существенных изменений.

И тем не менее, каждый год нам удавалось проводить дополнительные выплаты по заработной плате (например, в 2003 году они составили ещё 6 должностных окладов каждому).

И я рада, что такой большой праздник, как 280-летие университета, удалось отметить и тем, чтобы поблагодарить наших сотрудников не только большим количеством наград, но и премиями. Сотрудники 47-го параграфа уже получили премию и в течение марта сотрудники 53 параграфа тоже её получат.

Я понимаю, что эти практически ежемесячные доплаты профессорско-преподавательскому составу и всему 47 параграфу порой создают иллюзию нормативной части заработной платы до такой степени, что если её не выплачивают, то считают, что заработная плата снижается. Из-за отсутствия необходимой информации у многих возникли вопросы: почему зарплату урезали, например, в январе.

Но её не урезали; просто январь, с точки зрения финансирования Министерством, самый сложный месяц. Поэтому это та самая реальная заработная плата без доплат, которая такой бы и оставалась, если бы мы не старались сделать все для того, чтобы эти доплаты были. Я надеюсь, что уже февраль порадовал всех. А в том, что такие недоразумения возникают, есть, наверное, определенная недоработка и планово-финансового управления, и бухгалтерии. Сотрудники должны получать на свои вопросы четкие ответы.

За прошедший период мы столкнулись с серьёзными проблемами медицинского обслуживания преподавателей и студентов. Перевод медицины на страховую форму финансового обеспечения сделал фактически невозможным существование поликлиники № 1, которую мы привыкли считать чуть ли не структурным подразделением университета. А на самом деле это муниципальное медицинское учреждение.

Сегодня могу сказать определённо: мы нашли выход. Мы создали Медицинский лечебно-профилактический, учебно-научный центр университета в составе медицинского факультета, трех лечебно-диагностических поликлиник (одна на Менделеевской линии, д.5, вторая на ул.Кораблестроителей, д.20, и третья — в Петродворце на Университетском проспекте, д.35) и двух профилакториев.

Конечно, это сложный и болезненный процесс, но уже закуплено 50% оборудования и мебели для вновь построенной поликлиники в Петродворце (к 1 июня будет набран персонал), готовится помещение филиала на ул.Кораблестроителей (сейчас там проходит ремонт, сдача планируется в июле 2004 г.). Нужно иметь более чёткий график работы по реализации этой проблемы, но к 1 сентября комплекс заработает. А уже сейчас работает консультационный центр на Менделеевской линии, д.5, в каб.5. Бесплатный приём ведут доктора медицинских наук, профессора медицинского факультета. Центр работает каждый рабочий день с 1100 до 1700. Запись по телефону 328-94-26.

Конечно, отсутствие информации — наша главная проблема. Информацию все должны получать свое-временно.

Прошедшие пять лет для университета – это годы разработки стратегии развития. Для меня как для ректора было важно организовать процесс обсуждения долговременной концепции развития, учесть в ней пожелания и предложения всех сотрудников и студентов. Результаты этой работы были приняты Учёным советом и опубликованы. Мы имеем ориентиры и должны организовать работу по их достижению.

При разработке своей программы я исходила из того, что в грядущем пятилетии необходимо особое внимание в деятельности всех подразделений и служб университета сосредоточить на качественной стороне, на интенсификации.

Экстенсивные возможности развития университета ограничиваются целым рядом внутренних и внешних обстоятельств. Наш кадровый состав, структура обучающихся, материальная база должны совершенствоваться преимущественно за счет качественных факторов, то есть интенсификации как учебной, научной, так и хозяйственно-экономической деятельности.

Я не буду пересказывать все пункты своей программы, хочу лишь обратить ваше внимание на некоторые из них.

Конечно, основной функцией университета является учебно-научная, то есть подготовка высококвалифицированных специалистов (их невозможно подготовить без участия научных сотрудников) и проведение научных исследований на современном уровне.

При всех наших достижениях я считаю необходимым в качестве программной задачи на ближайшие пять лет сосредоточение всех сил на качественном совершенствовании структуры подготовки кадров, коренном изменении технологического оснащения учебного процесса современными телекоммуникационными и мультимедийными средствами. Я понимаю, что выполнение этой задачи потребует не только материальных затрат на современное оборудование, но и переподготовки кадров.

Я считаю, что нужно стимулировать преподавателей к использованию современных технических средств обучения. Нужно продумать варианты материального поощрения за их использование в форме дополнительной оплаты за разработку и использование программ, тестов, другого материала и компенсации расходов по их подготовке.

Наше лабораторное оборудование в основном не соответствует современным требованиям. Чтобы быть конкурентоспособными, нам нужны качественные изменения в оснащении научных подразделений, и нужно готовить специалистов, способных работать на новом оборудовании. Это стоит дорого, а значит, требует эффективного использования. Я предлагаю продолжить практику организации центров коллективного пользования высокотехнологичного оборудования. Мы их можем создавать и эксплуатировать как с отечественными, так и зарубежными партнерами. Как вы знаете, опыт такого сотрудничества у нас уже имеется.

Высокие технологии нужны нам не только в учебном процессе и научных исследованиях. В предстоящие пять лет нам нужно изменить действующую систему документо-оборота. Мы тратим огромные силы и средства на его организацию. Вы знаете, сколько нужно собрать подписей, чтобы издать приказ. Хотя бы в основном они должны быть переведены на компьютерные носители. И не дело сотрудников факультета собирать подписи, для этого вполне логично воспользоваться действующей сетью. Конечно, эта работа также потребует квалифицированных кадров и соответствующей оплаты. Некоторые факультеты к этому уже готовы.

Но я уверена, что мы выиграем, в том числе и экономически, а главное, наладим систему ответственности исполнителей всех уровней, в том числе и ректората.

Я считаю, что необходимы качественные изменения в деятельности ректората. Службы ректората должны понимать, что они обслуживают деятельность подразделений, что они обязаны факультетам и институтам своим существованием, а не наоборот. Оценивать их работу следует по критерию полезности для подразделений и университета в целом.

В своей программе я особое внимание обращаю на социальный блок. Для университета как государственного учреждения оплата труда работников регламентирована действующим законодательством. Чтобы обеспечить социальную поддержку наших сотрудников и не нарушать законы, я предлагаю разработать специальную программу, для реализации которой привлечь внебюджетные источники и средства различных фондов. Мы уже начали работу по формированию консолидированного бюджета. Это не простой процесс, он требует и определенной психологической перестройки. Но этим нужно серьезно заниматься.

В качественном преобразовании нуждается работа наших хозяйственных служб. Проблемы эти постоянно обсуждаются на Сенате и Ученом совете университета, но без качественных изменений их разрешение нереально.

Конечно, моя программа была бы фантазией при отсутствии соответствующего финансового обеспечения. Но я считаю свои предложения обоснованными.

Нам нужно навести порядок в нашей финансово-хозяйственной деятельности. И даже за счет этого мы сможем обеспечить существенный финансовый выигрыш. Нам нужно стимулировать подразделения на зарабатывание, а в подразделениях стимулировать сотрудников. Нужно определить главные приоритеты финансового обеспечения, расходовать средства так, чтобы они приносили доходы.

В заключение я хотела бы подчеркнуть две основные проблемы, которые постараюсь вместе с вами решить в ближайшие 5 лет в том случае, если мне будет оказано ваше доверие, и я буду избрана на следующий срок: это включение в единый университетский штат научных сотрудников и реконструкция и пуск новой современной библиотеки.

В готовящемся правительственном Постановлении о ведущих вузах (по-видимому, их будет не больше 15, и вы понимаете, что Санкт-Петербургский университет в число таких вузов войдет) предусматривается их особый статус и серьезное финансирование. Я очень надеюсь, что это поможет решить наши проблемы.

Глубокоуважаемые делегаты конференции!

Конечно, мы не должны сводить все к финансам. Одной из важных функций университета я считаю культурно-просветительскую, воспитательную. У нас есть прекрасные исторические традиции работы факультетов, институтов, клуба, общественных организаций преподавателей и студентов. В их числе и поисковый отряд «Ингрия», к которому я отношусь с особой теплотой. Я хочу, чтобы в будущем эти традиции не были утрачены, чтобы последующие поколения универсантов любили свою Родину и наш университет.

И последнее. Университет как ведущий вуз России ответственен перед городом и страной за состояние образования, науки и культуры. Эта ответственность будет возрастать, что я и отразила в своей программе.

Дорогие друзья!

Заканчивая своё выступление, я хочу подчеркнуть, что, конечно, ничего не могла бы сделать без Учёного совета, без всего университетского коллектива, и я заверяю вас, что в случае избрания меня ректором я приложу все свои силы для развития, процветания нашего родного университета. Но это, как всегда, мы будем делать вместе.

Спасибо вам большое за внимание. 

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков