Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 7 (3663), 19 марта 2004 года

Речь его превосходительства
президента Республики Мальта
профессора Гвидо де Марко
по случаю присуждения ему звания
Почетный доктор Санкт-Петербургского университета



Глубокоуважаемые ректор, члены Академического совета, дамы и господа!

Я чувствую себя весьма польщенным в связи с тем, что Ученый совет Санкт-Петербургского университета принял решение присвоить мне звание Почетного доктора наук. Я расцениваю это событие прежде всего как подтверждение добрых отношений между Республикой Мальта и Российской Федерацией и давней дружбы между нашими народами.

Президент Мальты профессор Гвидо де Марко.

Президент Мальты профессор Гвидо де Марко.

Более 280 лет назад — 28 января 1724 г. — Сенат Российской Империи утвердил указ Петра Великого об основании в Санкт-Петербурге университета. Это было важнейшее решение, послужившее появлению первого в России высшего учебного заведения.

В течение 28 десятилетий своего существования университет являлся не только свидетелем, но и активным творцом истории великой страны.

Санкт-Петербургский университет подарил России и всему мировому сообществу множество замечательных имен в самых разных областях науки. Немногие университеты могут гордиться восемью лауреатами Нобелевской премии. И это лишь пример достижений. Он свидетельствует, но не в полной степени отражает огромный вклад, который, благодаря незыблемым традициям преемственности и приумножения знаний, университет внес в развитие академических дисциплин и научных исследований.

Никогда ранее, как в настоящее время, человечество не осознавало необходимость деятельности высших учебных заведений, создающих и поддерживающих высокий уровень не только отдельных людей, получающих знания, но и стран и мира в целом.

Иногда статистика не до конца отражает истинный вклад университетов в процесс роста и становления миллионов молодых людей.

Зачастую высокий уровень безработицы среди выпускников высших учебных заведений заставляет подвергнуть сомнению необходимость в развитии академических дисциплин и стимулировании прикладных исследований, и, как следствие, эффективность инвестиций, направляемых в последние десятилетия в образование, что, в свою очередь, предполагает пересмотр стратегического мышления в этой области.

Под впечатлением статистических данных, мы редко задаем себе вопрос, как смогли бы найти себя эти люди на рынке труда, не имея высшего образования.

Дамы и господа,
мы живем во времена перемен. Это так часто повторяется, что становится все более похожим на пустую банальность. С рассвета истории человечество всегда было вынуждено стоять перед испытанием переменами. Действительно, бесчисленны социальные, политические и экономические перевороты, научные открытия и технологические инновации, происшедшие в России и во всем мире даже за эти более двухсот лет со дня основания университета.

Президент Мальты профессор Гвидо де Марко.

Президент Мальты профессор Гвидо де Марко.

Опыт выживания и деятельности в сложных, подчас драматических периодах современной истории отводит сегодня Санкт-Петербургскому университету особую роль в определении своего дальнейшего развития, и, что, возможно, еще более значимо, в помощи другим высшим учебным заведениям в определении позиции, которую они должны занимать в настоящее время.

В дополнение можно сказать, что несмотря на то, что движение вечно, мы ясно осознаем, что динамика сегодняшнего дня делает нам особый вызов.

27 мая 2002 г. во время одной из их первых встреч на высшем уровне президенты Российской Федерации и Соединенных Штатов посетили Санкт-Петербургский университет, где состоялась их встреча со студентами. Это было очень существенное событие. Для президента Владимира Путина это было возвращение домой, в его alma mater, в университет, где он получил высшее юридическое образование, а позднее некоторое время работал в качестве помощника ректора ответственным за международные связи.

Во время этой встречи президент Путин сказал, что ему нравится общаться со студентами, потому что студенты всегда откровенны и чувствуют движение цивилизации, ее развитие. Он добавил, что молодые люди по самой природе являются оптимистами и уверенно смотрят в будущее.

Я полностью разделяю это мнение. Как профессор и преподаватель уголовного права в Университете Мальты в течение последних тридцати семи лет я имел возможность поддерживать тесный контакт с молодым поколением моей страны. Этот продолжительный диалог был и остается для меня источником обогащения и духовного роста. Он помогает мне понимать надежды и стремления молодежи, ее трудности и переживания, ее мечты о лучшем мире.

Это дало мне возможность самому ощутить начало того процесса, который тридцать пять лет назад, подобно пожару, стремительно распространился из коридоров европейских и американских университетов, чтобы изменить наш образ жизни и социальные отношения.

Это был сильный ветер перемен, во многом очищающий, но, одновременно, рискующий разрушить институты, обеспечивающие стабильность.

Влияние тех лет все еще ощутимо сегодня, в основном благодаря тому, что многие из тогдашней молодежи сегодня – политические лидеры, должностные лица социально-экономической сферы. Говоря об этом, я имею в виду не только тех, кто сделал карьеру государственного масштаба, но и тех, кто в своей повседневной жизни дома или на работе оказывает влияние на других людей.

В эпоху краха идеологий, кризисов многих политических партий, уменьшения интереса избирателей к осуществлению права выбора и рассеивания влияния духовных ценностей в повседневной жизни, знания, которые предшествуют принятию решений, приобретают огромную значимость.

Повсеместно мы сталкиваемся с одной из наиболее существенных проблем нашего времени – формированием шкалы приоритетов, или, иначе говоря, с тем, как мы определяем систему ценностей, которая формирует наше поведение в жизни частной и в жизни гражданского общества в целом.

Эта проблема становится еще более острой, когда мы постепенно движемся от дел национального уровня к глобальному сообществу.

Можем ли мы определить универсальные для всех ценности и при этом не навязать однообразие?

Возможно ли это, определить единую для всех систему ценностей, которая сможет сосуществовать с разнообразными индивидуальными особенностями?

Это противоречие кроется в корне многих событий, которые мы часто наблюдаем в сводках новостей. Это напряженность, которая может разжечь конфликт между группами с той же силой, с которой может и объединить их.

Вчера я почтил память героических защитников вашего великолепного города во время Второй Мировой войны. В этом году отмечается 60-я годовщина снятия блокады Ленинграда. Разрешите мне сегодня выразить особое уважение профессорам, преподавателям, сотрудникам и студентам университета, которые погибли на фронте и в осажденном городе.

Мальта была осаждена в годы Второй Мировой войны. Это общее испытание связывает два наших народа.

Оказывая сопротивление оккупантам, герои тех лет проявили чудеса храбрости, они устояли перед лицом непреодолимых тягот войны, усилиями несгибаемой воли продолжали бороться даже тогда, когда почти не оставалось никакой надежды.

Университет по праву гордится не только своими сыновьями и дочерьми, отдавшими свои жизни, защищая город, но и тем, что несмотря на все невзгоды и ужасы войны, он продолжал работать и учить. Университет Мальты гордится, что сделал то же.

Разные идеалы воодушевляли людей и придавали им силы, чтобы защищать, сопротивляться и бросать вызов призракам голода и смерти. Однако какими бы ни были причины, побуждающие людей бороться, на первом плане были общечеловеческие ценности, которые заставляли противостоять агрессии. Поэтому с уверенностью можно сказать, что, несмотря на свое разнообразие, человеческие ценности все же едины.

Мы предадим память этих героев, если в не столь опасное время, сталкиваясь с вызовами перемен, откажемся от усилий найти компромисс и прийти к единству разнообразных ценностей.

Из-за особенностей времени нам часто кажется, что наша индивидуальность под угрозой. Несомненно, стоит защищать своеобразие, присущее нам или всему сообществу, к которому мы себя относим. Вопрос состоит в том, что нас к этому побуждает: страх или вера в себя?

Как я отметил ранее, истинный вклад университетов в освобождение от незнания и предубеждений многих миллионов людей практически неизмерим. Академическое обучение обеспечивает равновесие между двумя на вид контрастирующими понятиями: дисциплина в организованном приобретении знаний и навыки подвергать сомнению известное и исследовать неизвестное, для расширения и углубления нашего понимания.

Академическое обучение в любой области знаний делает нас частью весьма определенного общества, а также укрепляет нашу собственную индивидуальность. Оба аспекта – результат той системы ценностей, которая является неотъемлемой частью, а возможно, и сущностью независимости, отстаиваемой и защищаемой всеми университетами.

Выдвигая меня на присуждение звания Почетного доктора наук, Академический совет упомянул мой вклад в развитие мира и взаимопонимания между нациями, единение Европы и политическую жизнь моей страны.

Во всех этих случаях прежде всего меня вдохновляла вера в единство в разнообразии ценностей.

Этот принцип вдохновил меня участвовать в установлении независимости моей страны и консолидации ее демократических институтов, посвятить почти три десятилетия содействию вступления Мальты в Европейский Союз. Эта моя цель осуществится 1 мая 2004 г., спустя почти сорок лет после обретения Мальтой суверенитета 21 сентября 1964 г.

Принцип единства в разнообразии лежит в основании эксперимента, начатого шестью странами, подписавшими Римское соглашение. Активно идет процесс расширения Европейского Союза, количество стран-участниц вскоре достигнет двадцати пяти; несмотря на самобытность и непохожесть друг на друга каждой из них, всех их объединяет стремление к сотрудничеству и сближению.

Желание находить общие ценности, уважая их разнообразие, побуждает Европейский Союз к сотрудничеству с соседними государствами и регионами, включая отношения с Российской Федерацией. В этом отношении, я предполагаю, что добрая воля обеих сторон скоро приведет к расширению Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС на десять новых присоединившихся к ЕС государств. Российская Федерация является и будет продолжать являться стратегическим партнером Европейского Союза во многих областях, в том числе и в поиске правильного подхода для установления связей между различными культурами, как убедительной альтернативе много обсуждаемому столкновению цивилизаций.

Как и Россия, Мальта чрезвычайно чувствительна к этому диалогу, поскольку в средиземноморском регионе перекрещиваются цивилизации, и проблемы, которые сохраняются, могут быть преодолены только через глубокое взаимное понимание и взаимное уважение.

Единство в разнообразии – это также принцип, которым я руководствовался в 1990–1991 гг. во время срока моего президентства на 45-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций.

В декабре 1989 г. встреча на высшем уровне президентов Дж.Буша и М.Горбачева на Мальте обозначила конец Холодной войны, это расширило возможности в деятельности Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН, позволило им применять в своих решениях принцип единства в разнообразии, что нашло отражение в постановлении относительно ирако-кувейтского конфликта.

В то время я часто подчеркивал, что нельзя ограничиваться таким однозначным решением только по вопросу кувейтского вторжения. Необходимо было найти решения и по другим затянувшимся разногласиям для избежания любых подозрений в двойных стандартах.

Санкт-Петербург с его прекрасными мостами и каналами является наглядным примером того, как целое может быть намного больше, чем сумма его частей. Каждый мост, независимо от его размеров и пролетов, способствует созданию единого целого города, теряющего свои индивидуальные особенности без любого своего района.

И в пределах географического пространства, и более широкого международного сообщества потребность строить мосты и каналы для коммуникации остается и становится все более необходимой.

И чтобы проектировать и строить мосты внутри отдельных национальных сообществ и связывать между собой соседние сообщества, нам необходима универсальная система основных ценностей.

В определении и отборе этих общих ценностей роль университетов, возможно, еще более существенна, чем роль политических лидеров. Увеличив свои исследования ценностей свободы, университеты могут помочь увидеть общие ценности, проникая в различные социальные, экономические и политические области, и внести вклад, уверив, что универсальность — это не смесь и не вытеснение однородности.

Единство в разнообразии — это не простой лозунг. Это маяк, указывающий нам путь к развитию системы справедливого управления для благополучия людей, народов и мирового сообщества в целом.

Это принцип, который вел меня через всю мою общественную жизнь, включая пять прошлых лет, которые я имел честь служить президентом Республики Мальта.

Может, это в дальнейшем будет вдохновлять вас, студентов и сотрудников Санкт-Петербургского университета, упорно продолжать вашу благородную миссию приумножения и передачи знаний.

 

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков