Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 7 (3663), 19 марта 2004 года
новое в образовательном процессе

Курить или не курить?
Пить вместе или… врозь?


Или некоторые соображения по поводу профессионального преподавания в высшей школе

Мне всегда казалось странным и необъяснимым давно устоявшееся различие в подготовке преподавателей школ и вузов. Если первые получали все необходимое в закономерной и давно выверенной последовательности, то вторые практически были предоставлены сами себе и стечению обстоятельств. Что имеется в виду? Юная леди, мечтая о поприще школьного учителя, поступает в педагогический институт (университет) и далее получает необходимый минимум для осуществления своей голубой мечты (знание риторики, дидактики, педагогики, возрастной психологии и особенностей детской и подростковой, в частности, методики преподавания, технологии подготовки к уроку и создания конспекта урока, педагогическую практику, чуть ли не со второго курса, под кураторством своего преподавателя). Получив диплом и устроившись на работу в школу, взрослая леди, если к тому времени она все еще лелеет мечту «сеять доброе и вечное», попадает не только в водоворот школьной специфики, но и под бдительное око завуча и председателя школьной методической комиссии. Они следят за тем, чтобы молодой специалист посещал открытые уроки опытных коллег; они приходят на ее уроки, что-то советуют, критикуют, чем-то помогают, а затем и сама молодая учительница начинает проводить открытые уроки. Каждые пять лет взрослеющая мечтательница учится на курсах повышения квалификации в институте усовершенствования учителей. Преемственность и системность – налицо. В средней школе всегда была и есть продуманная, десятилетиями отполированная система совершенствования педагогического мастерства. И эта система защищает (отчасти, конечно) наших детей от непрофессионалов.

Что мы имеем в высшей школе? Мощную предметную подготовку, владение научно-исследовательским аппаратом и мизер часов педагогической практики. По моим личным наблюдениям, вузы не сильно-то агитируют своих студентов «в преподаватели». Почему – тоже понятно: слишком беден агитационный материал (я имею в виду заработную плату) преподавателей. Но вот ведь парадокс: приходит время, и специалист, наделенный опытом, знаниями, обнаруживает, что способен ими поделиться. Или в его знаниях нуждаются другие. И этот специалист сталкивается с такими трудностями, которые приводят его в состояние «ошарашенности первокурсника». Как выстроить лекционный материал с учетом психологии студенческой аудитории? Как написать методическое пособие? А что делать с невыразительным голосом, нечеткой дикцией? Как рассчитать силу звука, чтобы речь лектора была слышна на последнем ряду и не вызывала раздражения у тех, кто сидит на первом? А как относиться к происходящему в аудитории и вопросам студентов «не по теме»?

От одного из деканов я слышала о том, что он борется с курением в здании факультета. Запретил это «удовольствие» не только студентам, но и преподавателям. Приказ издал с соответствующими «параграфами о каре». А в одном из номеров нашего университетского журнала я прочла воспоминание выпускника СПбГУ предыдущих лет о том, что в университете всегда и везде курили, по причине демократии… А вот наш нынешний университетский двор (вдоль здания Двенадцати коллегий) и наши студенты, пропускающие «по баночке пива» в перерыве между лекциями… Вспоминаю, как один из преподавателей сетовал на то, что иной раз в учебной аудитории витает такой пивной дух, что невозможно серьезно работать. Задачу о том, пускать на лекцию в таком состоянии или нет, каждый преподаватель решает по-своему. Впрочем, есть преподаватели, к которым изначально студент остережется прийти с пивным «амбре». Вспоминаю о том, как в прошлом году, опять же в одном из номеров нашего журнала, представитель деканата высказал свою озабоченность очевидной стеной непонимания между профессорско-преподавательским составом и студентами. И дело тут не только в известной существующей большой разнице в возрасте, но и в мироощущении студентов, выросших в эпоху визуализации. Преподаватели считают, что молодежь должна с уважением им внимать, невзирая на то, что «вещание» кажется скучным и безнадежно устаревшим. Если фраза «они должны меня слушать» произносится кем-либо из школьных преподавателей, старшие многоопытные коллеги помогают понять ее несостоятельность. В вузе она носит риторический характер. А между тем в студенческой среде и сегодня можно слышать сомнения по поводу: «идти ли на лекцию К.» или лучше пойти в библиотеку, а может, полезнее посетить Интернет.

Да, дух свободы и творчества – университетская традиция, сложившаяся не вчера. Но именно сегодня в период кризиса фундаментальной науки и снижения статуса ученого в нашем Отечестве и студентам, и преподавателям необходимы не только свобода, но и большая мера ответственности за качество образования перед величием решаемых задач.

Не случайно вдруг для высшей школы обострились проблемы профессионализма и качества образования, образовательных и информационных технологий. Извечный вопрос – чему и как учить студента имеет непритязательный и почти очевидный ответ: «самому главному, и как можно лучше». Однако поразмышлять о том, что университет это не «каста жрецов», а постоянно пополняемая и развивающаяся научная и образовательная среда, полезно. К слову сказать, откуда берутся преподаватели в университете, как их готовят к преподавательской деятельности, что они чувствуют на первых этапах профессионального становления в работе со студентами?

Если начинающему преподавателю вспомнить свои первые лекции, то, вероятно, многие испытают желание поделиться теми чувствами тревоги, сомнения, а, может быть, даже страха или состоянием стресса, которые они испытывали на первых порах работы в вузе. Рефлексия своего опыта через анализ успехов, ошибок или отдельных промахов заставляет многих пересмотреть свое отношение к самому главному предназначению преподавателя в вузе – подготовке высокообразованного и компетентного специалиста, способного к научному творчеству и выполнению социальных функций гражданина, руководителя, семьянина и просто честного и порядочного человека.

Как и где сегодня преподавателю можно познакомиться с последними достижениями психологической науки, объясняющей причины изменения психологии студенческой аудитории, с новыми веяниями в организации учебного процесса или моделями современных учебных пособий?

Ответ на этот и другие вопросы пытается дать кафедра психологии и педагогики личностного и профессионального развития факультета психологии.

На факультете психологии не один десяток лет проводятся широкомасштабные исследования по проблемам высшей школы, читаются отдельные курсы для аспирантов и будущих преподавателей. Благодаря тому, что в последние годы интенсивно развивается психология педагогической деятельности и педагогического общения, дидактика высшей школы, история высшего образования, появилась реальная возможность систематизировать результаты междисциплинарных исследований и обобщить опыт преподавания в отечественных и зарубежных вузах. Результатом такой работы стала система новых учебных дисциплин в рамках дополнительной профессиональной образовательной программы «Преподаватель высшей школы». Ее главный инициатор и создатель — доктор педагогических наук, профессор Н.В.Бордовская. «Я трепетно отношусь к студентам, их мнению и оценкам. Не так просто заслужить у студентов искреннее внимание и интерес к своей дисциплине, а тем паче услышать после лекции «спасибо», — говорит Нина Валентиновна. – Я вспоминаю слова известного ученого и педагога А.Ф.Лосева, который в своих воспоминаниях писал: «Пусть я ухожу из аудитории усталый, зато в моих собеседниках, в их глазах пробудилась живость и ответный интерес к моему предмету». Жизнь преподавателя только с виду кажется подернутой дымкой научного ничегонеделания. А между тем студенты уже с первой лекции понимают, занимается преподаватель наукой или просто пересказывает свой учебник. Все знают, как не просто перевести логические структуры научной информации в понятные для всех студентов конструкты, исследовательские задачи – в учебные проблемы. Поэтому, на мой взгляд, сегодня и в вузовской практике можно и нужно говорить о разных моделях и стилях обучения. Безусловно, выбор за преподавателем. И конечно, он зависит от многих обстоятельств. Логика преподавания может быть адекватна логике развития научного знания или логике решения практических задач. В этом случае обучение студента связано с накоплением опыта решения научных или профессионально-значимых задач, а возможно, и опытом их конструирования, моделирования, и даже прогнозирования. В последнем случае преподавание строится через организацию поиска нестандартных способов решения поставленных задач. То есть преподаватель осознанно может выбирать ту или иную модель преподавания, если знает ее возможности и границы применения. Учебные занятия преподаватели проводят в режиме прямой передачи информации, средствами компьютерной техники или диалога. Широко используются возможности деловой игры, тренинга или мастер-класса. Актуальны в вузовской практике традиционные методы постановки научной проблемы и организации критического анализа способов ее решения. Вы скажете, проработав в университете не один десяток лет, преподаватель приобретает необходимый опыт преподавания, когда он не испытывает трудностей в общении со студентами, не сомневается в том, насколько эффективны его методы работы. А между тем, как показывают специальные исследования и беседы, у студентов разных поколений меняются психология, ценностные ориентации и образ жизни. Более того, содержательный и методический арсенал науки и образовательной практики постоянно обновляется. Вот почему программа, которую предлагает наша кафедра, помогает и научному сотруднику со стажем, и молодому ассистенту кафедры освоить новые методы преподавания и получить консультацию психолога. Предлагаемые курсы по-своему уникальны. Аналогов им в других вузах нет».

«Психология развития студента», «Психология обучения в вузе», «Психология профессионально-педагогического общения», «Психология интеллекта и креативности», «История высшего образования в России и за рубежом», «Нормативно-правовые основы деятельности преподавания в вузе» – вот далеко не полный перечень курсов, которые осваивают слушатели программы. Конечно, в первую очередь, эти знания нужны молодым преподавателям, поскольку помогают ориентироваться в таких аспектах профессиональной деятельности, как подготовка и проведение лекций, организация зачетов и экзаменов; более зрелым преподавателям предоставляется возможность познакомиться с наработками специалистов по написанию и разработке модели учебного пособия, с новыми информационными технологиями в образовательном процессе. Безусловно, полезно и тем, и другим представление об основах нормативно-правовой деятельности в системе профессионального высшего образования. «Молодой преподаватель получает нагрузку в 400 часов, и не понимает, почему не 600 или 900. Почему один преподаватель имеет право на руководство дипломным проектом, а другой, с его точки зрения, не менее квалифицированный и опытный – не имеет такого права, или наоборот. Получив у нас знания правовых основ своей профессиональной деятельности, преподаватель будет чувствовать себя намного увереннее и свободнее», — считает Нина Валентиновна.

Итак, программа рассчитана на тех, кто имеет желание повысить уровень психологической и педагогической компетентности как важной составляющей в оценке профессионализма и качества работы современного преподавателя, кто ориентирован на овладение новыми образовательными и информационными технологиями. В результате освоения программы слушатели получают государственный диплом СПбГУ и им присваивается дополнительная квалификация – «преподаватель высшей школы» (для магистров — одновременно с дипломом по основной специальности). Преподаватели СПбГУ и других государственных вузов, а также магистры и аспиранты СПбГУ, обучающиеся на бюджетной основе, имеют право быть принятыми на бюджетное отделение программы. Она рассчитана на полтора года, помогает не только приобрести необходимые теоретические знания и практический опыт, но и подготовиться к сдаче экзаменов по философии и иностранному языку по программе кандидатского минимума. Зачисление на программу производится два раза в год по заявлению с 1 по 30 июня, с 1 по 15 сентября – первый поток, или с 1 по 25 декабря – второй поток. Программа предусматривает педагогическую практику в высшем учебном заведении (подготовка и чтение лекций, планирование и проведение семинаров, практических занятий, лабораторных работ, консультаций, прием зачета или экзамена). Занятия проходят 1-3 раза в неделю по 3-6 часов в вечернее время в зависимости от индивидуального плана. Обсуждаемая программа допускает возможность выбора отдельных курсов или индивидуального подбора системы дисциплин для желающих получить конкретные консультации специалистов. Первыми слушателями курсов дополнительной программы стали магистры, аспиранты и ассистенты математико-механического, исторического и психологического факультетов, а также интерны медицинского факультета нашего университета. Первая группа слушателей может поделиться своими впечатлениями. Причины интереса к программе «Преподаватель высшей школы» различны: одни слушатели запасаются специальностью, что называется, «впрок»; а другие уже почувствовали необходимость в этой специализации. Кому-то научный руководитель, отправляясь в командировку, перепоручает занятия со студентами; кто-то уже начал преподавать, а кто-то хочет вернуть себе утраченное чувство уверенности за университетской кафедрой после «паузы» в преподавании. Во всяком случае, мнение об актуальности программы, несмотря на разноголосие причин интереса к ней со стороны слушателей, идентично: веяние времени, идея, которая носилась в воздухе, но была материализована именно кафедрой психологии и педагогики личностного и профессионального развития факультета психологии.  

Материал подготовила Ирина Словцова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков