Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 6 (3662), 19 марта 2004 года

«В одночасье этот дом
стал святыней для его Родины…»

Ах, Александр Сергеевич, милый,
Ну что же вы нам ничего не сказали
О том, что искали, дарили, любили,
О том, что в последнюю осень вы знали,
В последнюю осень.
Ю.Шевчук

Десятого февраля наша страна, а в особенности наш город, отмечали день смерти Пушкина. Поклонники творчества великого русского поэта с утра, несмотря на мороз, стали собираться во дворе Мойки, 12 – последней квартиры Пушкина. Приходили люди пожилые, люди среднего возраста, и, что особенно радует – приходила молодежь. Подростки приходили маленькими компаниями, по одиночке… На вопрос, почему они в этот день пришли в Пушкинский дом, они отвечали, что очень любят и чтят великого поэта, и что просто посчитали должным отдать дань памяти Александру Сергеевичу.

В течение всего дня проводилась пешая экскурсия «Последний путь Пушкина»: от дома на Мойке до церкви Образа Спаса Нерукотворного, что на Конюшенной площади. Это уже стало традицией в последние десять лет. Нашу экскурсию вел заслуженный работник музея – Анатолий Иванович Федоров. На мой вопрос, что для вас Пушкин, он ответил: «Это вся моя жизнь».

Мороз тревожил собравшихся, но никто не расходился. А ведь тогда, 167 лет назад, тоже стоял сильный мороз. С залива дул ветер, а солнце ни на миг не проглядывало из-за низких питерских облаков. С самого утра к церкви Спаса Нерукотворного стали сходиться петербуржцы. На площади возле церкви в тот день собралось 50 000 человек. Таких проводов не знал Петербург со смерти Петра I.

Очень емко написала Анна Ахматова об этом событии: «В одночасье этот дом стал святыней для его Родины…». Но этот образ, к которому мы так привыкли, поначалу был всего лишь образ. После смерти поэта дом как будто ушел из общественного сознания, был забыт… И лишь через полвека на фасаде этого дома появилась памятная доска. Но ни память о Пушкине, ни всенародная любовь не спасли пушкинский дом, когда в начале XX века в нем разместили не музей, а охранное отделение. И несколькими годами позже, тогда же, до революции в доме был проведен варварский ремонт, который существенно изменил и фасад дома, и облик последней квартиры поэта.

В тридцатые годы, когда на Мойке располагался еще небольшой музей, его закрыли.

Несмотря ни на что, люди собирались на набережной, читали стихи, и на протяжении всего XX столетия горстка пушкинистов-музейщиков отстаивала дом Александра Сергеевича.

И дом не был забыт. Сегодня уже все здание перешло в собственность музея, и фасады всех домов на набережной Мойки были полностью отреставрированы.

В эти памятные для всех февральские дни, как и 167 лет назад, люди пришли почтить память Пушкина, к тому дому, в котором перестало биться свободное сердце русского поэта. В 14.45, когда Жуковский остановил часы в доме Пушкина, состоялась минута молчания. Несмотря на мороз, все сняли головные уборы, и лишь пламя свечи в окне кабинета каким-то печальным танцем нарушало спокойствие. Свет этой свечи во все века будет обращен к тем, кто помнит, любит и верит, что дом на Мойке, 12 – святыня нашей Родины. 

Михаил Калинин,
абитуриент

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков