Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 6 (3662), 19 марта 2004 года

Эта ужасная
молодежь!

Мой отец Глеб Дмитриевич Булах (1900–1981) окончил в 1920-м году Петроградский институт путей сообщения. Он проектировал и строил мосты на автомобильных и железных дорогах в разных местах СССР. Был участником создания железобетонных доков для морских портов Мурманска, Николаева, Ленинграда, Петропавловска-Камчатского. Много преподавал в вузах Ленинграда, Алма-Аты, снова Ленинграда, Одессы. Вёл страшные для студентов курсы «Сопротивление материалов», «Строительная механика» и был к тому же требовательным экзаменатором. Рукопись его воспоминаний хранится в Музее истории Санкт-Петербургского университета путей сообщения и в Русской мемуарной библиотеке Общественного фонда А.И.Солженицына в Москве. Главы из неё публикуются мной в разных журналах.

Ситуация в троллейбусе относится к Одессе 1960-х годов. Отец – не литератор, поэтому простите ему погрешности языка и стиля.

Профессор кафедры минералогии СПбГУ А.Г.Булах

Недавно в троллейбусе №11 я был свидетелем ожесточённой перепалки между пассажирами.

Началось с того, что в вагон вошла молодая женщина с мальчиком трёх примерно лет. Кто-то из сидевших пассажиров уступил ей место, но, как видно, место мальчику не понравилось, и он начал требовать другое. Матери не удавалось его успокоить, и среди пассажиров стали слышаться возгласы негодования и советы. Одни сетовали на плохое воспитание и винили в этом мамашу. Другие утверждали, что во всём виноваты также и бабушки, всё прощающие своим внукам.

Мало-помалу в дискуссию вступали всё новые пассажиры. И вот раздались реплики молодой нарядно одетой женщины с нарумяненными щёками и с роскошной причёской с седой прядью волос. Красавица заявляла, что ей портит нервы кричащий ребёнок, что так ехать дальше невозможно, что мамашу с крикуном необходимо высадить из троллейбуса. Сидевший рядом немолодой моряк громким голосом заявил, что больше всего портит нервы пассажирам не мальчишка, а вот эта красавица. Но, впрочем (по его словам), ничего хорошего и нельзя ожидать от современной молодежи, только и думающей о том, чтобы подмазать себе щёки и губы, накрасить волосы, надеть на ноги безобразные туфли. Тут в троллейбусе начался крик и гвалт, казалось, что вот-вот пойдёт побоище. Все пассажиры разбились на две группы – одни поддерживали обвинителя современной молодёжи, другие кричали об отсталости мыслей и взглядов на жизнь у стариков, подобных тому, который обвинял красавицу.

К моему счастью, потасовка не началась, так как троллейбус остановился у вокзала и большая часть пассажиров покинула салон. Мне думается, что капризный мальчик и его мамаша были только незначительным толчком, вызвавшим одновременное раздражение у пассажиров, принадлежащих к двум возрастным категориям, всегда конфликтующим друг с другом.

Старшее поколение, как правило, весьма отрицательно относится к младшему. Каждому приходилось слышать недовольные, часто презрительные, высказывания старших, примерно такие: «Ну что за молодежь идёт нам на смену! Какие у них интересы? Что у них на уме! К чему они стремятся, кроме... ! Не то ведь было в наше время!». И дальше приводятся разные конкретные примеры: «Какой ужас и какое девичье бесстыдство у тех, кто носит эти мини-юбки! До чего же омерзительно видеть этих девчонок в брюках клёш! А как бессмысленны эти модные танцы, когда парень и девчонка кривляются под музыку, топчась друг против друга! Но ещё отвратительнее эти мальчишки, отрастившие волосы до плеч и даже бороду, в наше время никогда бы не допустили таких безобразий и уродств!»

О том, что последующее поколение во всех отношениях хуже предыдущего, утверждалось не только в XX веке.

Ещё Сократ за 400 лет до Р.Х. писал: «Наша молодежь любит роскошь, дурно воспитана, насмехается над начальством, не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами; они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, они всегда перечат своим родителям». Углубляясь в даль веков, можно найти и такие высказывания (Гесиод 720 лет до Р.Х.): «Я утратил всякие надежды на будущее нашей страны, если современная молодежь возьмёт в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна!». Ещё раньше, за 2000 лет до Р.Х., один египетский жрец оставил запись в том же духе: «Наш мир достиг критической стадии. Дети не слушаются своих родителей. Конец мира близок!». А в развалинах Вавилона в глиняном горшке (3000 лет до Р.Х.) удалось найти и расшифровать такую клинопись: «Эта молодёжь растленна до глубины души. Молодёжь злокозненна и нерадива и не походит на молодёжь наших дней. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру и донести её до наших далёких потомков».

Читая эти выдержки, невольно находишь сходство ситуаций. И, наряду с этим, бросается в глаза то, что пессимизм вавилонян не оправдался, ибо после падения государства древних халдеев человеческая культура развивалась в Египте. И вместе с тем, хотя египетский жрец предсказывал конец мира из-за пороков молодёжи, мир продолжал существовать и развиваться.

Так же не оправдались ворчливые пророчества и со стороны Гесиода, и со стороны Сократа. Не говоря уже о Платоне – величайшем мыслителе-идеалисте, умершем всего лишь через полвека после Сократа: в греко-латинском мире и в наследовавшем ему западноевропейском были люди, которые и в области морали, и в области науки, искусства и философии далеко превзошли своих предков. Достаточно вспомнить о Леонардо-да-Винчи, Рафаэле, Микеланджело, Копернике, Галилее, Ньютоне, чтобы по-настоящему оценить все мрачные предсказания старших по поводу следующих за ними поколений.

Но отрицательное отношение старшего поколения к младшему остаётся. Оно же, слыша дурные отзывы о себе, не остаётся в долгу и отвечает бульшей частью пренебрежительной усмешкой и пожиманием плечами, дескать, «что спорить с выжившими из ума стариками». Но иногда оно даёт этим старикам уничтожающие клички, многие из которых даже попали в обиход ещё в те времена, когда люди верили в существование духов и богов. Интересно, что дожившие до нас понятия о злых духах, отрицательных существах иного мира, имеют характерные для старшего поколения признаки – старческие черты лица и характера. И до сих пор во время споров между людьми разного возраста, в том числе и между старыми, можно услышать такие обидные слова, как старый чёрт, старая ведьма, баба-яга, старый леший, мегера и т.д. Но никто в спорах не укорит другого словами «молодой чёрт» или «молодая ведьма».

То, как резко молодое поколение может думать о старшем, видно из слов двадцативосьмилетнего А.С.Грибоедова, они произнесены Чацким:


А судьи кто? За древностию лет
К свободной мысли их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времён очаковских и покоренья Крыма* .
Всегда готовые к журьбе,
Поют всё песнь одну и ту же,
Не замечая о себе,
Что старее, то хуже
. . . . . . . . .
Вот те, которые дожили до седин,
Вот уважать кого должны мы на безлюдьи,
Вот наши строгие ценители и судьи.

И я был когда-то молодым. И я слышал критические отзывы старших о тех модных костюмах, которые носил – в начале 1920-х годов брюки клёш, потом обуженные пиджаки и брюки «Оксфорд». Эти замечания у меня не вызывали раздражения, может быть, потому, что высказывания эти были с юмором, без злобы, и потому, что я слышал их от людей, к которым относился с уважением и почтением. А теперь, когда я сам уже старик, у меня никогда не появляется досады на новые моды, непривычные моему глазу, на новые манеры, на новые увлечения, разумеется, если, например, какой-нибудь юноша с транзистором не пускает его на полную мощность у меня под ухом.

Нет у меня и зависти к молодёжи, зависти к их молодости и к тому, что у них ещё есть в будущем много лет жизни, тогда как у меня этого будущего уже почти не осталось... И, как мне думается, конфликт между старшим и младшим поколениями не выливался бы в ожесточённые перепалки, подобные той, которую я слышал в троллейбусе №11, если бы большее число и старых, и молодых знали бы и соблюдали бы законы вежливости, которые, увы!, мало кто знает и которые мало кто соблюдает!

Глеб Булах

Тут записи отца обрываются. Суждения его покажутся кому-то наивными и неверными, другие увидят в них мудрость. В них есть и то и другое. Сама же тема вечна. Надо только вовремя заметить, когда ты переходишь из одного измерения в другое, и задуматься над словами Чацкого. Плохо, если они уже относятся к тебе. А молодёжь обязательно уйдёт вперёд. АГБ.

* По отношению к нашим дням это – расцвет брежневского времени (А.Г.Б.)

       

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков