Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 5 (3661), 19 февраля 2004 года
имена в истории университета

М.Ф.Вукс – человек,
ученый, учитель

В декабре 2003 года исполнилось 100 лет со дня рождения М.Ф.Вукса, выдающегося ученого и педагога, жизнь и творческий путь которого более пятидесяти лет были связаны с Петербургским университетом.

Впервые имя Максима Филипповича Вукса привлекло к себе внимание в научном мире в 1935 году, когда в журналах «Доклады АН СССР», Nature (Лондон), Journal de Physique (Париж) появилась серия его блистательных работ, выполненных совместно с профессором Е.Ф.Гроссом. Эти работы увенчались научным открытием спектра рассеяния малых частот в кристаллах, что стало событием в молекулярной физике.

Начало творческого пути

М.Ф.Вукс родился 28 декабря 1903 года в эстонской многодетной крестьянской семье на станции Плюсса под Лугой.

После окончания рабфака М.Ф.Вукс некоторое время работал учителем начальной школы в деревне Ускуль Омской области.

М.Ф.Вукс. 1930 г.

М.Ф.Вукс. 1930 г.

Увлечение физикой привело его на физический факультет Ленинградского педагогического института

им.А.И.Герцена, после окончания которого в 1929 году М.Ф.Вукс поступает в аспирантуру Ленинградского университета. С этого времени определились его научные интересы. В 1934 году он становится научным сотрудником Государственного оптического института. Здесь, в лаборатории Е.Ф.Гросса, были выполнены его первые научные работы.

Одновременно в эти же годы М.Ф.Вукс совместно с В.А.Иоффе под руководством академика И.В.Гребенщикова выполняет исследование силикатных стекол, которое легло в основу создания новых образцов стекол с заданными параметрами.

Летом 1936 года в составе Эльбрусской экспедиции М.Ф.Вукс совместно с В.И.Черняевым при изучении спектра сумеречного неба впервые обнаружил вспышки желтой линии натрия.

В конце 30-х годов, спасаясь от НКВД, Вукс перебирается в Среднюю Азию, где в Самарканде в 1939-40-х годах заведует кафедрой оптики Узбекского государственного университета. В Самарканде у него появилось много учеников, с которыми он поддерживал тесные научные связи до конца своих дней. Многие его ученики из Самаркандского университета защитили под его руководством диссертации и в течение долгих лет возглавляли физический факультет и сам Самаркандский университет. До сих пор сохранились в семье Максима Филипповича пестрые узбекские халаты и тюбетейки.

В 1940 году судьба забрасывает Максима Филипповича на Украину. Сначала он работает доцентом кафедры экспериментальной физики Днепропетровского университета. А с 1941 года он переходит на должность старшего научного сотрудника Института физической химии АН УССР им.Л.В.Писаржевского.

В октябре 1944 года он назначается заведующим лабораторией молекулярных спектров этого же института.

В связи с эвакуацией института во время войны М.Ф.Вукс оказался в г.Уфе. Там он познакомился со своей будущей женой, Ниной Дмитриевной Волочневой.

В декабре 1943 года институт срочно переводят в Москву, а весной 1944-го – в Киев. Нина Дмитриевна приезжает к нему в конце 1944 года. Больше они уже не расставались.

М.Ф.Вукс к 1941 году был автором 17 научных работ, посвященных фундаментальным вопросам молекулярной физики. Это позволило ему в 1943 году в Уфе защитить докторскую диссертацию на тему «Изучение молекулярной динамики жидкостей и кристаллов по спектрам рассеяния».

В ноябре 1945 года Академия наук УССР командирует его в Германию, где он пробыл до весны 1946 года.

Слева направо: О.Ф.Безруков, М.Ф.Вукс, П.Н.Воронцов-Вельяминов.

Слева направо: О.Ф.Безруков, М.Ф.Вукс, П.Н.Воронцов-Вельяминов.

Его письма жене из Германии являются интересными свидетельствами и характеристиками того времени.

Из письма 1945 года:
«…Таких разрушений, как в Берлине, нигде у нас, в Киеве, ни в другом месте я не видел… Немцы здесь живут сейчас хуже, чем у нас. Дети выпрашивают хлеб… на деньги почти ничего не продают, а меняют на продукты… Рубли легко обмениваются на марки. Но немцы больше интересуются салом и маслом…»

Печально, но в начале XXI века для натурных съемок про войну немецкие кинематографисты приезжают в Петербург.

А вот следующие слова были написаны из Дрездена в январе 1946 года:

«…Попроси маму продать что-нибудь из моих вещей с тем, чтобы выручить рублей 300-400 и сделать подписку на следующие журналы: «Журнал экспериментальной и теоретической физики», «Известия Академии наук» и Acta Physicochimica».

Возвращение в alma mater

Максим Филиппович, конечно же, вспоминал огромный научный потенциал физического факультета Ленинградского университета. Кроме того, Ленинградская область была его родиной. В январе 1948 года он возвращается в Ленинград и устраивается на работу в Физический институт ЛГУ. С 1958 года он работает профессором кафедры общей физики-2, а в 1955 году его утверждают в должности заведующего этой кафедрой, преподаватели которой преподают физику на естественных факультетах. М.Ф.Вукс отнесся весьма серьезно к этой деятельности. На кафедре была создана методическая комиссия из ведущих мастеров кафедры, обсуждавшая специфику преподавания на каждом факультете.

В пятидесятые годы М.Ф.Вукс целиком посвятил себя изучению рэлеевского рассеяния света в жидкостях. Совместно с А.К.Атаходжаевым, Н.Б.Рождественской, И.А.Чернявской, Ф.Х.Тухватуллиным был выполнен цикл работ по изучению спектрального состава рассеянного света. Новые методы, разработанные М.Ф.Вуксом и его учениками, дали возможность выяснить особенности теплового поворотного движения молекул в жидкой фазе, роль межмолекулярного взаимодействия в образовании ассоциатов.

Предложенный М.Ф.Вуксом метод определения эффективной оптической анизотропии молекул по рассеянию света в растворах нашел развитие в работах А.Богданова, Н.Б.Рождественской. Была установлена возможность изучения ближнего ориентационного порядка в жидкостях методом светорассеяния.

Большое внимание М.Ф.Вукс уделял флуктуационной структуре растворов. Серия работ, совместных с

Л.И.Лиснянским, позволила выяснить связь между стабильностью растворов, интенсивностью концентрационного рассеяния и диффузией в двухкомпонентных смесях. Было установлено, что вблизи точки расслаивания наблюдаемый максимум поглощения ультразвуковых волн связан с развитием флуктуаций концентрации.

Большой интерес М.Ф.Вукса вызывало изучение светорассеяния в водных растворах неэлектролитов. Эти исследования привели к обнаружению дополнительных максимумов интенсивности светорассеяния в области малых концентраций неэлектролита. Цикл работ, выполненных совместно с Л.В.Шуруповой и Э.П.Куликовой, посвящен изучению аномальных свойств и природы добавочного рассеяния света.

М.Ф.Вуксом был разработан новый метод определения коэффициента рассеяния света. Ряд работ Н.Б.Рождественской, Э.Н.Горбачевой и А.Рябинина позволили получить точное значение абсолютной интенсивности рассеяния в семи жидкостях для двух длин волн (He-Ne и He-Cd лазеров), что позволило в дальнейшем калибровать любой прибор для измерения интегральной интенсивности рассеянного света и нефелометрических измерений.

С 60-х годов для изучения свойств жидкостей и растворов, с целью получения полной картины структуры и динамики молекул, на кафедре стали развиваться новые методы исследований: ИК-спектроскопия (А.И.Сидорова, И.Н.Кочнев, А.И.Халоимов, А.П.Жуковский), спектроскопия ЯМР (О.Ф.Безруков).

М.Ф.Вуксом и А.И.Сидровой метод ИК-спектроскопии был применен к изучению структуры воды, водных растворов и состояния воды в живом организме. Эти исследования привели к созданию постоянно действующего научного семинара, объединяющего работы сотрудников ряда институтов АН СССР и вузов.

В 1977 году вышла монография М.Ф.Вукса «Рассеяние света в газах и жидкостях», которая обобщила результаты исследований, проводимых в Ленинградском университете, а также в школах, созданных М.Ф.Вуксом в Самарканде и Киеве.

Вспоминают дочери Максима Филипповича

О себе отец рассказывал очень мало. Вот, например, один эпизод из его детства. Папа был самым младшим ребенком в семье. Поэтому когда все взрослые и старшие дети летом уходили работать в поле, его оставляли дома одного. А чтобы с ним ничего не случилось, его привязывали за ногу веревкой к столу. Так он и сидел, привязанный, целый день.

Отец был очень тактичным, очень доброжелательным и порядочным человеком. Можем с уверенностью сказать, что он был настоящим интеллигентом. Отец никогда никого не осуждал, даже не обсуждал. Возможно, что он мог сказать что-то нелицеприятное человеку в глаза, но за глаза не говорил никогда. О неприятностях он ничего не рассказывал, все переживал в себе.

Своим детям и внукам он не читал нотаций, не ругал их, практически не делал им замечаний. Он воспитывал своим собственным примером. Отец никогда не жаловался, был неприхотлив в еде, одежде. Он был очень добрым, очень мудрым и самым замечательным отцом на свете.

Он всячески поддерживал в детях желание изучать иностранные языки. Это им очень пригодилось в жизни. Отец же иностранные языки изучал самостоятельно. Ни в детстве, ни в юности никто его не обучал иностранным языкам. Когда отцу было лет 60, мы помним, он занимался французским по самоучителю. К учебнику прилагался комплект пластинок, которые он внимательно прослушивал. Уезжая на дачу, почти всегда брал в электричку Мопассана или Мериме, читал со словарем, подчеркивал незнакомые слова карандашом прямо в книжке.

М.Ф.Вукс (на снимке справа) с любимыми учениками Г.П.Рощиной и А.К.Атаходжаевым.

М.Ф.Вукс (на снимке справа) с любимыми учениками Г.П.Рощиной и А.К.Атаходжаевым.

У нас дома в буфете всегда можно было найти бутылку кагора. Детям давали выпить рюмочку вина, когда у кого-нибудь болел живот. Тем удивительнее было отношение к пьяным на улице. Помним, в детстве, когда мы всей семьей в воскресный день ездили в гости к знакомым, а вечером возвращались домой, в трамвае обязательно оказывался какой-нибудь пьяный. И вот наш папа, маленький, отнюдь не спортивного телосложения, уже пожилой, подскакивал к нарушителю спокойствия и начинал выводить его из транспорта. Мы всегда боялись за папу. Но, как ни странно, пьяница всегда выдворялся на улицу.

Мы помним, как папа ночью подходил к нашим кроваткам, держал нас за руку, когда мы никак не могли заснуть.

Мы помним, как мы с ним наряжали елку, читали букварь, шли на прогулку…

Святая святых нашего отца был его письменный стол. Все вещи на нем имели свое строго определенное место. Рядом со столом полка с книгами, лампа, картотека, стопки бумаг, и конечно же, арифмометр «Феликс». Все наше детство проходило под его жужжание. Отец считал на арифмометре, затем записывал числа в таблицы. Только в конце 70-х «Феликс» сменился электронным калькулятором, который отцу подарили его сотрудники. Когда в доме была уборка, ни мама, ни мы никогда не подходили к столу с тряпкой. Нельзя было перемещать ни одну бумажку.

К нам часто приходили аспиранты, сотрудники. Ко всем он относился чрезвычайно доброжелательно. После 1975 года отец много работал дома. Писал книгу «Рассеяние света в газах, жидкостях и растворах». Вторую книгу «Электрические и оптические свойства молекул в конденсированных средах» он печатал сам на машинке.

Только в последние годы жизни или после болезни отец позволял себе полежать после обеда. Вообще, мы не помним отца ничего не делающим. Он всегда был в работе, в движении.

На даче его забота была поддерживать дом в порядке. Он вечно что-то шпатлевал, подкрашивал, подмазывал, подпиливал… Он сам разводил краску: покупал олифу, тюбики с краской, белила. Все это перемешивал одному ему известным способом, а затем мы все вместе красили...

Заключение

Максима Филипповича всегда отличала бескорыстная любовь к науке, научная смелость и интуиция. Постоянное чувство нового всегда являлось предметом искреннего восхищения всех знающих Максима Филипповича, его учеников, друзей и коллег.

М.Ф.Вукс принадлежал к тому славному поколению ученых и педагогов физического факультета, трудом и талантом которых наш факультет обрел свой современный облик, отличающийся высоким уровнем научных исследований и подготовки специалистов.

В памяти коллег и учеников Максим Филиппович остается не только выдающимся ученым и педагогом, но и светлым, добрым, благожелательным человеком, вызывающим любовь и восхищение.  

Воспоминаниями поделились
В.М.Белякова (Вукс), Е.М.Вукс, Н.Б.Рождественская, Л.В.Шурупова, А.Е.Грищенко

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков