Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 3-4 (3659-3660), 8 февраля 2004 года
твоя история, университет

Университетские музеи – в учебный процесс



Музейное дело издавна являлось неотъемлемой частью российских университетов. Об этом мы уже ранее писали (см.: «Санкт-Петербургский университет», № 17, июнь 21, 2001, с. 26-27). Не побоимся повторить кое-что прежде сказанное. Только в годы правления Александра I было открыто или воссоздано 5 университетов, и в каждом из них функционировали свои музеи. Но ещё раньше, в первой трети ХVIII в., Кунсткамера Академии наук, например, являлась компонентом учебной базы Петровского академического университета. На протяжении ХIХ в. несколько музеев появилось и в Петербургском университете. Например, в начале ХХ в., в 1914 г., здесь фиксировались: Музей древностей, в котором находилось 7176 экземпляров книг и журналов; Зоологический; Зоотомический; Почвенный; Восточный; Кабинет-музей Д.И.Менделеева и открытый в 1891 г. Музей уголовного права.

В советское время вместе с трансформацией структуры университета происходят и музейные трансформации. Например, в 1926 г. в ЛГУ открывается Музей ленинизма; в июне 1940 г. городской Географический музей вместе со зданием на Красной улице (в доме 60) передаётся университету.

Стол Д.И.Менделеева

Стол Д.И.Менделеева

В настоящее время только в Главном здании университета действуют 6 музеев. Из знаменитого коридора второго этажа одна из лестниц поднимается на третий этаж, где с 1948 г. располагаются коллекции одного из старейших зоологических музеев России. История этого музея начинается с 1830-х гг. Создавался музей в первую очередь из материалов, привозимых сотрудниками кафедры зоологии из экспедиций, а также за счёт пожертвований и закупок частных собраний в России и за границей. Содействовали развитию музея замечательные биологи-исследователи К.Ф.Кесслер, М.Н.Богданов, В.М.Шимкевич, великий князь Алексей Александрович и др. Музей разделился сейчас на две части: музей кафедры зоологии позвоночных и кафедры зоологии беспозвоночных. В настоящее время общее число экспонатов этих музеев достигает 13 тысяч.

На геологическом факультете, располагающемся также в Главном здании, находятся ещё 2 музея. Со стороны входа в здание с Университетской набережной, на площадке 2 этажа, на дверях слева – мемориальная доска, которая извещает о размещении здесь кафедры минералогии, основанной в 1819 г. На доске фамилии известных учёных – представителей минералогической науки В.В.Докучаева, В.И.Вернадского и П.А.Земятченского, работавших на кафедре в разные годы. Сейчас здесь богатейшая коллекция минералов и мемориальные вещи: стол, за которым работал после окончания университета в 1885 г. направленный в минералогический кабинет В.И.Вернадский, и лаборантский стол, служивший в своё время В.В.Докучаеву и П.А.Земятченскому. Этажом выше находится кафедра петрографии (наука о составе и происхождении горных пород), где, как сообщается на мемориальной доске, в 1867 г. университетским питомцем профессором А.А.Иностранцевым (1843–1919) было создано первое в России руководство по минералогической петрографии, а с 1882 г. возникла и развивалась отечественная петрографическая школа. Здесь сейчас располагается специализированный Геолого-минералогический музей, история создания которого заслуживает внимания. В 1869 г. бывший студент университета А.А.Иностранцев получает место хранителя Геологического кабинета. На следующий год при нём создаётся Геологический музей, разделившийся в 1935 г. на музеи на кафедрах петрографии и исторической геологии. Одним из первых крупных палеонтологических приобретений музея была коллекция профессора Медико-хирургической академии и Горного института Э.И.Эйхвальда (1795-1872). Коллекция эта, включавшая обширный материал по ископаемой фауне и флоре, привела к обобщающей монографии «Палеонтология России», полное собрание которой насчитывало около 3 тысяч страниц, 99 таблиц с изображением 2 тысяч различных ископаемых. Миллиардер из США Пибоди давал за эту коллекцию 10 тысяч долларов, но Эйхвальд не захотел выпустить её из России и продал университету за 6 тысяч рублей, получения которых добился А.А.Иностранцев. Это приобретение послужило своеобразным катализатором проведения геологических исследований в стенах Петербургского университета и, в конечном счёте, привело к образованию геологического факультета.

В вестибюле 1 этажа входа в Главное здание с Менделеевской линии (до 1923 г. – Университетской), над дверью слева, привлекает к себе внимание мемориальная доска с надписью: «Кабинетъ Дмитрiя Ивановича Менделеева». Сорок лет его жизни (1850–1890), как говорит текст на мемориальной доске при входе, связаны с этим зданием. Здесь он учился, а затем преподавал, будучи профессором в 1865–1890 гг. Первоначальная история этой квартиры связана с именем замечательного русского химика А.А.Воскресенского (1809–1880), которого называли «дедушкой русских химиков». В 1863–1867 гг. он был ректором, перебрался в Ректорский флигель, оставив квартиру своему бывшему ученику

Д.И.Менделееву, который являлся разносторонним учёным – автором более 500 печатных работ по химии, химической технологии, физике, метрологии, воздухоплаванию, метеорологии, сельскому хозяйству, экономике, просвещению и т.д. Но главной его заслугой было открытие Периодического закона химических элементов и создание их таблицы – то, над чем он работал именно в этой квартире. О неординарности личности и широте интересов учёного и напоминают экспонаты нынешнего мемориального Музея-архива Д.И.Менделеева, открытого в 1911 г. благодаря усилиям университетских профессоров И.И.Боргмана, А.Е.Фаворского, О.Д.Хвольсона, Л.А.Чугаева, В.Е.Тищенко и др.

О Д.И.Менделееве напоминают экспонаты и другого музея – Музея истории университета, находящегося на 3 этаже по главной лестнице. Идея его создания возникла ещё в 1930 г., но реализовалась благодаря ректору А.А.Вознесенскому только в 1945 г. А уже в апреле 1946 г., как свидетельствует университетская пресса, этим музеем была организована обширная историческая выставка в коридоре Главного здания. В числе экспонатов музея – рабочее бюро Д.И.Менделеева, весы из лаборатории А.М.Бутлерова, уникальные учебные принадлежности А.Н.Бекетова и модели П.Л.Чебышева. Всего же в музее свыше 30 тысяч единиц хранения. Располагается он в нынешних помещениях с 1980 г.

Не только в Главном здании находятся музейные залы. В 2002 г. открылась обширная фотовыставка в здании «Же-де-пом», где сейчас располагается общеуниверситетская кафедра физического воспитания и спорта. А ей есть чем гордиться: числу олимпийских чемпионов, воспитанных кафедрой, могло бы позавидовать любое государство. Среди них, например, Н.Панин-Коломенкин, Г.Шатков, Э.Озолина, Т.Казанкина, Ю.Тармак, Б.Спасский, В.Корчной, А.Карпов, Д.Дмитриев.

На Среднем проспекте В.О., 41, на 5 этаже, находится Центр этнологии имени Л.Н.Гумилёва. Это здание было построено для Высших женских курсов, тесно связанных с университетом, в 1914 г. архитектором В.П.Цейдлером. Сейчас здесь размещается Научно-исследовательский институт географии СПбГУ. Лев Николаевич Гумилёв (1911–1992) был сыном поэтов Серебряного века Н.С.Гумилёва и А.А.Ахматовой, а впоследствии видным историком, этнографом, поэтом и переводчиком. Он неоднократно арестовывался, всего в сталинских лагерях провёл более 14 лет И тем не менее защитил две докторских диссертации – по истории и географии. Последние годы жизни он читал лекции для студентов географического факультета нашего университета, хотя не имел даже звания профессора. Здесь, в небольшом помещении, создаётся Музей Л.Н.Гумилёва; собраны скромные предметы быта, которыми когда-то он пользовался.

В 1922–1974 гг. в университете работал один из основоположников современной теоретической физики и патриархов великой квантовой эпохи в науке академик Владимир Александрович Фок (1898–1974). Сейчас в Старом Петергофе, где располагается университетский Учебно-научный центр, в доме 1 по Ульяновской улице, находится Научно-исследовательский институт физики его имени. Здесь создан Музей истории физики, где экспонируются бытовые вещи, которыми пользовались академики В.А.Фок, Е.Ф.Гросс, С.Э.Фриш, учебные экспонаты и фотографии.

Всё это говорит о том, что давняя традиция с успехом поддерживается в нашем университете. Его музеи открыты для посещений как сотрудников и студентов, так и для всех любознательных лиц.

Этой же цели служат периодические выставки и конференции, устраиваемые факультетами, портреты известных всему миру учёных, работавших в разное время в старейшем университете страны, которые украшают сейчас коридоры некоторых факультетских зданий. Например, более 100 фото и живописных портретов популярных филологов и востоковедов с аннотациями под ними размещены в бывших вестибюле и коридоре гимназии при Императорском Санкт-Петербургском историко-филологическом институте (здесь сейчас располагаются именно эти два университетских факультета) и многих кафедральных помещениях. Такие же фотопортреты можно видеть в коридоре факультета психологии на нынешней набережной адмирала С.О.Макарова и даже в некоторых новых зданиях Петергофского комплекса. Конечно, скульптуры и мемориальные доски, находящиеся сейчас во дворе здания на Университетской набережной, которое мы иногда ещё именуем дворцом Петра II, можно расценивать по-разному. Но одно несомненно – двор и внутренние помещения похорошели и в большинстве своём используются для улучшения учебного процесса.

Вышеупомянутых аннотаций не хватает сейчас и под 70 изображениями видных представителей различных научных направлений в знаменитом коридоре Главного здания университета, хотя речь об их необходимости ведётся уже давно. А на факультете географии и геоэкологии на 10-й линии Васильевского острова, например, портреты учёных-географов вообще не подписаны.

Сохранению традиций способствует в немалой степени и создание мемориальных помещений на факультетах. И здесь, в первую очередь, например, можно назвать мемориальные аудитории, посвящённые выпускнику исторического факультета В.В.Васильковскому, который закрыл амбразуру вражеского дота своим телом и погиб в декабре 1941 г. при освобождении деревни Рябинки Московской области, и профессору В.В.Мавродину, долгие годы бывшему деканом того же факультета, в доме 5 по Менделеевской линии, а также мемориальную аудиторию имени профессора А.А.Вознесенского, который был ректором Ленинградского университета в 1941 – 1948 гг., в новом здании экономического факультета на Кирочной улице. Уважению к юридической науке и универсантам предыдущих поколений служат и мемориальные доски на фасаде главного здания юридического факультета на 22-й линии Васильевского острова. Они напоминают о работавших на факультете профессорах А.В.Венедиктове, М.Д.Шаргородском и А.А.Собчаке – первом мэре города в наше время, при котором городу было возвращено первоначальное название. Но, по нашим наблюдениям, историческая справка о прошлом здания, где сейчас располагается факультет менеджмента (Волховский переулок, дом 3), имеется только здесь. А ведь из нескольких сот университетских зданий 24 являются памятниками истории и архитектуры.

Должны ли названные нами объекты и сведения использоваться в учебном процессе? На наш взгляд, без сомнения. Это параметр общей учебно-воспитательной работы (оставим это словосочетание без изменения). Кто должен привлекать к этому внимание? Да прежде всего преподаватели, работающие на соответствующих факультетах, но для этого они сами должны обладать хотя бы минимальной компетентностью. Есть свой штат и в университетских музеях. В конце концов, в структуре исторического факультета создана недавно кафедра регионоведения, которая в консультациях не отказывает. И ведь не случайно одним из направлений профессионального образования на факультете международных отношений является регионоведение. Это же направление объявлено наиболее перспективным в работе с иностранными учащимися наших вузов VIII международным конгрессом преподавателей русского языка и литературы в 1995 г. Напомним, что ещё А.С.Пушкин в 1826 г. в «Записке о народном образовании» акцентировал внимание на необходимости приобщения учащихся разного уровня к родиноведению.

И тем не менее иногда приходится слышать мнение, что университету не нужно так много музеев. Тогда давайте продолжим эту мысль. А городу-то нашему зачем более 200 музеев? Может быть, по этой логике следует закрыть Музей хлеба, Музей фарфора, Музей Остапа Бендера и целый ряд других? Ограничиться, скажем, Эрмитажем, Русским музеем и Музеем истории города. На наш взгляд, музеи города, в том числе и музеи нашего университета – это гордость и значительная часть его богатейшего историко-культурного потенциала, который выводит его, по признанию Нобелевского лауреата академика Жореса Алфёрова, на 8 место в мире. И долг университетского преподавателя, независимо от специальности, – приобщать учащихся к этому потенциалу. Что же касается университета, то пожелаем ему больше музеев, хороших и разных!  

Ю.А.Ендольцев

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков