|
№ 30 (3655), 30 декабря 2003 года
|
 |
|
 |
 |
 |
Петербургская молодежь
нравственно взрослее,
чем современные СМИ
В начале ноября 2003 г. ученые НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ провели исследование общественного мнения молодых петербуржцев по поводу средств массовой информации. Выборка опрошенных случайная и репрезентативная – в ней представлены все категории по возрасту (от 15 до 30 лет), полу, образованию, типам профессий. В ходе телефонного опроса дали ответы 540 человек. О результатах опроса рассказал профессор Валентин Евгеньевич СЕМЕНОВ, директор НИИКСИ.
Источники
1. Из каких источников вы обычно получаете необходимую информацию?
- телевидение – 76%
- друзья и знакомые – 49%
- газеты и журналы – 48%
- радио – 36%
- другие источники информации гораздо менее значимы.
– Визуальные средства информации на первом месте, и это понятно. Если друзья и знакомые – это реальность, то телевидение – это другая реальность, виртуальная: теледикторы становятся общими знакомыми для каждой семьи. Канадский социолог и философ Маршал Маклюэн еще в 1960-е годы провозгласил, что мир, благодаря телевидению (а теперь еще и Интернету), превращается в “глобальную деревню”, когда все всё знают обо всех.... А телевидение выполняет роль “большого сплетника”.
Чтение – более сложный процесс, чем восприятие зрительной информации. Поэтому печатные СМИ становятся менее значимыми, чем ТВ. Но этот процесс ведет к понижению интеллектуального уровня. Человек оказывается в кругу виртуальных персонажей (“говорящие головы”), где всё упрощено до предела. И в отличие от реальности подлинной, никаких сложностей, никаких обязанностей. Но у подростков возможно смешение двух реальностей – и на этой почве даже возникают неврозы.
2. Какие телеканалы вы чаще предпочитаете смотреть?
Список большой. На вершине его:
- ОРТ – 44%
- РТР – 37%
- НТВ – 37%
- СТС 6 канал – 32%
- МТВ – 19%
- МузТВ –14%
- ТНТ – 9%
А внизу списка:
- ТРК “Петербург” – 3%
- Региональное ТВ – 2,6%
- Культура – 2%
- не смотрю телевизор – 5%
– Одно время НТВ было на пике популярности. А теперь снова канал ОРТ вышел вперед. Каналы более интеллектуальные – такие, как “Культура” – получили всего 2%. Они адресованы скорее пожилой, чем молодежной аудитории.
3. Какие радиостанции вы предпочитаете слушать?
Тоже список немаленький. На вершине его:
- Радио Рекорд – 19%
- Русское радио – 16%
- Динамит FM – 16%
- Европа Плюс – 15%
- Наше радио – 14%
А внизу:
- Радио Петербург – 1,4%
- Ретро – 1,2%
- Радио Балтика – 0,8%
– Здесь видно, что радио по городской трансляции молодежь не слушает, только приемники. Те, что можно носить с собой (или возить в автомобиле). Зрелые люди слушают больше радиостанции “Маяк”, “Эхо Москвы”, “Радио Петербург”, а молодежь – в основном, музыкальные каналы. Разница поколений выступает здесь более явно, чем в телевизионных предпочтениях.
4. Читаете ли вы периодические издания? Какие?
Количество названных изданий велико, велик их разброс – поэтому невозможно в процентах отразить результаты ответов на этот вопрос. Можно лишь составить ранговый рейтинг популярности периодических изданий (по частоте упоминаний). На первом месте – “Аргументы и факты”, на втором – “Комсомольская правда”, на третьем, с большим отставанием, – “Панорама ТВ”. Из журналов в женской аудитории явно лидирует Cosmopoliten.
– Эпоха читателя сменилась эпохой зрителя (и слушателя). Виктор Пелевин в романе “Поколение П” описал страну, где даже президент – это просто визуальная конструкция на телеэкранах. Его собирают из отдельных частей, и нет необходимости иметь живую личность... Молодежь мало читает – еще и поэтому не удалось выразить картину предпочтений в процентном отношении. А об уровне классической культуры говорить приходится с большой натяжкой. Скажем, студенты университета (каждый год это проверяю) не знают, что такое “пропилеи”. Хотя, к примеру, студенты-социологи, которых я и спрашивал, каждый день ходят мимо них...
Программы, фильмы, герои
5. Какие телевизионные программы вы смотрите чаще?
- фильмы – 65%
- новости – 56%
- развлекательные передачи – 40%
- музыкальные клипы – 39%
- научно-популярные передачи – 30%
- сериалы – 18%
- политические передачи – 11%
– Этот рейтинг показывает, что политика мало интересует молодых петербуржцев. С одной стороны, это общая тенденция охлаждения населения к политическим играм (не случайно планка явки на недавних выборах губернатора была опущена до 20%). А с другой, молодежи не с кем себя индентифицировать в политике – молодых политиков пока очень мало, молодежные движения весьма слабые... Сериалы, понятно, для пожилых – у молодежи не хватает на них времени. Для молодых людей главное – динамика. Но отрадно, что научно-популярные передачи все же вышли на пятое место. Значит, интерес к науке, к познанию еще не совсем утерян.
6. Какой фильм (или сериал) из просмотренных вами в последнее время по ТВ вам понравился?
- “Бригада”
- “Каменская”
- “Друзья”
- “Убойная сила”
- “Бандитский Петербург”
- “Две судьбы”
- “Идиот”
7. Кто из героев фильмов вам больше запомнился?
- Саша Белов (“Бригада”)
- князь Мышкин (экранизация “Идиота”)
Два последних героя поделили третье и четвертое места в списке популярности.
– Любопытная компания: два бандита (правда, романтизированные), следователь и князь Мышкин! Вот они, герои нашего времени... Среди них нет ни человека труда – рабочего, ученого, инженера, крестьянина, ни ребят из спецназа. Результат этого опроса еще раз показывает, что у молодежи преобладает эклектично-мозаичный менталитет.
Жизненные ценности
8. Какие из перечисленных жизненных ценностей, на ваш взгляд, пропагандируют СМИ?
- Деньги – 59%
- Здоровье – 23%
- Интересная работа – 22%
- Семья – 22%
- Друзья – 16%
- Справедливость – 8%
- Вера – 7%
– Как мы видим по результатам опроса, петербургская молодежь в нравственном смысле гораздо более зрелая, чем современные СМИ. Она прекрасно видит, что с экранов, с газетных и журнальных страниц ей “втюхивают” ценность Денег, в первую очередь, и Здоровья. Но здоровье здесь понимается упрощенно – как сугубо материальная ценность – через рекламу лекарств, средств для физического развития, борьбу за сексуальную привлекательность и прочее в том же духе. А духовные ценности Справедливости и Веры – на последнем месте, пропагандируются очень слабо. Формально Работа вышла на третье место в рейтинге, но если посмотреть, какие специальности популярны сегодня у молодежи, мы увидим все те же офисные работы: финансисты, банкиры, менеджеры. А инженерные и рабочие специальности – в самом конце списка. Правда, петербургские старшеклассники, по данным нашего недавнего исследования, все-таки начинают больше интересоваться специальностями из области техники.
Скажем, год назад, в декабре 2002 г., мы спрашивали: какие виды деятельности из нижеперечисленных вы больше всего цените? (Можно было назвать не больше трех видов.) Результаты ответов распределились следующим образом: 1) врач – 65%, 2) ученый – 48%, 3) предприниматель – 33%, 4) художник – 28%, 5) инженер – 19%, 6) рабочий – 18%, 7) священник – 14%.
И результаты того опроса вызывают удивление. Например, ученый в глазах молодых людей занял второе место – и это при том, что государство практически не финансирует науку. Видимо, ценность Познания для молодых по-прежнему высока – даже важнее, чем Бизнес... То, что профессия медика, врачебная деятельность оказалась на первом месте, объясняется значимостью Здоровья (о чем мы уже говорили). А то, что священник оказался на последнем месте, можно связать с тем, что Вера – традиционно “арьергардная” ценность.
Отрадно лишь то, что в ценностных ориентациях самой молодежи Справедливость (26%) и Вера (13%) играют более важную роль, чем они представлены в СМИ. Хотя и печально, что эти духовные ценности, на которых держится общество, оказываются тем не менее в самом низу рейтингового списка.
9. Считаете ли вы, что сегодняшние СМИ способствуют формированию у молодежи качеств, присущих гражданину и патриоту своей Родины?
- да – 31%
- нет – 59%
- затрудняюсь ответить – 10%
– Молодые петербуржцы чувствуют, что средства массовой информации явно «не дорабатывают» государственную программу по патриотизму.
Нравственный контроль
10. Согласны ли вы с тем, что необходим нравственный контроль за содержанием телепрограмм, фильмов и рекламы? (Имелись в виду сцены насилия, жестокости, порнография и пр.)
- да, необходим – 80%
- нет, не согласны – 15%
- затрудняюсь ответить – 5%
– Поскольку подобные вопросы мы задавали в разные годы, то можно отследить тенденцию. В 2001 г. 63% опрошенных считали, что нравственный контроль за содержанием телепрограмм необходим. В 2002 г. – уже 80%. И в 2003 г. – снова 80%. Вопрос, казалось бы, ясный. Уже давно психологи всего мира (прежде всего в Америке и Западной Европе) проделали тысячи экспериментов, которые однозначно доказали: сцены откровенного насилия и демонстрация жесткой порнографии, кроме вреда, ничего не приносят. Еще в 60–70-х годах прошлого века это было доказано. И тем не менее эти сцены постоянно демонстрируются по нашему телевидению, практически по всем каналам. Так же, как и реклама, засилье которой в России чрезмерное, перехлестывает всякие рамки.
А вопрос цензуры решается просто: в Италии, например, провели референдум – и теперь фильмы по телевидению не прерываются там рекламными вставками. Мы могли бы сделать нечто подобное.
***
– Надо смотреть правде в глаза. Судя по итогам нашего опроса, молодежь оказывается нравственно более зрелой, чем средства массовой информации, – подчеркнул профессор В.Е.Семенов. – “Четвертая власть” должна идти впереди, а не плестись сзади. И вести в более зрелое, культурное общество, работать на повышение, а не на понижение личностного уровня. Культура и цивилизация нужны нашему обществу сегодня, как никогда, а СМИ фактически ведут нас назад.
На волне свободы они стали более раскованными и даже анархичными. Но за 15 постперестроечных лет пора бы и повзрослеть. А современные российские СМИ пока придерживаются подростковых интересов. Но только развлекать и эксплуатировать инстинкт – этого явно маловато. В социологии, как западной, так и отечественной, общепризнаны четыре функции средств массовой информации:
- информировать,
- воспитывать и социализировать,
- развлекать
,
- объединять общество.
А у наших СМИ, получается, активизирована лишь одна из четырех функций. И молодые петербуржцы, судя по нашим результатам, это прекрасно понимают.
Любая управляющая структура общества должна работать на стабильность и интеграцию. А современное телевидение, радио, газеты и журналы ведут не “в даль светлую”, а наоборот… И дело здесь не в молодежи. Для каждого возраста информация (и соответствующие теле- и радиопередачи, газетные материалы) может быть функциональной, полезной, возвышающей, а может, наоборот, быть дисфункциональной, вредной и деморализующей. Молодежь чутко чувствует, что СМИ, увы, явно не дорабатывают… 
Записал
Евгений Голубев
|