Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 30 (3655), 30 декабря 2003 года

Петербургская молодежь
нравственно взрослее,
чем современные СМИ

В начале ноября 2003 г. ученые НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ провели исследование общественного мнения молодых петербуржцев по поводу средств массовой информации. Выборка опрошенных случайная и репрезентативная – в ней представлены все категории по возрасту (от 15 до 30 лет), полу, образованию, типам профессий. В ходе телефонного опроса дали ответы 540 человек. О результатах опроса рассказал профессор Валентин Евгеньевич СЕМЕНОВ, директор НИИКСИ.

Источники

1. Из каких источников вы обычно получаете необходимую информацию?

  • телевидение – 76%
  • друзья и знакомые – 49%
  • газеты и журналы – 48%
  • радио – 36%
  • другие источники информации гораздо менее значимы.

– Визуальные средства информации на первом месте, и это понятно. Если друзья и знакомые – это реальность, то телевидение – это другая реальность, виртуальная: теледикторы становятся общими знакомыми для каждой семьи. Канадский социолог и философ Маршал Маклюэн еще в 1960-е годы провозгласил, что мир, благодаря телевидению (а теперь еще и Интернету), превращается в “глобальную деревню”, когда все всё знают обо всех.... А телевидение выполняет роль “большого сплетника”.

Чтение – более сложный процесс, чем восприятие зрительной информации. Поэтому печатные СМИ становятся менее значимыми, чем ТВ. Но этот процесс ведет к понижению интеллектуального уровня. Человек оказывается в кругу виртуальных персонажей (“говорящие головы”), где всё упрощено до предела. И в отличие от реальности подлинной, никаких сложностей, никаких обязанностей. Но у подростков возможно смешение двух реальностей – и на этой почве даже возникают неврозы.

2. Какие телеканалы вы чаще предпочитаете смотреть?

Список большой. На вершине его:

  • ОРТ – 44%
  • РТР – 37%
  • НТВ – 37%
  • СТС 6 канал – 32%
  • МТВ – 19%
  • МузТВ –14%
  • ТНТ – 9%

А внизу списка:

  • ТРК “Петербург” – 3%
  • Региональное ТВ – 2,6%
  • Культура – 2%
  • не смотрю телевизор – 5%

– Одно время НТВ было на пике популярности. А теперь снова канал ОРТ вышел вперед. Каналы более интеллектуальные – такие, как “Культура” – получили всего 2%. Они адресованы скорее пожилой, чем молодежной аудитории.

3. Какие радиостанции вы предпочитаете слушать?

Тоже список немаленький. На вершине его:

  • Радио Рекорд – 19%
  • Русское радио – 16%
  • Динамит FM – 16%
  • Европа Плюс – 15%
  • Наше радио – 14%

А внизу:

  • Радио Петербург – 1,4%
  • Ретро – 1,2%
  • Радио Балтика – 0,8%

– Здесь видно, что радио по городской трансляции молодежь не слушает, только приемники. Те, что можно носить с собой (или возить в автомобиле). Зрелые люди слушают больше радиостанции “Маяк”, “Эхо Москвы”, “Радио Петербург”, а молодежь – в основном, музыкальные каналы. Разница поколений выступает здесь более явно, чем в телевизионных предпочтениях.

4. Читаете ли вы периодические издания? Какие?

Количество названных изданий велико, велик их разброс – поэтому невозможно в процентах отразить результаты ответов на этот вопрос. Можно лишь составить ранговый рейтинг популярности периодических изданий (по частоте упоминаний). На первом месте – “Аргументы и факты”, на втором – “Комсомольская правда”, на третьем, с большим отставанием, – “Панорама ТВ”. Из журналов в женской аудитории явно лидирует Cosmopoliten.

– Эпоха читателя сменилась эпохой зрителя (и слушателя). Виктор Пелевин в романе “Поколение П” описал страну, где даже президент – это просто визуальная конструкция на телеэкранах. Его собирают из отдельных частей, и нет необходимости иметь живую личность... Молодежь мало читает – еще и поэтому не удалось выразить картину предпочтений в процентном отношении. А об уровне классической культуры говорить приходится с большой натяжкой. Скажем, студенты университета (каждый год это проверяю) не знают, что такое “пропилеи”. Хотя, к примеру, студенты-социологи, которых я и спрашивал, каждый день ходят мимо них...

Программы, фильмы, герои

5. Какие телевизионные программы вы смотрите чаще?

  • фильмы – 65%
  • новости – 56%
  • развлекательные передачи – 40%
  • музыкальные клипы – 39%
  • научно-популярные передачи – 30%
  • сериалы – 18%
  • политические передачи – 11%

– Этот рейтинг показывает, что политика мало интересует молодых петербуржцев. С одной стороны, это общая тенденция охлаждения населения к политическим играм (не случайно планка явки на недавних выборах губернатора была опущена до 20%). А с другой, молодежи не с кем себя индентифицировать в политике – молодых политиков пока очень мало, молодежные движения весьма слабые... Сериалы, понятно, для пожилых – у молодежи не хватает на них времени. Для молодых людей главное – динамика. Но отрадно, что научно-популярные передачи все же вышли на пятое место. Значит, интерес к науке, к познанию еще не совсем утерян.

6. Какой фильм (или сериал) из просмотренных вами в последнее время по ТВ вам понравился?

  1. “Бригада”
  2. “Каменская”
  3. “Друзья”
  4. “Убойная сила”
  5. “Бандитский Петербург”
  6. “Две судьбы”
  7. “Идиот”

7. Кто из героев фильмов вам больше запомнился?

  • Саша Белов (“Бригада”)
  • князь Мышкин (экранизация “Идиота”)

Два последних героя поделили третье и четвертое места в списке популярности.

– Любопытная компания: два бандита (правда, романтизированные), следователь и князь Мышкин! Вот они, герои нашего времени... Среди них нет ни человека труда – рабочего, ученого, инженера, крестьянина, ни ребят из спецназа. Результат этого опроса еще раз показывает, что у молодежи преобладает эклектично-мозаичный менталитет.

Жизненные ценности

8. Какие из перечисленных жизненных ценностей, на ваш взгляд, пропагандируют СМИ?

  • Деньги – 59%
  • Здоровье – 23%
  • Интересная работа – 22%
  • Семья – 22%
  • Друзья – 16%
  • Справедливость – 8%
  • Вера – 7%

– Как мы видим по результатам опроса, петербургская молодежь в нравственном смысле гораздо более зрелая, чем современные СМИ. Она прекрасно видит, что с экранов, с газетных и журнальных страниц ей “втюхивают” ценность Денег, в первую очередь, и Здоровья. Но здоровье здесь понимается упрощенно – как сугубо материальная ценность – через рекламу лекарств, средств для физического развития, борьбу за сексуальную привлекательность и прочее в том же духе. А духовные ценности Справедливости и Веры – на последнем месте, пропагандируются очень слабо. Формально Работа вышла на третье место в рейтинге, но если посмотреть, какие специальности популярны сегодня у молодежи, мы увидим все те же офисные работы: финансисты, банкиры, менеджеры. А инженерные и рабочие специальности – в самом конце списка. Правда, петербургские старшеклассники, по данным нашего недавнего исследования, все-таки начинают больше интересоваться специальностями из области техники.

Скажем, год назад, в декабре 2002 г., мы спрашивали: какие виды деятельности из нижеперечисленных вы больше всего цените? (Можно было назвать не больше трех видов.) Результаты ответов распределились следующим образом: 1) врач – 65%, 2) ученый – 48%, 3) предприниматель – 33%, 4) художник – 28%, 5) инженер – 19%, 6) рабочий – 18%, 7) священник – 14%.

И результаты того опроса вызывают удивление. Например, ученый в глазах молодых людей занял второе место – и это при том, что государство практически не финансирует науку. Видимо, ценность Познания для молодых по-прежнему высока – даже важнее, чем Бизнес... То, что профессия медика, врачебная деятельность оказалась на первом месте, объясняется значимостью Здоровья (о чем мы уже говорили). А то, что священник оказался на последнем месте, можно связать с тем, что Вера – традиционно “арьергардная” ценность.

Отрадно лишь то, что в ценностных ориентациях самой молодежи Справедливость (26%) и Вера (13%) играют более важную роль, чем они представлены в СМИ. Хотя и печально, что эти духовные ценности, на которых держится общество, оказываются тем не менее в самом низу рейтингового списка.

9. Считаете ли вы, что сегодняшние СМИ способствуют формированию у молодежи качеств, присущих гражданину и патриоту своей Родины?

  • да – 31%
  • нет – 59%
  • затрудняюсь ответить – 10%

– Молодые петербуржцы чувствуют, что средства массовой информации явно «не дорабатывают» государственную программу по патриотизму.

Нравственный контроль

10. Согласны ли вы с тем, что необходим нравственный контроль за содержанием телепрограмм, фильмов и рекламы? (Имелись в виду сцены насилия, жестокости, порнография и пр.)

  • да, необходим – 80%
  • нет, не согласны – 15%
  • затрудняюсь ответить – 5%

– Поскольку подобные вопросы мы задавали в разные годы, то можно отследить тенденцию. В 2001 г. 63% опрошенных считали, что нравственный контроль за содержанием телепрограмм необходим. В 2002 г. – уже 80%. И в 2003 г. – снова 80%. Вопрос, казалось бы, ясный. Уже давно психологи всего мира (прежде всего в Америке и Западной Европе) проделали тысячи экспериментов, которые однозначно доказали: сцены откровенного насилия и демонстрация жесткой порнографии, кроме вреда, ничего не приносят. Еще в 60–70-х годах прошлого века это было доказано. И тем не менее эти сцены постоянно демонстрируются по нашему телевидению, практически по всем каналам. Так же, как и реклама, засилье которой в России чрезмерное, перехлестывает всякие рамки.

А вопрос цензуры решается просто: в Италии, например, провели референдум – и теперь фильмы по телевидению не прерываются там рекламными вставками. Мы могли бы сделать нечто подобное.

***

– Надо смотреть правде в глаза. Судя по итогам нашего опроса, молодежь оказывается нравственно более зрелой, чем средства массовой информации, – подчеркнул профессор В.Е.Семенов. – “Четвертая власть” должна идти впереди, а не плестись сзади. И вести в более зрелое, культурное общество, работать на повышение, а не на понижение личностного уровня. Культура и цивилизация нужны нашему обществу сегодня, как никогда, а СМИ фактически ведут нас назад.

На волне свободы они стали более раскованными и даже анархичными. Но за 15 постперестроечных лет пора бы и повзрослеть. А современные российские СМИ пока придерживаются подростковых интересов. Но только развлекать и эксплуатировать инстинкт – этого явно маловато. В социологии, как западной, так и отечественной, общепризнаны четыре функции средств массовой информации:

  • информировать,
  • воспитывать и социализировать,
  • развлекать
  • ,
  • объединять общество.

А у наших СМИ, получается, активизирована лишь одна из четырех функций. И молодые петербуржцы, судя по нашим результатам, это прекрасно понимают.

Любая управляющая структура общества должна работать на стабильность и интеграцию. А современное телевидение, радио, газеты и журналы ведут не “в даль светлую”, а наоборот… И дело здесь не в молодежи. Для каждого возраста информация (и соответствующие теле- и радиопередачи, газетные материалы) может быть функциональной, полезной, возвышающей, а может, наоборот, быть дисфункциональной, вредной и деморализующей. Молодежь чутко чувствует, что СМИ, увы, явно не дорабатывают… 

Записал Евгений Голубев

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков