Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
спецвыпуск (3651), 10 ноября 2003 года
опыт и практика

Наркотики и школа

Данные социологических исследований по Санкт-Петербургу среди детей и молодежи показывают: 40% респондентов имеют опыт употребления наркотических средств, из них половина продолжает их употребление; 10% подростков постоянно прибегают к употреблению наркотиков в случае возникновения сложных жизненных обстоятельств, 32% – к алкоголю; основной возраст первого знакомства с наркотическими средствами приходится на 11-14 лет (41%) и 15-17 лет (51%); 57% респондентов указывают на устойчивые конфликты с родителями, причем 24% отметили, что в семье есть лица, злоупотребляющие алкоголем, и 6% – наркотическими средствами; 90% из тех, кто регулярно употребляет наркотики, живут в неполных семьях; 34% опрошенных из числа молодежи считают, что употребление наркотиков бывает «всерьез» и «не всерьез», при этом 21% респондентов согласны с тем, что «наркотик делает человека свободным», и 42% респондентов уверены, что от наркотиков всегда можно отказаться; опрос на дискотеках выявил высокую потребность посещающей их молодежи в стимуляторах «для поднятия настроения» (54%), из них наркотики составляют 20% и алкоголь – 70%; 21% опрошенных сознательно не хотят отказываться от их употребления.

Исследования показывают крайне низкую продолжительность жизни наркомана – 4 года после начала употребления наркотиков при среднем возрасте –

21 год. Активно прогрессируют «спутники наркомана» – прежде всего ВИЧ-инфекция.

От СПИДа в Петербурге умерли 240 человек, начиная с 1987 года выявлены более 20000 человек, зараженных вирусом иммунодефицита. До 1996 года вирус иммунодефицита человека передавался через половые контакты, однако в 1999–2001 годах ВИЧ-инфицированные выявляются преимущественно среди наркоманов, использующих наркотики внутривенно. Нередко заражаются учащиеся школ, училищ. Ежегодно расширяются масштабы наркопреступности, среди преступников, причастных к незаконному обороту наркотиков, преобладают подростки и молодежь. По данным ГУВД, за первое полугодие 2001 года выявлено 20331 преступление и возбуждено 1829 уголовных дел, связанных со сбытом наркотиков.

Актуальность проблемы распространения наркомании среди детей и молодежи стоит в настоящее время так остро, что Комитет по образованию СПб вопросы организации работы по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде признал приоритетными.

Профилактическая работа, считают руководители питерской системы образования, должна осуществляться на всех уровнях (от дошкольного до начального профессионального), в образовательных учреждениях всех типов и видов, в рамках образовательных программ, спецкурсов, факультативов. Значительная роль в организации профилактической работы отводится образовательным, досуговым, оздоровительным учреждениям дополнительного образования детей, способствующим развитию физической культуры и спорта, активного творческого досуга и занятости несовершеннолетних и молодежи.

Во всех районах города созданы кабинеты по профилактике наркозависимости среди детей и подростков, в основном, на базе психологических центров и образовательных учреждений: проведена работа по созданию системы обучения педагогических кадров, обеспечению методическими пособиями педагогов и руководителей ОУ, проведены комплексные социологические исследования и сделано также многое другое... Выполнение всех этих мероприятий стало возможно только при условии целевого выделения средств. В 1999–2000 годах из целевой программы «Профилактика наркозависимости в Санкт-Петербурге» было выделено 10,3 млн рублей. Комитетом по образованию на конкурсной основе из целевой программы СПб для этих целей были выделены финансовые средства всем районам города, в том числе и Кронштадту: в 2000 году – 120 тысяч рублей, в 2001 – 70 тысяч.

Однако, по словам председателя Комитета по образованию Т.И.Голубевой, в организации этой работы имеются большие резервы:

  1. Во многих образовательных учреждениях отсутствует комплексная система антинаркотической работы.
  2. Не до конца преодолен информационно-просветительский подход к решению проблемы.
  3. Не на должном уровне находится состояние индивидуальной профилактической работы.
  4. Имеют место случаи, когда школы, училища стремятся скрыть «наркотические» проблемы и любой ценой избавиться от обучающихся, злоупотребляющих наркотиками и иными психоактивными веществами
  5. Недостаточно внимания уделяется и вопросу работы с родителями по профилактике наркомании среди детей.  

«Кронштадтский Вестник»
№33 (23937), 30 августа 2002г.

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков