Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 22-23 (3646-47), 16 октября 2003 года
журнал в журнале

К 40-летию
физико-математической и химико-биологической
школы-интерната №45 при ЛГУ

Сорок лет назад, 23 августа 1963 г., постановлением Совета министров СССР были организованы специализированные школы-интернаты при Московском, Новосибирском, Ленинградском и Киевском университетах для школьников, проявивших повышенные способности в области математики, физики, химии, биологии и склонность к исследовательской деятельности. Эти уникальные учебные заведения созданы по инициативе ведущих ученых страны, академиков М.А.Лаврентьева, А.Н.Колмогорова, А.Д.Александрова. Специализированная физико-математическая и химико-биологическая школа-интернат № 45 была открыта 16 октября 1963 года. Особая роль в её создании принадлежала Д.К.Фаддееву, А.Д.Александрову и Ю.В.Линнику. Основной концепцией осуществления образовательного процесса в ФМШ-45 с самого начала стала высказанная академиком А.С.Кондратьевым идея развития образования как учебной модели науки, что создало здесь устойчивую университетскую атмосферу захватывающей интеллектуальной деятельности.

Огромный вклад в развитие этой идеи в ФМШ-45 внесли талантливые педагоги, создававшие историю школы, ставшие её гордостью – Ю.И.Ионин, Е.Э.Неймарк, И.М.Луцкая, А.А.Тишкова, А.А.Карцова, Б.М.Беккер, Н.К.Гуткова, Г.В.Шалугина, Л.Д.Курляндчик, Н.П.Соболева, А.И.Филиппович, В.М.Терехов, Е.А.Нинбург и многие, многие другие.

Директор Академической гимназии Н.Н.Соколова и заместитель директора по науке С.С.Пивоваров

Директор Академической гимназии Н.Н.Соколова и заместитель директора по науке С.С.Пивоваров

Многие выпускники гимназии в разные года возвращались в родной интернат в качестве учителей и сотрудников, многие продолжают работать здесь или в СПбГУ. Среди них А.Кучма, М.Горяев, Н.Гильдеева, В.Хомутников, Н.Городецкая, В.Гольховой, Л.Курляндчик, А.Ляпцев, Т.Кошемчук, С.Юркевич, Н.Слобожанин, В.Яковлев, Н.Колосова, Я.Склярова, В.Удальцов, В.Родионов, А.Казанский, Б.Беккер, В.Королева, А.Баранов, Б.Ровнер, В.Харламов, А.Вайнруб, В.Ермаков, Ю.Шакула, В.Гриценко, С.Фомин, Н.Нецветаев, В.Свердлов, А.Мегрецкий, Д.Терехов, А.Соцков, А.Карпиленко, Б.Кривошеин, А.Власов, Г.Соколова, Д.Воронина, О.Лури, А.Петров, А.Сомова и другие.

Основой преподавания с самого начала существования интерната стал принцип «Будущих профессионалов учат профессионалы». Практически с самых первых дней существования интерната и до настоящего времени в интернате работали и работают ведущие сотрудники факультетов университета. В разное время здесь проводили занятия и читали циклы лекций Д.К.Фаддеев, В.А.Рохлин, А.М.Вершик, О.А.Ладыженская, М.З.Соломяк, А.А.Суслин, О.Я.Виро, Ю.И.Полянский, А.С.Данилевский, А.А.Ниценко, И.А.Горлинский, Ю.В.Широков, Л.А.Несов, А.П.Козлов, Р.А.Сагитов, А.С.Чирцов, С.Н.Манида, А.С.Батуев, В.В.Полевой, А.В.Суворов, А.С.Кондратьев и многие другие ведущие преподаватели и сотрудники СПбГУ, институтов РАН и РАО.

В первые годы своего существования 45-й интернат, как чаще называли ФМШ-45, находился на улице Савушкина, 61, и многие выпускники первого двадцатилетия 45-го интерната стремятся попасть «в тот единственный сад, где шесть медальонов венчают фасад», несмотря на то что с 1981 года школа живет в старом Петергофе (Собственный пр., 1), а 25 января 1991 г. реорганизована в Академическую гимназию СПбГУ и сейчас располагается на двух площадках (еще и в Петербурге в переулке Каховского, 9).

Таким образом, как и университет, ФМШ-45 – Академическая гимназия СПбГУ представлена в Петро-дворцовом и Василеостровском учебно-научных комплексах СПбГУ, являясь структурным подразделением Санкт-Петербургского государственного университета.

Как оказалось, создание Академической гимназии СПбГУ 25 января 1991 года не было её первым рождением. Указом от 28 января 1724 г. Петр I создал в России единым росчерком пера Академию наук, Академический университет и Академическую гимназию, объединив их в неразрывной триаде. Этот петровский указ стал основой для создания сбалансированной системы развития и функционирования науки и образования в России XVIII века.

Санкт-Петербург – родина непрерывного предуниверситетского и университетского образования в России, и 28 января 2004 года исполнится 280 лет с начала непрерывной подготовки научных кадров в России, и произошло это в Санкт-Петербургском университете.

Огромную роль в развитии предуниверситетской подготовки сыграл талантливый учёный и организатор отечественного образования и науки М.В.Ломоносов, ставший в 1760 году ректором университета и директором Академической гимназии. Ломоносов подчёркивал особую роль Академической гимназии в судьбе университета в Петербурге, называя гимназию «кормилицей университета». В ХVIII столетии не было резкой грани между студентами и гимназистами. И те, и другие могли слушать лекции в университете и в то же время изучать некоторые предметы в гимназии. Опыт совместного гимназического и университетского обучения был впервые осуществлён при Ломоносове. По его инициативе из самых способных учеников был создан «директорский» класс, где обучение по содержанию и методам преподавания приближалось к университетскому. Лучшие преподаватели и студенты университета работали в гимназии. М.В.Ломоносов привлекал к преподаванию в университете гимназических учителей. В развитии университета и гимназии Ломоносов видел важнейшие условия процветания академической науки в России.

После смерти Ломоносова в 1765 г. университет и гимназия были объединены в Училище Академии наук, или Академическое училище. В тяжелые времена упадка Академического университета и гимназии, руководство Академией наук и академическими учебными заведениями взяла в свои руки Е.Р.Дашкова с её горячим стремлением воспитать «человека совершенного», соответствующим ведущему императиву российского образования – «свобода через просвещение». Развитие идеи непрерывного университетского образования Е.Р.Дашкова с присущими ей искренностью и романтизмом выразила в одном из своих приказов по Академической гимназии: «Экзаменовать академических гимназистов и зачислить в Университет только тех из них, кто этого достоин». Создание Академической гимназии наряду с Академией наук и Университетом и руководство учебно-педагогическим процессом в ней М.В.Ломоносовым и Е.Р.Дашковой стало важной вехой в развитии российского образования.

Не менее важным событием для развития современной системы непрерывного образования «школа-вуз» стало создание в 1963 г. специализированных школ-интернатов для одаренных школьников при ведущих университетах страны. В 60-х годах XX столетия в связи с развитием ядерной энергетики, молекулярной биологии, биохимии и генетики появилась насущная потребность в подготовке достаточного количества неординарно мыслящих исследователей в области естественных наук. Стремление сохранить высокий уровень предуниверситетского образования способствовало переводу в 90-х годах специализированных школ-интернатов в структуру соответствующих университетов.

Основными направлениями деятельности Академической гимназии СПбГУ были и остаются поиск и отбор талантливых школьников, подготовка их к успешному обучению в университете, к успешной исследовательской, преподавательской, инновационной деятельности.

Как и другие созданные вместе с ней интернаты, Академическая гимназия Санкт-Петербургского государственного университета является неразрывной частью триады, связывающей гимназическое, университетское образование и науку. Многие преподаватели гимназии являются одновременно преподавателями и сотрудниками СПбГУ. Академическая гимназия ежегодно участвует в выполнении научно-исследовательских проектов, самостоятельно и совместно с факультетами и научно-исследовательскими институтами университета, что способствует формированию у гимназистов стремления к научному творчеству, развитию навыков исследовательской деятельности, а сама исследовательская деятельность служит мощным подкреплением развития познавательной активности, формирования творческого потенциала.

Хочется верить, что стремление как начинающих, так и опытных исследователей к познанию, к приобретению новых знаний путем поиска ускользающей Вечной Истины, унаследованное Академической гимназией от своих основателей, никогда не иссякнет. 

Н.Н.Соколова,
директор Академической гимназии СПбГУ,
доцент, заслуженный учитель РФ

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков