Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
спецвыпуск (3636), 21 апреля 2003 года
практика

О работе
Окружной антинаркотической комиссии

Окружная антинаркотическая комиссия осуществляет координацию деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации: по приведению нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность региональных антинаркотических комиссий, в соответствие федеральному законодательству; по выработке единых подходов к решению возложенных на них задач; по созданию постоянно действующих органов профилактики наркомании и укреплению диагностической базы проведения освидетельствования на состояние наркотического опьянения.

А.В.Аграшенков, начальник управления по работе с органами власти субъектов РФ аппарата полномочного представителя президента РФ в СЗФО

А.В.Аграшенков, начальник управления по работе с органами власти субъектов РФ аппарата полномочного представителя президента РФ в СЗФО

Мы провели анализ целевых антинаркотических программ субъектов Российской Федерации, расположенных в пределах Северо-Западного федерального округа. Ситуация по этому вопросу в регионах сложилась следующая.

В Республике Карелия целевая программа «Комплексные меры по реализации государственной антинаркотической политики в Республике Карелия на 2003-2004 гг.» разработана в соответствии с рекомендациями Окружной антинаркотической комиссии органам исполнительной власти. Состав республиканской межведомственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и психотропными веществами и их незаконному обороту в связи с кадровыми изменениями в МВД Республики Карелия претерпел некоторые изменения.

В Республике Коми реализуется республиканская целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2000-2002 гг.», утвержденная Указом Главы Республики Коми. В настоящее время разрабатывается проект аптинаркотической программы на последующие годы, в основу которого закладывается целевой, а не отраслевой подход. После рассмотрения проекта на заседании Комиссии программа будет вынесена для утверждения на сессию Госсовета Республики Коми.

Для приостановления роста употребления наркотиков на территории разработана и утверждена постановлением Правительства Архангельской области от 31 декабря 2001 года № 541 областная межведомственная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2003 годы». В соответствии с данным постановлением разработаны аналогичные муниципальные программы в Вельском, Каргопольском, Мезенском, Плесецком, Приморском, Холмогорском районах, в городах Коряжме, Котласе, Новодвинске, Северодвинске. При разработке антинаркотических программ в Архангельской области реализован целевой подход, все программные мероприятия направлены, прежде всего, на профилактику употребления всего спектра психоактивных веществ.

К сожалению, межведомственная целевая программа, реализация которой позволила бы приостановить стремительный рост употребления наркотиков на территории области и вернуть больных людей к социально активной жизни, не получила должного финансового обеспечения в 2002 г.

Законодательным Собранием Вологодской области принята областная целевая программа на 2002-2004 годы. Реализация указанной программы позволяет эффективно использовать межведомственный принцип в профилактике наркомании.

В Калининградской области рабочей группой из числа сотрудников администрации области и депутатов областной Думы разработана и принята региональная государственная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2003-2007 годы».

В Ленинградской и Мурманской областях целевые антинаркотические программы охватывают только часть задач, стоящих перед региональными комиссиями. В этих субъектах Российской Федерации они направлены в основном на профилактику наркозависимости среди детей, подростков и молодежи.

Постановлением Администрации Новгородской области от 19 сентября 2002 г. № 210 утверждена целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Новгородской области на 2002 – 2004 годы». Разработаны и реализуются целевые антинаркотические программы в городах и района области. Целевые планы работы по профилактике наркомании имеются сегодня во всех учреждениях образовательной и социально-культурной сферы.

В Псковской области постановлением областного Собрания депутатов от 25 октября 2001 года за № 897 была принята областная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Псковской области на 2002-2004 годы».

В Санкт-Петербурге не в полной мере проведен комплекс мер по реализации целевого, а не отраслевого подхода к разработке программы. В этой связи в адрес Администрации Санкт-Петербурга направлено письмо с просьбой о дополнительной проработке вопроса по реализации решения Окружной антинаркотической комиссии.

Одно из направлений нашей работы было связано с созданием и организацией работы постоянно действующих органов по профилактике наркомании в структуре органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, расположенных в пределах Северо-Западного федерального округа. Следует отметить, что в нарушение решения Окружной комиссии такими органами, как правило, стали региональные межведомственные комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту. Их состав, структура, формы и методы работы определены органами государственной власти субъектов Российской Федерации в зависимости от региональных условий.

В Новгородской области, например, создана и действует областная межведомственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту. В городах и районных центрах области также созданы городские и районные межведомственные комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, которые возглавили главы муниципальных образований. В состав комиссий включены первые лица – руководители отраслевых муниципальных органов управления и организаций. Решением областной комиссии одобрена и рекомендована для работы в городах и районах области Концепция государственной политики в сфере противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Новгородской области.

Еще в сентябре 2000 г. в Новгородской области был создан отдел координации региональной антинаркотической политики, основной задачей которого является обеспечение межведомственного взаимодействия структур работающих в сфере противодействия наркомании, а также организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности областной комиссии. Другой профильной структурой стал областной межведомственный совет экспертов-консультантов по проблемам профилактики наркомании и зависимости от других психоактивных веществ. В составе этого совета организована постоянно действующая рабочая группа для предварительной проработки вопросов, выносимых на заседание комиссии, осуществления текущего контроля за выполнением решений областной комиссии, обеспечения оперативного обмена информацией, оказания практической помощи специалистам в городах и районах области.

Однако до настоящего времени нет постоянно действующего органа по профилактике наркомании, осуществляющего контроль за реализацией положений региональной целевой комплексной программы, не предусмотрена ответственность за нарушение положений, предусмотренных целевой комплексной программой.

При Администрации Псковской области создана межведомственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими и психотропными веществами и их незаконному обороту на территории области. Данная комиссия является (на период действия областной целевой антинаркотической программы) специальным органом исполнительной власти по профилактике наркомании. Функция контроля возложена на Администрацию области и областное Собрание депутатов и осуществляется комитетом по работе с военными и правоохранительными органами (отделом по работе с правоохранительными органами) Администрации области и комитетом по социальной политике областного Собрания депутатов.

В Вологодской области организационная работа по противодействию незаконному обороту наркотиков и профилактике наркомании проводится межведомственной комиссией Правительства Вологодской области. Работа ее построена на принципах координации действий административных органов, силовых ведомств, общественных объединений, других учреждений и организаций, имеющих отношение к проблемам незаконного оборота наркотиков, лечения и реабилитации наркозависимых, профилактике наркомании.

В Мурманской области постоянно действующим органом по профилактике наркомании является межведомственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, образованная в области в 1997 году. В связи с кадровыми изменениями за период 1997-2002 гг. был внесен ряд изменений в состав комиссии. Председателем комиссии является заместитель губернатора Мурманской области, на которого возложен контроль за реализацией положений региональной комплексной антинаркотической программы. Функции ответственного секретаря комиссии исполняет член комиссии – работник комитета по делам молодежи администрации области. В проекте постановления Правительства Мурманской области предусматривается работа ответственного секретаря комиссии на освобожденной основе.

Наряду с некоторыми успехами в этом направлении необходимо констатировать и ряд проблем, которые возникают в результате инертности руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Так, до настоящего времени в Администрации Калининградской области решается вопрос о создании постоянно действующего органа по профилактике наркомании и о введении должности освобожденного секретаря комиссии по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту.

Таким образом, почти во всех субъектах Российской Федерации, расположенных в пределах Северо-Западного федерального округа, в органах исполнительной власти не созданы штатные подразделения, координирующие работу по профилактике наркомании.

В муниципальных образованиях ряда субъектов федерации до сих пор не созданы комиссии или координационные комитеты по профилактике наркомании, не обеспечено на должном уровне межведомственное сотрудничество по проблемам наркомании, недостаточно активно привлекаются для решения этих вопросов органы социальной защиты населения и средства массовой информации.

Окружная антинаркотическая комиссия была озабочена необходимостью создания диагностической базы проведения освидетельствования на состояние наркотического опьянения для обеспечения практической реализации вступившего действие с 1 июля 2002 г. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая тот факт, что утверждение бюджетов субъектов Российской Федерации состоялось до решения Окружной антинаркотической комиссии, выполнение этой задачи оказалось в прямой зависимости от возможностей и инициативы органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В Республике Коми министерством здравоохранения и министерством внутренних дел определен рабочий порядок проведения освидетельствования на состояние наркотического опьянения. Необходимость развития и укрепления диагностической базы лечебных учреждений предусмотрена при формировании бюджета отрасли здравоохранения на 2003 г.

В Калининградской области в целях укрепления диагностической базы проведения свидетельствования на состояние наркотического опьянения администрацией области для областной наркологической больницы закуплен газовый хроматограф.

Медицинское освидетельствование в Мурманской области проводится на посту экспертизы областного наркологического диспансера и в приемных отделениях центральных городских и районных больниц области. Пропускная способность лаборатории диспансера позволяет проводить 600 – 700 химико-токсикологических исследований в месяц, что при условии увеличения штатной численности работников диспансера может полностью покрыть потребность области в исследованиях при направлении лиц, подозреваемых в употреблении наркотического или иного одурманивающего вещества.

В Новгородской области для укрепления диагностической базы проведения освидетельствования на состояние наркотического опьянения в городах и районах области приобретаются экспресс-тесты для диагностики наркотиков в биологических средах организма человека. В В.Новгороде на базе наркологического диспансера «Катарсис» в ближайшее время начнет работу химико-токсилогическая лаборатория для углубленной диагностики.

В Псковской области запланировано создание лаборатории по выявлению наркотических и психотропных средств в областном наркологическом диспансере, однако, по информации, полученной из комитета здравоохранения области, его материально-техническая база не соответствует санитарным нормам и правилам, что не позволяет создать новые структурные подразделения. В связи с этим Администрацией области было принято решение о реконструкции одного из зданий бывшего лечебного учреждения с размещением в нем части существующих и развертывания новых отделений и служб диспансера. В настоящее время проводится подготовка и обучение медицинского персонала для работы в лаборатории, закупается лабораторное имущество.

Таким образом, подводя итоги работы региональных комиссий по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, следует отметить, что организационные меры, предусмотренные решением Окружной антинаркотической комиссии, в субъектах Российской Федерации, расположенных в пределах Северо-Западного федерального округа, выполнены в части, касающейся приведения нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность региональных антинаркотических комиссий, в соответствие федеральному законодательству, и выработки единых подходов к решению возложенных на них задач. В силу различных причин и, в первую очередь, из-за отсутствия достаточного финансирования, региональными межведомственными комиссиями не решены вопросы создания постоянно действующих (штатных) органов профилактики наркомании и укрепления диагностической базы для проведения освидетельствования на состояние наркотического опьянения, отвечающей современным требованиям.

В итоге проведение организационных мер, предусмотренных решением Окружной антинаркотической комиссии, не привело к кардинальному улучшению наркоситуации в Северо-Западном регионе.  

А.В.Аграшенков,
начальник управления по работе с органами власти
субъектов Российской Федерации
аппарата полномочного представителя
Президента Российской Федерации
в Северо-Западном федеральном округе.

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков