|
№6-7 (3628-3629), 7 марта 2003 года |
 |
|
бытие определяет |
 |
 |
Холодная зима
2003 года – горячая пора для
профсоюзов
Как известно, 6 ноября 2002 года правительство одобрило проект Концепции реформирования системы оплаты труда в бюджетной сфере, а 24 декабря Государственная Дума приняла Закон о федеральном бюджете на 2003 год, который предусматривает выделение средств на увеличение зарплаты бюджетников на 33% с 1 октября 2003 г. одновременно с переходом от ныне действующей Единой тарифной сетки к отраслевым системам оплаты труда. В бюджете же заложено и повышение студенческой стипендии с 1 сентября 2003 г. до 400 рублей.
Профсоюз работников народного образования и науки РФ ситуация с уровнем заработной платы и стипендии и предлагаемыми перспективами их роста, естественно, не устраивает. Напомним, что предыдущее широко разрекламированное повышение зарплаты бюджетников было проведено 1 декабря 2001 г. По оценкам профсоюзов и некоторых депутатов Госдумы, за период между 1.12.2001 и 1.10.2003 гг. инфляция составит не менее 40%, поэтому в реальном исчислении работники бюджетной сферы получат снижение доходов на 7%.
Средняя зарплата бюджетников в настоящее время лишь в 1,5 раза превышает прожиточный минимум и составляет менее 60% зарплаты в промышленности, а ее индексация с 1.12.2001 г. вопреки заявлениям правительства не была опережающей по отношению к росту стоимости жизни. При таком запланированном росте средняя зарплата в бюджетной сфере составит в 2003 г. всего 45% от уровня оплаты труда в промышленности. По оценкам Всероссийского центра уровня жизни при Минтруде РФ, который провел научное исследование по заказу профсоюза работников народного образования и науки и разработал минимальный отраслевой норматив оплаты труда, заработная плата в образовании ниже научно обоснованного минимума в среднем по России в 3,7 раза.
Профсоюзы считают необоснованными ссылки властей всех уровней на отсутствие средств в бюджетах, не позволяющее решить проблему оплаты труда бюджетников, и называют возможные источники финансирования: профицит бюджета, дополнительные доходы за счет благоприятной конъюнктуры нефтяного рынка, возможный рост доходов от увеличения рентных платежей за природные ресурсы, сокращение расходов на управление в АО, в которых государство является мажоритарным акционером, и др.
По данным, названным заместителем председателя Комитета Госдумы по образованию и науке О.Н.Смолиным, дополнительные доходы федерального бюджета составили в 2001 г. 318 млрд руб., в 2002 г. – 109 млрд руб., в 2003 г. планируются на уровне 72 млрд руб. Заметим при этом, что сейчас такие «сверхплановые» поступления в бюджет идут в так называемый резерв правительства РФ и тратятся по его усмотрению. Поэтому ссылки на то, что зарплата бюджетникам может быть поднята лишь в тех пределах, которые предусмотрены в законе о бюджете – явное введение в заблуждение.
Но это только одна сторона вопроса. Другая состоит в том, что правительство жестко связывает индексацию зарплаты с переходом на иные – отраслевые принципы оплаты труда. «Нет новой системы – нет индексации», – в этом суть позиции министра труда А.П.Починка. А по поводу перехода на отраслевую систему оплаты труда в образовании в рамках минтрудовской Концепции реформирования у профсоюза есть своя позиция.
По мнению профсоюза, главные недостатки предлагаемой системы – явно недостаточный рост зарплаты и понижение уровня государственных гарантий бюджетникам в области оплаты труда. В рамках предусмотренного на 2003 г. увеличения объема финансирования расходов на зарплату в 1,33 раза невозможно создать эффективную систему оплаты труда, стимулирующую повышение его качества (а ведь это главная цель реформы). По оценкам Минобразования и ЦК нашего профсоюза, для введения обоснованной и эффективной отраслевой системы потребуется увеличение фонда оплаты труда не менее чем в 2–2,5 раза, иначе пользы от реформирования не будет.
Что касается государственных гарантий в области оплаты труда, то на федеральном уровне, в соответствии с Концепцией, такой гарантией останется лишь МРОТ (сегодня это 450 руб.). Размеры же ставок и должностных окладов, компенсационных и стимулирующих выплат, вводимых при утверждении правительством отраслевой системы оплаты труда, являются не фиксированными или минимальными, а лишь рекомендуемыми, и устанавливаются субъектами РФ для находящихся в их ведении образовательных учреждений (школ и т.д.), исходя из имеющихся у каждого региона финансовых возможностей (добавим: и отношения тех или иных губернаторов и мэров к образованию). Так же будут решаться и вопросы о сроках и порядке индексации зарплаты. Фактически это означает переход не на отраслевые, а региональные или даже муниципальные системы оплаты труда в образовании.
И все это в условиях, когда большинство субъектов РФ являются, как известно, дотационными и не имеют реальных ресурсов для решения подобных вопросов, а проблема межбюджетных отношений (финансовых взаимоотношений федерального центра и регионов) остается нерешенной.
На федеральном уровне отраслевая система оплаты труда будет гарантировать зарплату лишь работникам образовательных учреждений федерального подчинения, в частности, вузов. Однако и для них в предложенном виде эта система вряд ли может быть приемлемой, учитывая ее многочисленные недостатки и упущения по многим конкретным вопросам.
В наиболее концентрированной форме профсоюзная позиция была выражена в Постановлении Президиума ЦК профсоюза от 19 декабря 2002 г. ЦК призвал не допустить принятия Концепции, предложенной Минтрудом, и перенести сроки введения отраслевой системы оплаты труда до принятия решения об увеличении бюджетных ассигнований на реализацию этой меры не менее чем в 2 раза, а за счет дополнительных доходов бюджетов всех уровней провести в 2003 г. дополнительно индексацию зарплаты в рамках ЕТС сверх предусмотренного правительством размера. Министерству образования предложено провести В сероссийское совещание по обсуждению проекта Концепции и продолжить совместную работу. Было принято решение провести Всероссийскую акцию работников образования и предложить другим профсоюзам, входящим в Ассоциацию профсоюзов непроизводственной сферы, объединить усилия по защите интересов бюджетников.
19 декабря 2002 г. состоялось Собрание представителей профсоюзов работников непроизводственной сферы, представлявших три бюджетных отрасли: образование, здравоохранение и культуру. На Собрании была выработана совместная позиция профсоюзов в отношении концепции реформы. Было отмечено, что представители правительства, в том числе министр труда А.П.Починок, дезинформируют общество, постоянно заявляя через СМИ о значительном улучшении материального положения бюджетников в случае введения отраслевых систем оплаты труда взамен ЕТС.
Между тем позиция профсоюзов непроизводственных отраслей по вопросу реформирования системы оплаты труда бюджетников и конкретные замечания и предложения по проекту Концепции неоднократно доводились до сведения правительства и Мин-труда. По их настоянию этот проект трижды рассматривался на Российской трехсторонней комиссии, где согласованная профсоюзная позиция была поддержана стороной работодателей. Однако несмотря на все возражения правительство одобрило в основном Концепцию реформирования системы оплаты труда в бюджетной сфере и под давлением профсоюзов направило ее для обсуждения в регионы – в органы государственной власти субъектов РФ.
Проанализировав сложившуюся ситуацию, Собрание представителей профсоюзов приняло решение считать неприемлемым принятие Концепции, подготовленной Минтруда, и объявить подготовку к проведению Всероссийской акции работников образования, здравоохранения и культуры в феврале 2003 г. В случае если правительство проигнорирует позицию профсоюзов и не примет меры по кардинальной переработке Концепции, Совет Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы уполномочивался Собранием определить конкретные сроки и формы проведения Всероссийской акции и скоординировать коллективные действия.
Своеобразным преддверием Всероссийской акции бюджетников стал пикет, организованный профсоюзом работников народного образования и науки в Москве у здания Государственной Думы перед началом парламентских слушаний 14 января 2003 г. Помимо работников образования Москвы в пикетировании Госдумы приняли участие представители 18 регионов, в том числе Санкт-Петербурга. Делегация из 13 председателей вузовских профкомов, сформированная Теркомом профсоюза и Ассоциацией профорганизаций вузов Санкт-Петербурга, была едва ли не самой крупной из всех регионов, не считая, разумеется, Москвы и Московской области. Основные требования участников пикета отражали позицию профсоюза в отношении уровня зарплаты в образовании и введения отраслевой системы оплаты труда.
В тот же день в Государственной Думе прошли парламентские слушания на тему «О проекте Концепции реформирования системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы» (в части образования), организованные думским Комитетом по образованию и науке. В слушаниях помимо депутатов Госдумы приняли участие представители федеральных министерств, ректоры вузов, директора школ, руководители органов управления образованием, руководители и специалисты ЦК профсоюза, представители ряда территориальных организаций профсоюза, депутаты законодательных органов субъектов РФ общим числом около 250 человек из более чем 50 регионов России.
Слушания открыла заместитель председателя Государственной Думы И.М.Хакамада, которая признала, что в нынешних условиях предлагаемая реформа чревата социальным взрывом. С докладом на слушаниях выступил председатель Комитета по образованию и науке А.В.Шишлов, изложивший позицию профильного комитета Думы по обсуждавшемуся вопросу, сформулированную в его решении от 29 ноября 2002 г. В этом решении Комитет признал проект Концепции реформирования системы оплаты труда в бюджетной сфере в редакции Минтруда неприемлемым для внедрения в систему образования и предложил правительству его доработать, создав межведомственную комиссию.
Позицию авторов Концепции и разработчиков проектов документов в ее рамках изложили М.В.Ильин и Г.В.Башкина, представлявшие соответственно Минтруда и Минобразования. Примечательно, что сами руководители министерств на парламентские слушания не прибыли (хотя в отношении министра образования В.М.Филиппова было объявлено, что он в этот день замещает вице-премьера).
Затем выступили депутаты Госдумы, высказавшие отношение своих фракций и депутатских групп к обсуждаемой проблеме. Позицию профсоюза работников народного образования и науки по вопросу реформирования системы оплаты труда в отрасли высказал председатель профсоюза В.М.Яковлев, который обосновал критическое отношение к основным положениям Концепции и заявил о категорическом несогласии с ней профсоюзов работников образования, здравоохранения и культуры и о подготовке их к Всероссийской акции протеста. После выступления ряда специалистов, приглашенных Комитетом по образованию и науке в качестве экспертов по различным аспектам реформирования системы оплаты труда, слово получили представители регионов. От Санкт-Петербурга выступил А.А.Матвеев, заместитель председателя Территориальной организации профсоюза.
В общей сложности на парламентских слушаниях выступили 22 человека. Итогом слушаний стало принятие рекомендаций, проект которых был подготовлен профильным комитетом Госдумы. Слушания высветили конфликт между Минтруда и примкнувшим к нему Министерством образования, с одной стороны, и депутатами Госдумы, профсоюзами, представителями региональных органов власти – с другой. Суть разногласий – в приятии (или неприятии) одобренной правительством Концепции и в оценке возможности (или невозможности) ее реализации в предложенном Минтруда виде.
Свои выводы по итогам парламентских слушаний сделали профсоюзы. На следующий день, 16 января 2003 г. состоялось заседание Совета Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы, который принял решение в соответствии с постановлением Собрания представителей профсоюзов от
20.12.2002 г. провести Всероссийскую акцию работников образования, здравоохранения и культуры 26–28 февраля 2003 г. в форме массовых шествий, демонстраций, митингов и сформулировал требования, выдвигаемые в ходе Акции:
- не допускать реформирования системы оплаты труда работников бюджетной сферы без учета требований профсоюзов по обеспечению государственных гарантий по оплате труда;
- провести индексацию зарплаты в рамках ЕТС с 1.04.2003 г. не менее чем в 1,5 раза, а с 1.01.2004 г. – в 2 раза и перенести сроки введения отраслевых систем оплаты труда в бюджетной сфере;
- повысить минимальный размер стипендии студентов с 1.04.2003 г. не менее чем до 500 рублей в месяц;
- обеспечить бюджетное финансирование студенческих санаториев-профилакториев.
Есть все основания считать эти требования справедливыми, законными и реальными. Справедливыми – потому что их реализация будет способствовать уменьшению необоснованной диспропорции в оплате труда работников производственной и непроизводственной сферы и обеспечению права молодежи на получение образования. Законными – потому что они направлены на обеспечение предусмотренного действующими федеральными законами уровня оплаты труда в образовании. Реальными – потому что, по имеющимся у профсоюзов и депутатов Государственной Думы данным, у государства имеются реальные финансовые возможности начать кардинальное повышение зарплаты бюджетников, и дело лишь в наличии (или отсутствии) у правительства политической воли эти возможности использовать.
16 января 2003 г. на заседании президиума Территориального комитета Санкт-Петербурга и Ленинградской области профсоюза работников народного образования и науки принято решение о проведении 27 февраля 2003 г. массовых выступлений работников отрасли в рамках Всероссийской акции – уличного шествия и митингов сотрудников и студентов вузов, учителей школ, работников дошкольных учреждений. Это решение было поддержано Теркомами профсоюзов здравоохранения и науки и Ассоциацией профорганизаций вузов города. Начата работа по подготовке к совместному выступлению бюджетников в защиту своих прав и интересов.
Выход людей на улицы и площади на акции протеста, с точки зрения профсоюзов, как и забастовки и голодовки – это, безусловно, крайние меры, применяемые, когда другие средства убеждения оппонентов не срабатывают. Сейчас время для массовых действий, похоже, настало. 
А.А.Матвеев,
зам. председателя Теркома Санкт-Петербурга и Ленинградской области профсоюза работников народного образования и науки
|