Событие  

Маленький мальчик
        и большие проблемы

Ирина Словцова

Двадцать первого октября в Санкт-Петербургском государственном университете торжественно открылся Парк современной скульптуры. Во дворе филологического факультета была представлена скульптурная композиция Арсена Аветисяна «Размышление о Маленьком принце», которая, по идее главного инициатора и вдохновителя проекта декана филфака С.И.Богданова, положит начало первому Парку современной скульптуры Санкт-Петербурга.

Скульптура Арсена Аветисяна
Скульптура Арсена Аветисяна "Размышление о Маленьком принце" во дворе филологического факультета.

— Хороший скульптор, а?! — утвердительно-восхищенно сказал мужчина своей спутнице. Она осталась на тропинке, свободной от снега, любуясь бронзовой скульптурой издали, а он подошел совсем близко к фигуре из патинированной бронзы и утаптывал вокруг нее снег, пытаясь оценить творение скульптура со всех сторон. — Жаль, фотоаппарат не взяли…

— В следующий раз сфотографируем, — предположила женщина.

— Да ну, утащат, — с сомнением потрогал ничем не закрепленное основание бронзовой фигурки ценитель…

— Эти работы Арсена Аветисяна в семь вечера уберут, останется только Маленький принц, — решила я поделиться известной мне информацией…

— А вы из приближенных автора? — поинтересовалась пара.

— Нет, я только что с пресс-конференции, а вы какими судьбами?

— А мы приближенные нашей дочери, которая в прошлом году окончила филологический факультет. От нее мы узнали, что сегодня во дворе филфака состоится открытие Парка современной скульптуры. Я генетик, жена актриса, стараемся не пропускать интересные выставки. А здесь талантливые работы демонстрируются. Жаль, конечно, что просто так к вам не попадешь — пропускной режим.

…О пропускном режиме и названии "Городской парк современной скульптуры" уже шла речь на пресс-конференции, состоявшейся под эгидой петербургского отделения ИТАР ТАСС накануне торжественного открытия Парка современной скульптуры. Вопрос естественен. С одной стороны, Парк своим названием предусматривает доступность для всех желающих его посетить; с другой стороны, во двор филологического факультета можно попасть лишь через проходные университета, предъявив соответствующий документ. Декан факультета Сергей Богданов, отвечая на вопросы журналистов, предложил подумать над этой проблемой вместе. Тем более что в проекте — идея создания пешеходной зоны по Филологическому переулку и дальнейшее коллекционирование во дворике работ талантливых петербургских мастеров. Декан факультета приглашает художников к участию в своем проекте. Во дворе филфака — ныне Парке современной скульптуры — уже представлены работы Е.Ротанова, В.Чеботаря и Г.Постникова. Концепция Парка еще только формируется, но она уже предусматривает сочетание временных выставок и постоянных композиций… В день рождения Парка скульптор и медальер Георгий Постников открыл во дворе филфака еще одну свою композицию — «Спираль развития»...

Декан филологического факультета С.И.Богданов открывает Парк современной скульптуры
Декан филологического факультета С.И.Богданов открывает Парк современной скульптуры

— А почему Маленький принц? — мягко не выговаривая букву «р», спрашивала молодая японочка у сопровождавшей ее дамы.

— Потому что это явление мировой культуры, — отвечала ей русская собеседница. — Книги Сент-Экзюпери переведены на японский язык?

— Да…

— А у вас, в Германии, переведены, Александр? — обратилась дама к другому спутнику. Получив утвердительный ответ, сказала: «Ну вот, видите…»

— Вы не замерзли? — беспокоилась она за своих иностранных подопечных. — Никто и предположить не мог, что в октябре выпадет снег…

Местные студенты совершали сразу несколько «операций»: играли в снежки, обсуждали свои дела и рассматривали выставленные работы Арсена Аветисяна из серий «Шутом приду я к вам», «Игривая улыбка». Фигуру Маленького принца пока еще, по традиции, скрывало легкое полотно: ждали назначенного для речей часа…

— Почему Маленький принц? — спрашивали на пресс-конференции создателя скульптуры Арсена Аветисяна и инициатора проекта Сергея Богданова. — Ведь это не петербургский герой…

Ответил главный художник Петербурга И.Г.Уралов, напомнив собравшимся о том, что «долгое время скульптура в России была политизированной, и горожане привыкли к скульптуре-памятнику… Мы в своем развитии отстаем, так как есть еще скульптуры-посвящения, каковыми, собственно, и являются работы Аветисяна. Одна из них — бронзовая композиция «Цирк приехал» — уже больше года стоит перед фасадом Цирка на Фонтанке. Петербург — часть мировой культуры, и если рассматривать «Маленького принца» в таком контексте, то он не противоречит петербургской тематике...»

Сам Арсен Аветисян считает, что «Маленький принц» живет в каждом из нас и что философское произведение Экзюпери неисчерпаемо. Его можно читать и читать, каждый раз находя что-то новое, созвучное душе». Образ принца — мальчика, сидящего на стопках книг, родился у Арсена мгновенно, во время посещения филологического факультета. На корешках фолиантов — фамилии ученых, педагогов, преподававших на филологическом факультете. Бронза патинирована, и надписи будут появляться постепенно, так задумано скульптором.

Скульптура Арсена Аветисяна

По мнению С.И.Богданова, творчество Арсена неординарно и несет огромный положительный заряд. Скульптура, выбранная для церемонии открытия Парка, наиболее отвечает духу факультета, ориентирована непосредственно на студентов. И декан, и скульптор уверены, что студенты полюбят эту композицию «за художественное исполнение и глубокий философский смысл».

Арсену Аветисяну 31 год, он сын художников Жанны Симонян и Альберта Аветисяна, выпускник Ереванской Академии искусств. Почти десять лет живет в Санкт-Петербурге. Он член Союза художников России и Армении, Ассоциации художников Юнеско. В его творческом багаже несколько персональных выставок, в том числе в Петербурге, Москве, Лондоне, Париже, Антверпене. Постоянно работы Аветисяна представлены в галерее «АННА» (Nevsky Palace), ресторане La strada и в галерее Аллы Булянской (Москва). Арсен соавтор идеи «Парка…», поскольку считает, что скульптура должна спуститься с постаментов, шагнуть на зеленую траву садов, на улицы города.

…Прозвучали речи и напутственные слова торжественной части, на которой присутствовали известные художники и скульпторы, представители администрации города, преподаватели, студенты и родители студентов университета, слетело легкое белое полотно, открыв взорам фигурку читающего мальчика — «Размышление о Маленьком принце» (Бронза, литье, патинирование. 2002 год)…

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2002
Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков
 

Rambler's Top100