визитная карточка

Сбережение России
через экологизацию средней школы,
педагогического и университетского образования

Время бесконечных разговоров и писаний о том, что надо беречь природу России, сильно затянулось. Уже давно пора ответить на вопрос, как ее сберечь — разработать безотказный механизм охраны природных и жестко связанных с ними на всем пространстве России культурных ценностей от всей совокупности отрицательных воздействий человека, создать для этого мощную структуру со всеми необходимыми для ее функционирования средствами, полномочиями и обязанностями.

Ниже предлагается ответ на поставленный вопрос — как сберечь природу и одновременно культуру России, вкладывая в это самое важнейшее дело тот нравственный и интеллектуальный потенциал, который еще имеется в наличии в системе отечественного образования и окружающей ее культурной среде. Этот потенциал — главная наша надежда и средство сбережения всей России.

Современная география рассматривается как система физико-географических, экономико- и социально-географических дисциплин, изучающая необратимые процессы и явления в географической оболочке Земли и социальной сфере, возникающие в результате интенсивного антропогенного воздействия, а также риски, близкие и отдаленные последствия таких воздействий и ущербы от них. При этом она по-прежнему является интегративной формой выражения как общего географического знания, так и знаний смежных естественных и общественных наук. Так называемый геоэкологический подход, на основе которого реализуются географо-экологические исследования последних лет, исходит из наиболее общего понимания геоэкологии как междисциплинарного направления, всесторонне рассматривающего взаимодействия человека (общества) и окружающей среды в локальном, региональном и глобальном масштабах. Не идет на пользу общему делу искусственно навязываемое членение геоэкологии на геологическую и географическую составляющие.

Однако до сегодняшнего дня в России не существует единой системы слежения за экологическим состоянием природной среды и городских территорий и государственной службы экологического мониторинга окружающей человека природной среды. Федеральные программы «Экология России» и «Экологическая безопасность России» должны были заложить основы единой государственной системы экологического мониторинга России. Федеральная комплексная научно-техническая программа «Экологическая безопасность России» предусматривала в 1993—1995 гг. разработку концепции и системного проекта Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ) России.

Но реализация концепции и системного проекта ЕГСЭМ не была завершена. Они специально не предусматривали обновления организационных принципов и структуры системы экологического мониторинга городских территорий. Не предусматривалось также разработки методологии и методов ведения мониторинга в соответствии с современными требованиями обеспечения экологической безопасности. Были начаты работы по созданию системы комплексной диагностики загрязнения сред с использованием биотестов; по разработке новых методик и экспресс-методов химических анализов содержания токсичных элементов в природных средах и методов бытового экологического контроля качества воды и воздуха. Планировалось создание типовых ГИС-технологий сбора, хранения и разноаспектного представления информации о состоянии природных объектов; банков данных по экологическим показателям и комплексов программного обеспечения для прогнозирования качества сред; экспертных систем анализа и прогнозирования качества воды и воздуха.

Заявленное изменение приоритетов в развитии экологического мониторинга: от теоретических исследований, научного обоснования и опыта экологического мониторинга к методическим вопросам диагностики природных объектов, разработке средств, баз данных и знаний мониторинга, к сожалению, из-за недостатка финансирования не получило продолжения. Не были разработаны также общие положения и методологические основы экологического мониторинга в целом. Поэтому отдельные функции ЕГСМ сегодня выполняет МЧС России, другие — различные природно-ресурсные сети.

Экологическая служба Российской Федерации должна быть ответственна за: а) фиксацию экологической ситуации и ее изменений в режиме составления дежурных (общегеоэкологических) карт, б) мониторинг естественных и техногенных, санитарно-эпидемиологических процессов, явлений и образований в специальных репрезентативных точках, в) охрану всех геокомпонентов (недр, почв, растительности, животного мира, воздуха и вод), природных, исторических и культурных памятников, развитие традиционных ремесел, разных видов культурной деятельности, г) планирование рационального природопользования, д) экологические оценки земель или ландшафтов, условий и последствий различных видов жизнедеятельности человека (сельскохозяйственного, промышленного производства, строительства и др.), е) прогнозы изменения экологической ситуации и предложение мер по ее улучшению. В результате функционирования этой службы должны решаться актуальные проблемы экологического воспитания и образования человека, без чего все вышеперечисленное теряет смысл.

Современная экологическая деятельность и наука разрознены: то и другое представлено экологической бюрократией, «отраслевой» экологией, специальными службами по борьбе с отдельными экологическими преступлениями, техногенными и природными катастрофами. Малочисленные экологические чиновники сами обычно изыскания не проводят, а свою задачу они видят в основном в контроле за загрязнениями. Обладание разрешительными функциями при решении вопросов нового строительства, эксплуатации тех или иных ресурсов, а также отсутствие жестких стандартов и норм (кроме ПДК) создают все условия для расцвета чиновного произвола. Экологическая служба должна состоять из специалистов с высшим и средним образованием, включать в себя идеологов-теоретиков, методистов — создателей методических указаний, рекомендаций и требований по проведению конкретных ландшафтно-геоэкологических исследований и работ, «гуманитариев», обеспечивающих решение гуманитарных (этических, юридических и др.) аспектов экологии, разработчиков измерительной аппаратуры, инструкторов-преподавателей и собственно наблюдателей, а также инспекторов, проверяющих работу отдельных звеньев данной службы. Создание такой службы «с нуля» нереально даже для таких благополучных стран, как США, Великобритания, ФРГ и другие. Вместе с тем, можно считать, что она уже имеется или может быть отмобилизована на основе экологизации всей средней школы, педучилищ, техникумов, вузов, университетской науки и образования. Проект данной службы предусматривает охват совокупности названных учебных заведений на всей территории России и объединение их в единую, независимую от ведомств, общественно-государственную систему, направленную на решение главных взаимосвязанных проблем — экологическое воспитание и образование, сбережение природы, ресурсов, морали, исторических и естественных памятных мест, т. е. всех компонентов национальной культуры, экономики и благосостояния.

В университетах (общего профиля, большинство которых за пределами двух столиц) и педвузах есть все необходимые специалисты, которые могут за несколько лет вооружить выпускников и уже работающих учителей необходимыми экологическими знаниями и провести их специальную аттестацию. Те же, в свою очередь, могут обучить нужное число наблюдателей-старшеклассников, которые должны обладать необходимыми навыками: а) фиксации на карте меняющейся экологической обстановки в своем районе, б) замеров экологически значимых параметров на репрезентативных точках, в) ввода данных в компьютер и перевода их с помощью Интернета в центры сбора и анализа экоинформации.

В настоящее же время ни университеты, ни педвузы не способны обеспечить решение вышеуказанной задачи, ибо экологическое образование в них не может считаться полным, систематическим, необходимым и достаточным, а скорее характеризуется ущербностью и однобокостью вследствие межфакультетской и межкафедральной разобщенности, а также отсутствием необходимой координации и управления, что требует создания соответствующих организационных структур, несущих ответственность за конечный образовательный результат. Наряду с этим имеются вузы с экологическими факультетами или межфакультетскими кафедрами экологии, как, например, Казанский университет, РУДН, НГПУ. В Токийском университете такой факультет, объединяющий специалистов разного профиля, был создан еще в 1978 г.

Подобные взгляды высказывались и ранее (см. Концепции непрерывного экологического образования (1992), школьного экологического образования (1994), Госстандарт школьного экологического образования (1993) и др.), но реальное воплощение их в жизнь, равно как и постановлений правительства РФ от 03.11.94 «О мерах по улучшению экологического образования населения» и министерств образования и природных ресурсов РФ (№ 4/1-6 от 30.03.94) преступно затягивается. Вместо трех обязательных экологических школьных курсов — биоэкологии (9 кл.), геоэкологии (10 кл.) и социоэкологии (11 кл.) мы имеем лишь первый и то на правах рекомендованного.

Естественно, что школе и даже педвузу не справиться со всеми экологическими проблемами без привлечения специалистов, включаемых в экспертные экологические советы (геологов, технологов, лесничих и многих других). Эти советы также должны быть дополнены данными и другими специалистами, краеведами, работниками культуры, садово-паркового хозяйства, но так, чтобы центрами экологической деятельности всегда была школа, педвуз, университет — их педколлективы и экологические советы. Эти центры должны находится в самой тесной связи с приходами и общинами православной церкви и других религиозных конфессий, так как «в деле сохранения естественного разнообразия необходим осознанный и ответственный союз Церкви, науки и «зеленых» движений» (И.Кучеров, 1997).

Никаких новых штатных единиц для создания экологической службы не требуется. Нужна ориентация вузовских и школьных преподавателей на разработку методики преподавания и непосредственное участие в решении местных экологических проблем, которое следует рассматривать как дело чести и как служение своему Отечеству. Предлагаемая система потребует существенных затрат только на разработку и серийный выпуск простейших приборов для экспресс-анализов, тиражирование методических пособий и инструкций, создаваемых на основе принятых стандартов, унифицированных легенд карт, программного обеспечения и перевод всего этого в электронную форму.

Содержание образования в школе и вузах должно обязательно включать в себя две взаимосвязанные составляющие: а) необходимый объем базового знания по всем предметам и б) объем экологических дисциплин, разделов и практических занятий на уроке и во внеурочное время, достаточный для реализации поставленных задач. Вторая составляющая образования включает в себя познание местной природы, хозяйственно-экономической жизни, культуры и истории края, а также теорию и методику геоэкологии, физическую подготовку (особенно туризм), навыки использования измерительной аппаратуры и многое другое, что потребуется не только в экологических изысканиях, но и в практической жизни выпускников.

Данная служба представляется в виде иерархии центров: вузы, училища, техникумы и средние школы, где системообразующими единицами являются последние. Право на их участие в экологических исследованиях должно подтверждаться лицензиями; предусматривается контроль за экологической деятельностью нижестоящих центров и право пересматривать их экологические оценки, решения и рекомендации. У проекта есть и прецеденты: в Англии в 40-е гг. XX века 22 тыс. школьников добровольно отработали по 3—4 дня при составлении карт земельных угодий.

Кардинально в лучшую сторону изменится статус учителя и преподавателя, а также школы в целом как коллективного созидателя культурной жизни, объединяющей школьников, студентов и учащихся педвузов и университетов, их наставников, родителей и деятелей культуры, группирующихся вокруг данных центров. Для их создания достаточно выделить и оборудовать один-два класса в школе. Значение учителя изменится, если он будет играть роль наблюдателя, эксперта, а также своеобразного инспектора деятельности всех хозяйствующих предприятий и исполнительной власти. Коллективное решение экологического совета должно носить обязательный характер и может быть обжаловано только в «вышестоящие» экологические центры и в судебном порядке. Конечно, предлагаемая экологическая система может функционировать только на основе соответствующего закона и юридических норм. Проекты организации работы подобных школ — центров экологического образования уже разработаны (например, СПбГУПМ) и даже реализованы в некоторых школах. Но речь идет не о перестройке экологического образования в какой-либо отдельной показательной школе района, а во всех без исключения средних школах страны и, кроме того, не о разовых мероприятиях, а о постоянной работе.

При этом решаются многие проблемы жизни самой школы: создание отрядов, звеньев и групп школьников, выполняющих по своему желанию ту или иную экологическую деятельность; управляемым становится проведение ими внешкольного времени. Существенно меняется и идеология познавательной деятельности: ученик сам активно добывает крупицы нового знания, приобщаясь к практической деятельности самого разного рода (наблюдению за работой предприятия, работе с картой, компьютером, жизни в полевом лагере, работе с измерительной аппаратурой, обустройству мест отдыха, возрождению монастырей и церквей и др.). И самое главное — он приобщается к делу сохранения России, составляющих ее отдельных народностей, национальностей, памятных и святых мест, природы и материальных ценностей своей Родины — ко всем слагаемым того, что можно назвать патриотизмом.

Факультет географии и геоэкологии совместно с другими факультетами нашего университета (геологическим, биологическим, юридическим, медицинским и др.) по квалификации профессорско-преподавательского состава может претендовать на создание данного проекта во всех его деталях для предоставления его в высший законодательный орган страны. Отмеченный выше пробел частично восполняется в публикациях последних лет преподавателей факультета, а также в научных отчетах по программам «Университеты России», «Интеграция», грантам РФФИ и Министерства образования России, международным грантам. Достаточно упомянуть выход в свет первого учебника для вузов по геоэкологии под редакцией В.Г.Морачевского, монографий А.Г.Исаченко «Экологическая география России», А.Н.Ласточкина «Геоэкология ландшафта», К.М.Петрова «Геоэкология: основы природопользования»; учебников А.И.Чистобаева и Ю.Н.Гладкого «Регионоведение» и «Основы региональной политики», а также учебника для педвузов «Геоэкология» (в 4-х частях) под редакцией А.Н.Ласточкина; коллективных монографий «Интегральная оценка экологического состояния и качества среды городских территорий», «Многокритериальные географо-экологические оценки состояния и устойчивости природных и урбанизированных систем», серию статей проф. В.В.Дмитриева в сборнике «Экология. Безопасность. Жизнь», написанных для школьников и учителей школ, и многое другое.

Немаловажную роль играет также участие преподавателей факультета в проведении городских, областных, международных олимпиад по экологии. Именно здесь отрабатывается связь со школами, реализуется унифицированное проведение школьниками и студентами экологического мониторинга; практически отрабатываются методы географо-экологических исследований, уточняется списочный состав параметров, характеризующих экологическое состояние окружающей человека природной среды.

Важным является и то, что на факультете накоплен значительный материал натурных наблюдений, обобщенный в виде компьютерных баз данных. В эти базы включены как данные, опубликованные в научных работах, справочной и каталожной литературе, так и результаты натурных наблюдений, собранных студентами и школьниками в полевых условиях в разные годы. Наш опыт показывает, что школьники старших классов практически подготовлены для организации и ведения таких баз данных в пределах своего района, школы (ключевого участка местности, где реализуются полевые исследования).

Организатором данной работы в пределах города (области) также являются преподаватели вузов. Так, например, председателем оргкомитета и жюри областных и городских олимпиад в течение многих лет является профессор СПТУ Г.К.Осипов. С ним активно взаимодействуют преподаватели других вузов города. В течение многих лет активно работает со школьниками в рамках олимпиад декан факультета профессор В.В.Дмитриев. Накопленный опыт дает основание считать, что изложенные в статье идеи можно реализовать в рамках города, области, Северо-Запада и в перспективе в России в целом.

А.Н.Ласточкин, В.В.Дмитриев, А.И.Жиров