Социологический опрос

Борьба с террористами:
взгляд из Петербурга

В начале октября ученые НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ провели исследование общественного мнения петербуржцев. В ходе телефонного опроса у 803 человек выясняли ответы на важные и актуальные сегодня вопросы, касающиеся террористических актов в США 11 сентября и реакции на них. Выборка опрошенных была случайная и репрезентативная – т.е. в ней были представлены все категории по возрасту, полу, образованию, типам профессий. Опрос проводился через месяц после памятных событий и уже после начавшихся американских бомбардировок Афганистана.

Итоги опроса комментируют профессор Валентин Евгеньевич СЕМЕНОВ, директор НИИКСИ, Сергей Валерьевич ИВАНОВ, старший научный сотрудник лаборатории политической социологии НИИКСИ, и Альбина Станиславовна ИВАНОВА, научный сотрудник лаборатории политической социологии НИИКСИ:

Вопрос первый: каковы были Ваши первые ощущения, мысли, когда Вы узнали о террористических актах в США 11 сентября? (вопрос открытый, никаких ответов не подсказывали).

— Первичные грубые эмоции (ужас, шок, страх) охватили в первый день 60% опрошенных. Это проявление одной из базовых потребностей — заботы о безопасности (такой же важной, как питание или забота о потомстве). Активных эмоций почти не было (меньше 5% респондентов), а жалость к пострадавшим испытывали всего 14%... Молодежь же, воспитанная на боевиках и ужастиках, восприняла события как еще один фантастический фильм: и не такое, дескать, видали! Не случайно некоторые голливудские режиссеры признают, что их фильмы, героизирующие насилие и агрессивность, внесли свою лепту в шквал терроризма. Без эмоций и безразлично (таких 5,5%) восприняли события тоже, в основном, молодые люди.

Вопрос второй: с тех событий прошел целый месяц. Каково Ваше сегодняшнее отношение к произошедшему? (тоже открытый вопрос)

Через месяц произошла социализация эмоций: жалеть людей стали уже 22% опрошенных, активность повысилась до 11%. Базовые эмоции сократились до 40% и на первое место среди них вышел страх. В принципе, первые три ответа — это варианты одного. Но если ужас — это сиюминутная аффективная реакция, то страх перед будущим, страх третьей мировой войны — это более стабильное эмоциональное состояние. И начавшиеся военные действия американцев этот страх поддерживают. А мысли: такое возможно и у нас, опасения за сыновей в армии еще больше усиливают страхи. Так что террористические акты и обсуждение их за месяц вылились в эффективную операцию по запугиванию... Число довольных тем, что Америке наконец-то досталось, стало чуть меньше, но появилась новая аргументация: за то, что делают сейчас в Афганистане. Из-за тех же действий США возросло количество оценивших свое отношение неоднозначно.

Вопрос третий: кто, по Вашему мнению, мог быть основным вдохновителем или организатором этого террористического акта? (можно было указать несколько вариантов, начиная с наиболее вероятного)

Работа СМИ явно видна при ответе на этот вопрос: почти 50% опрошенных в поисках виновных кивают на Ближний и Средний Восток. Но и тех, кто считает, что организаторами могли быть сами американцы, тоже немало — 7,5%. И поясняют: спецслужбы, внутренние недовольные, называют даже сторонников экс-президента и прежнего кабинета.

Вопрос четвертый: что, по Вашему мнению, является причиной этого террористического акта? (вопрос был закрытым: респондентам предлагались шесть вариантов ответа и “другие причины”, из которых при обработке ответов были выделены — по “весу” — еще четыре причины)

Среди причин терактов подавляющее большинство опрошенных (69%) называют политику, проводимую руководством США, вмешательство во внутренние дела других государств. Даже те, кто выделил исламистов или других экстремистов (называли Японию, Ливию), считают, что первичный толчок дали сами США бомбежками Югославии, Ирака, Ливии и пр.

Вопрос пятый: как Вы оцениваете действия американского руководства в отношении Афганистана после этих событий? (вопрос закрытый — “плюс-минус”, дополнительно возникшие варианты ответов были сгруппированы еще в четыре варианта)

Почти половина опрошенных (48%) оценили действия американцев отрицательно, и только треть (33%) одобрили их. Довольно большое число респондентов ассоциируют эти действия с развязыванием третьей мировой войны: “Не думают о последствиях. Мы там были, и они завязнут в Афгане...”

Вопрос шестой: какую позицию, по Вашему мнению, должна занимать Россия в сложившейся ситуации? (вопрос закрытый, нужно выбрать один из вариантов)

Половина опрошенных ответила, что не надо никак участвовать в действиях США против террористов, соблюдать нейтралитет, разве что — оказывать гуманитарную помощь беженцам, и все. Еще 42% избрали позицию пассивного участия. И лишь 4% активно поддерживают действия США, некоторые добавляют: “И еще активнее, чем они просят!..”

Вопрос седьмой: одобряете ли Вы позицию президента, правительства России по данному вопросу?

Это вопрос, по сути, был рейтинговым, показавшим популярность президента Путина и правительства России среди населения Петербурга. Многие отвечали на этот вопрос “да”, даже не вслушиваясь в то, что говорит президент и как он действует. “Да” — потому что он так сказал. Это видно из противоречий в ответах на два последних вопроса: примерно половина одобривших позицию президента, говорят, что вмешиваться нам в борьбу с террористами не надо. А среди тех, кто неодобрительно относится к позиции Путина, немало таких, кто приветствует активную помощь США. *** В октябре 2001 г. ученые НИИКСИ СПбГУ провели еще одно исследование общественного мнения петербуржцев. Выборка опрошенных была случайная и репрезентативная. В ходе телефонного опроса у 842 человек выясняли ответы на важные и актуальные сегодня вопросы — в том числе включены были и три вопроса о бомбежках в Афганистане.

Вопрос первый: Как известно, США бомбят Афганистан. С каким мнением Вы согласны?

  • бомбардировки Афганистана полностью оправданы — 25,3%
  • бомбардировки не оправданы, так как гибнет мирное население, нужны другие средства — 51%
  • затрудняюсь ответить — 23,2%.

    Вопрос второй: Уверены ли Вы в том, что в нападении на США виноваты именно Афганистан и другие исламские страны?

    Если при ответе на первый вопрос только четверть опрошенных считают, что бомбардировки Афганистана полностью оправданы, а больше половины — убеждены в обратном, то здесь ответы разделились примерно поровну: 41% — уверены в вине исламских стран и 43% — не уверены. Причем уверенных больше среди молодежи — видимо, из-за того, что на людей более молодых СМИ влияют сильнее, среди зрелых респондентов оказалось куда больше сомневающихся.

    Вопрос третий: Как Вы считаете, Россию могут втянуть в новую афганскую войну?

    Здесь результаты еще более красноречивы: фактически две трети опрошенных (65%) всерьез опасаются новой афганской войны! И только пятая часть респондентов считают, что ее не будет.

    — Ответы на вопросы, касающиеся террористических актов в США 11 сентября, последующих событий и реакции петербуржцев на них, выявили сложную и противоречивую картину общественного мнения, — заключил профессор В.Е.СЕМЕНОВ, директор НИИКСИ. — И сами вопросы были непростые, да и ответы часто не совпадают с “официальной” реакцией СМИ на эти события.

    Евгений Голубев