Конференц-зал

Западные коллеги заинтересованы в процветании петербургской научной школы

Как скажутся изменения климата на рыбных запасах, на планктоне? Как нарушения эндокринной системы связаны с загрязнением морей? Растают ли льды Арктики? Каким будет климат на Земле в этом столетии? Как наиболее рационально проводить караваны судов сквозь льды Северного Ледовитого океана и добывать нефть на шельфе Арктики? Как быстро обнаружить катастрофические разливы нефти в океане и предсказать их последствия?

Жан-Пьер Констен, директор Института передовых технологий Университета объединенных наций в Токио: "Нансен-центр дает прекрасную возможность молодым ученым развиваться не только в теории, но и на практике, в процессе конкретных актуальных исследований".

На эти, да и многие другие вопросы, волнующие сегодня человечество, невозможно ответить без исследований окружающей среды и климата северных полярных широт. А понять динамику природных процессов, происходящих в высоких широтах, сегодня уже невозможно с помощью лишь наблюдений с дрейфующих льдов, научных судов, гидрометеорологических станций. Куда более полную картину процессов, происходящих на земной поверхности и в глубинах океана, дает взгляд из космоса.

Изучением окружающей среды и климата северных полярных широт Земли с помощью спутников вот уже девять лет занимаются ученые санкт-петербургского Международного центра по окружающей среде и дистанционному зондированию имени великого норвежского полярного исследователя и политического деятеля Фритьофа Нансена (Нансен-центр).

В ноябре 2001 года петербургский Нансен-центр получил статус некоммерческого научного фонда и 9 ноября в Петровском зале университета состоялась официальная церемония открытия научного фонда “Нансен-центр”. Его учредителями стали крупные российские и зарубежные научные и учебные центры: Санкт-Петербургский государственный университет, Научно-исследовательский центр экологической безопасности Российской Академии наук (Санкт-Петербург), Институт водных проблем Севера Карельского научного центра Российской Академии наук (Петрозаводск), Центр по окружающей среде и дистанционному зондированию имени Нансена (Норвегия), Бергенский университет (Норвегия), Мичиганский институт исследований окружающей среды (США), Научное общество Макса Планка (Гамбург, Германия).

— Это символично: Нансен-центр открывается в Петербурге в стенах Санкт-Петербургского университета, первого вуза России. Это характеризует серьезные намерения учредителей, — подчеркнул в своем выступлении Андрей Станиславович МАКСИМОВ, главный специалист Комитета по науке и высшей школе администрации Санкт-Петербурга. — Надеюсь, что открытие нового центра даст возможность ученым работать здесь, а не уезжать за рубеж.

— Когда идея петербургского Нансен-центра только зарождалась, его будущее было неясно. Но идея была хорошая, и мы решили ее поддержать. Мой интерес в этом — стимулировать, поддерживать науку в исследовании окружающей среды, — рассказал доктор Жан-Пьер КОНТСЕН, директор Института передовых технологий Университета объединенных наций в Токио. — Необходима всемерная поддержка, чтобы научный потенциал продолжал здесь существовать. Сегодня ситуация в России улучшается, увеличивается финансирование гражданских научных исследований. Нансен-центр дает прекрасную возможность молодым ученым развиваться не только в теории, но и на практике, в процессе конкретных актуальных исследований. Конечно, ученые уходят в другие сферы — и не только в России, но и в Европе, и в США. Соревноваться с денежными сферами нам трудно, но можно. Мы можем предложить молодым ученым волнующие перспективы и свободу научных исследований, а также программы международного обмена. Все это может сделать карьеру ученого привлекательной.

Слева направо: директор петербургского Нансен-центра Л.П.Бобылев, Лассе Х.Петерсон, Ола М.Йоханнессен, создатель Нансен-центров в Норвегии, России и Индии.
Слева направо: директор петербургского Нансен-центра Л.П.Бобылев, Лассе Х.Петерсон, Ола М.Йоханнессен, создатель Нансен-центров в Норвегии, России и Индии.

— Научный фонд — это совершенно новый тип организации для России, — объяснил Владимир Николаевич Троян, проректор по научной работе СПбГУ. — Это не фонд в обычном нашем понимании. Фонд “Нансен-центр” — это научно-образовательный центр, который наряду с большой исследовательской работой осуществляет подготовку будущих кандидатов и докторов наук, обеспечивая тем самым преемственность в развитии отечественной науки. Например, 17 аспирантов нашего университета работают там над кандидатскими диссертациями под руководством университетских ученых и специалистов из Нансен-центра. Благодаря столь успешному сотрудничеству молодые ученые получают доступ к мировым базам данных, участвуют в выполнении крупных научных проектов, получают возможность работать в научных центрах Норвегии, Германии, Италии, Франции. А это очень важно для возрождения и развития отечественной науки, успешное развитие которой просто невозможно без тесного международного сотрудничества. Без того, чтобы молодые ученые как можно раньше начинали работать на мировом уровне.

И сегодня у многих наших аспирантов, да и аспирантов других петербургских университетов и институтов появилась возможность работать под руководством не только российских ученых, но и профессоров из разных стран, ученых, представляющих различные научные школы и направления. Все это позволяет подготовить исследователей, обладающих очень солидными знаниями, обширным кругозором, способных использовать весь европейский, да и мировой опыт на благо отечественной науки. Кстати, и директор петербургского Нансен-центра Леонид Бобылев, и ученый секретарь Владимир Волков, да и многие их коллеги — выпускники Ленинградского университета.

Президентом научного фонда “Международный центр по окружающей среде и дистанционному зондированию имени Нансена” стал один из ведущих в мире исследователей Арктики, профессор Бергенского университета и создатель Нансен-центров в Норвегии, России и Индии Ола М.Йоханнессен.

Профессор Ола М.Йоханнессен кратко рассказал о вкладе Фритьофа Нансена в арктические исследования, о его путешествии на корабле “Фрам” вместе с дрейфующими льдами к Северному полюсу, о зимовке на острове вдвоем с коллегой и о 19 убитых ими медведях... И сразу же перешел к мотивам сотрудничества с российскими учеными: Норвегия — сосед России, Арктика — общая зона для исследований. Поэтому, считает профессор, петербургский Нансен-центр имеет огромное значение не только для России, но и для Европы.

Ола М.Йоханнессен, профессор Бергенского университета
Ола М.Йоханнессен, профессор Бергенского университета, считает, что петербургский Нансен-центр имеет огромное значение не только для России, но и для Европы.

— Хочу поправить коллегу. Профессор Ола Йоханнессен сказал, что Нансен-центр имеет огромное значение для России и для Европы. Я скажу больше: он имеет глобальное значение для всего мира, поскольку мы занимаемся глобальными проблемами, — убежден академик Кирилл Яковлевич КОНДРАТЬЕВ, почетный ведущий ученый Нансен-центра. — И еще одно, очень важное обстоятельство: необходимость в научных дискуссиях. Например, в первом томе работ, выпущенных Межправительственной группой экспертов по климату, были проигнорированы многие научные исследования, выполненные в России. О чем я и написал авторам, которые в дальнейшем учли эти замечания. Любая незыблемая догма противна духу науки. И для работы в петербургском Нансен-центре мы будем приглашать людей с разными точками зрения.

В церемонии открытия петербургского Нансен-центра приняли участие профессор Киршти К. Христенсен, ректор Бергенского университета (Норвегия), профессор Хартмут Грассл, директор Института Макса Планка по метеорологии (Германия), профессор Н.Н.Филатов, директор Института водных проблем Севера РАН (Карелия) и другие представители организаций-учредителей.

— Мы открываем Нансен-центр в начале третьего тысячелетия. Фритьоф Нансен был признан человеком планеты, и вполне естественно, что глобальные проблемы планеты — предмет деятельности Нансен-центра, — отметил профессор Владислав Константинович ДОНЧЕНКО, директор научно-исследовательского Центра экологической безопасности РАН. — В ХХ веке произошло несколько важных событий. В 1945 году после взрыва ядерной бомбы в Хиросиме замкнулась глобальная техносфера. В 1947 году после образования ООН замкнулась глобальная социальная сфера. В начале 1990-х после образования сети Интернет замкнулась глобальная информационная сфера. И третье тысячелетие мы начинаем в системе глобальных сфер. А насколько человеку хорошо в этих системах? Разрушение озонового слоя и парниковый эффект имели бы только научный интерес, если бы все человечество не восприняло этой угрозы... Вначале Нансен-центр занимался проблемами естественных наук, а сейчас появились перспективы изучения и проблем социально-экономических. Свидетельство этому — работа по Белому морю, когда индикатором устойчивого экономического развития региона стала реакция экосистемы водосборного бассейна. Вчера мы приветствовали нансеновских стипендиатов. Скоро, я думаю, среди них будут не только физики и экологи, но и биологи, экономисты, юристы.

На церемонии открытия говорили и о том, что петербургский Нансен-центр становится сегодня авторитетным международным научно-исследовательским институтом, исследующим с помощью спутниковых методов глобальные изменения климата, происходящие прежде всего в Арктике. Именно спутниковые методы позволяют сегодня не только получать ставшую уже обычной информацию о распределении облачности на больших территориях, но и оценивать параметры морского волнения, скорость и направление приводного ветра, определять положение фронтальных зон в океане, оценивать характеристики морского ледяного покрова и обнаруживать полыньи, по которым беспрепятственно можно проводить суда сквозь льды Арктики с грузами для нефтяных и газовых месторождений и обеспечивать всем необходимым жителей Чукотки и других полярных регионов России. Решить многие прикладные задачи невозможно без понимания глобальных природных процессов, происходящих в северных полярных широтах.

— Главное направление нашей деятельности — разработка новых методов анализа данных спутниковых измерений состояния атмосферы, океана и земной поверхности и моделирование природных процессов, — отметил директор Нансен-центра кандидат физико-математических наук Леонид Петрович БОБЫЛЁВ. — Сегодня эти исследования невозможны без отлично налаженного сотрудничества исследователей разных стран, занимающихся изучением высоких широт, без постоянного обмена информацией и доступа к мировым базам данных, полученных со спутников Европейского космического агентства, космических агентств США, Канады, Японии. Именно эти данные стали основой для новейших исследований климатических изменений в северной полярной области, для разработки новых методик анализа данных спутниковых наблюдений за состоянием окружающей среды. На основе этого сотрудничества и родился сейчас наш некоммерческий исследовательский центр, созданный при самом активном участии норвежских коллег из Бергенского университета и бергенского Нансен-центра. В последние годы у нас защитились пять аспирантов, и двое из них получили постдоки, один — для работы в Англии, другой — в Германии. Это свидетельствует о международном признании нашего центра.

Петербургский Нансен-центр активно сотрудничает не только с учеными Норвегии, но и с Европейским космическим агентством, гамбургским Институтом Макса Планка по метеорологии, Объединенным исследовательским центром Европейского сообщества, расположенным в Италии, финским Институтом морских исследований, Полярным институтом Скотта Кембриджского университета, Национальной научной лаборатории Дании и многими другими научными организациями.

 

С помощью петербургского Нансен-центра многие российские научные центры получили возможности для более плодотворного сотрудничества со своими зарубежными коллегами. Сегодня Нансен-центр ведет совместные исследования с Санкт-Петербургским и Московским государственными университетами, Арктическим и Антарктическим научно-исследовательским институтом, Всероссийским научно-исследовательским институтом геологии и минеральных ресурсов Мирового океана, Радиевым институтом имени Хлопина, Научным центром оперативного мониторинга Земли Росавиакосмоса, Институтом географии Российской Академии наук, Центром космического мониторинга Сибири.

Петербургский Нансен-центр стремится наладить научные контакты не только между российскими и зарубежными учеными, но и возобновить связи между исследователями окружающей среды внутри СНГ. Ведь после распада Советского Союза нарушены и многие научные связи между учеными бывших союзных республик, ставших независимыми государствами. И одна из организаций, активно помогающих наладить научные связи, — Международная ассоциация содействия сотрудничеству с учеными независимых государств бывшего Советского Союза (INTAS). Нансен-центр стал Информационным офисом INTAS в России.

— В последнее время несколько международных центров были открыты при деятельном участии нашего университета. Что привлекает сюда западных ученых?

— Университет объединяет ученых, которые занимаются комплексными междисциплинарными исследованиями. Западных партнеров привлекает прежде всего прекрасный интеллектуальный потенциал, — считает профессор Владимир Николаевич ТРОЯН. — К примеру, здесь много известных исследователей полярной области, океана и атмосферы. И к тому же многие из западных коллег давно сотрудничают с нашими факультетами и научными институтами. И они стремятся всеми силами помочь нашей научной молодежи жить и работать в России. Западные коллеги так же, как и мы, заинтересованы в... процветании петербургской научной школы. Потому что традиции передаются от учителей к ученикам, и если наша школа иссякнет (чего, я надеюсь, не случится), то пострадает мировая наука в целом... Другое дело, что мы должны создать такие условия, чтобы молодые ученые могли найти свое место в России, а не уезжали за рубеж. И определенные шаги в этом направлении предпринимаются. В Петербурге будет конкурс специальных стипендий для молодых кандидатов наук на 2—3 года, от 50 до 100 тысяч рублей в год каждая — средства пойдут из федерального и местного бюджетов. В бюджете Петербурга на 2002 год уже выделено 5 млн рублей на этот конкурс.

Евгений Голубев