Университетская набережная

Мечты прекрасны воплощеньем!

В начале октября по пути в университет можно было любоваться горделивым обликом первенца Балтийского флота, слегка покачивающегося на волнах Невы. Напротив Меншиковского дворца бросил якорь фрегат «Штандарт». Сегодня мы беседуем с капитаном «Штандарта» В.В.Мартусем.

В.В.Мартусь, капитан «Штандарта»
    В.В.Мартусь, капитан «Штандарта»

— Владимир Вячеславович, уже второй раз в этом году «Штандарт» швартуется у Университетской набережной. Скажите, выбор места случаен?

— Нет. Эти места нам очень дороги: именно во Дворце-музее Меншикова в 1992 году я впервые увидел модель «Штандарта». Помню, целую неделю провел там, никуда не выбираясь. Меня уже все работники музея знали. Это было началом проекта «Штандарт». Нашего проекта!

— В июне вы вернулись после большого плавания в Европу по пути Великого посольства. Прошло едва три месяца, а фрегат уже побывал на «Катти Сарк» — крупнейшей регате для учебных морских парусников.

— Это действительно самая крупная регата. В этом году в ней участвовало 96 судов, 27 из которых относились к классу А. «Штандарт» тоже попал в эту категорию. Все корабли данного класса несут прямое парусное вооружение. Получилось, что размеры были не так важны. В результате мы выступали в одной группе с «Крузенштерном», «Седовым» и другими большими парусниками.

— Каким должен быть состав команды?

— По условиям соревнований более половины экипажа должна представлять молодежь от 15 до 25 лет. На «Штандарте» в этом году ходили 9 школьников и 7 студентов. Кстати, были и ваши ребята из СПбГУ Даниил Беляев (химический факультет) и Павел Забиякин (физический факультет). Всего в регате участвовали около пяти тысяч человек из 27 стран мира. Это очень престижное состязание. Два корабля пришли даже из Мексики и Омана!

— Все мои представления о регатах почерпнуты из мультфильма «Приключения капитана Врунгеля». Расскажите, что такое «Катти Сарк»?

Пожелайте нам 7 футов под килем!
    Пожелайте нам 7 футов под килем!

— Катти Сарк (в переводе с шотландского «Короткая рубашка») — имя героини из поэмы Роберта Бернса «Том о’Шэнтер». Позже так был назван знаменитый чайный клипер, участвовавший в гонках по доставке чая из Индии в Лондон. Это было труднейшим испытанием. Корабли терпели крушения, экипажи не выдерживали, сходили с дистанции, но тот, кто первым приходил к финишу, обеспечивал себя на всю жизнь. Теперь «Катти Сарк» — известное во всем мире соревнование учебных парусников. Сейчас мы делаем все возможное, чтобы в 2003 году регата пришла в Санкт- Петербург.

Традиционно состязание делится на три этапа. Первый — переход из Антверпена (Бельгия) в Олезунд (Норвегия) — мы пропустили. Хотелось постоять в Питере. Второй этап — так называемая Cruising Company — это парад команд. Корабли идут вдоль красивейшего побережья Норвегии с его величественными фьордами, грозными скалами и спрятавшимися в бухтах маленькими аккуратными городками. Для норвежцев приход регаты — большое событие. К нему приурочивают различные музыкальные фестивали, праздники пива, рыбы — чего угодно. Все очень ярко и интересно. Принимать гостей и веселиться норвежцы умеют! Всегда проводятся разнообразные спортивные соревнования. Разве не здорово, к примеру, сыграть в футбол с его родоначальниками — англичанами?

Берген. Вид на рейд.
    Берген. Вид на рейд.

Наконец, третий этап — гонка из Бергена (Норвегия) до Эйсберга (Дания). Около 340 миль при силе ветра в 6 баллов. Довольно сурово, но команда справилась. Поначалу нам везло: штормовой ветер был попутным. Через трое суток «Штандарт» оказался 13-м в своем классе и 27-м в общем зачете. При этом не стоит забывать, что наш корабль — это парусник XVIII века, и он объективно не может тягаться с яхтами века двадцатого. За несколько миль до финиша ветер поменялся. Парусное вооружение «Штандарта» не позволяет идти против ветра, поэтому пришлось совершать маневр, и было потеряно бесценное время. Вы представить себе не можете, до чего обидно видеть берег на горизонте и быть бессильным что-либо сделать! Но именно такие минуты и проверяют характер на прочность. Ребята продемонстрировали настоящий командный дух и недюжинную волю к победе. Для меня это стало лучшей наградой. Мы пришли в Эйсберг в последнюю минуту до закрытия финиша, и встречали нас не хуже победителей!

Городки во фьордах: долгожданный приют.
    Городки во фьордах: долгожданный приют.

— В июне в кают-компании «Штандарта» я заметил символику регат Bremenhaven и Sail Amsterdam-2000. Теперь, помимо Cutty Sark- 2001, к ней добавился вымпел Portsmouth-2001. Когда вы успели побывать там?

— В августе. Но до Англии мы зашли еще и в Германию — на фестиваль в Росток, старинный ганзейский город. В Портсмуте же располагается одна из крупнейших военно-морских баз Англии. Однако каждый год в конце лета она становится домом для более чем 1400 кораблей со всех концов света. Здесь проводится замечательный военно-морской фестиваль. Сразу оговорюсь, прийти туда может далеко не каждый: здесь присутствуют только корабли со своей историей. Именно в Портсмуте стоит самый, пожалуй, знаменитый английский корабль — «Victory» Нельсона. Нас разместили рядом с ним — на почетнейшем месте. Гостей на «Штандарте» было очень много. Быть может, потому, что «Штандарт» — это действующий исторический корабль. Кроме нашего, такой был только один — английский «Mathew». Это копия корабля, на котором в середине XV века англичане добрались до Гренландии, еще до открытия Америки Колумбом.

— Ваши ближайшие планы?

Cutty-sark-2001: старт дан.
    Cutty-sark-2001: старт дан.

— В ноябре «Штандарт» снова уходит в Портсмут: там хорошие условия для зимовки. И ориентировочно 2 апреля мы собираемся в обратный путь. Планируем зайти в Булонь, Шербур (Франция), Амстердам (Голландия), Гетеборг (Швеция) и прибыть в Санкт-Петербург ко дню города. А летом — новая регата — Baltic Sail — по Балтийскому морю.

— Кто может принять участие в ваших программах?

— Мы ждем активных неравнодушных ребят. Это главное. Все остальные проблемы решим вместе. Корабль создавался именно как учебный парусник, и этот год показал, что со своей задачей фрегат справляется более чем успешно.

— У вас в кают-компании стоит ряд видеокассет. Среди них — «Белый шквал» Ридли Скотта. Речь в фильме как раз идет об учебном паруснике, который в конце ленты попадает в страшный шторм и терпит крушение. Погибают несколько членов экипажа. Скажите, не давит ли на вас как на капитана груз огромной ответственности?

Парусники и океанские лайнеры на одном рейде.
    Парусники и океанские лайнеры на одном рейде.

— Мы смотрели эту ленту много раз. Фильм очень хороший. В плавании бывали моменты, когда кадры из него стояли перед глазами. Ответственность в море лежит на каждом: корабль — наш общий дом. Это сложно объяснить рационально, нужно это почувствовать. Но здесь есть и еще один момент. В финале фильма главный герой произносит слова: «От ветра нельзя убежать или спрятаться». Рано или поздно ветер все равно нагонит тебя. И только ты будешь решать, встретить ли его с поднятыми или со спущенными парусами. Это больше, чем ветер. Пожалуй, это встреча с самим собой.

— У организаторов проекта «Штандарт» есть свой девиз?

— Мы изначально хотели показать, что мечты могут и должны сбываться. «Штандарт» — некоммерческий проект. Это реализация дорогой нам всем идеи. Мы сильны, когда мы вместе. Нужно верить в свою мечту и добиваться ее осуществления. Мечты прекрасны воплощением!

Фрегат «Штандарт» в походе Фрегат «Штандарт» в походе
Фрегат «Штандарт» в походе Фрегат «Штандарт» в походе

Игорь МАКАРОВ