Студент в рыночной экономике

В.О.Потанин: «Пусть учатся на «отлично» — деньги еще есть»

Шестьдесят потанинских лауреатов учатся в петербургских вузах. Двадцать — в СПбГУ

Словосочетание «потанинский лауреат» теперь воспринимается почти как «нобелевский» или «лауреат премии Оскар». Во всяком случае, завоевание потанинской стипендии — первый шаг на пути к успеху или, по крайней мере, первая строчка в резюме молодого карьериста.

Благотворительный фонд В.Потанина и российское представительство британского благотворительного фонда «Чаритиз Эйд Фаундейшн» в письме на имя ректора университета Л.А.Вербицкой от 13 августа 2001 года сообщили, что Санкт-Петербургский государственный университет вновь вошел в список ведущих российских вузов, отобранных для участия в Стипендиальной программе Благотворительного фонда А.Потанина для регионов России. Эта программа поддерживает талантливых и активных российских студентов, способных организовать и повести за собой других. И вот в целях стимулирования высокой успеваемости студентов Санкт-Петербургского государственного университета

В.О.Потанин: Студентом я получал повышенную стипендию — 50 рублей в месяц.
    В.О.Потанин: "Студентом я получал повышенную стипендию — 50 рублей в месяц".

17—19 сентября 2001 года в СПбГУ был проведен открытый конкурс студентов на соискание именной стипендии (1200 рублей в месяц в течение года дополнительно к существующим государственным и внутренним вузовским стипендиям) вышеуказанного фонда.

В конкурсе могли принять участие студенты дневного отделения всех факультетов, обучающиеся как на госбюджетной основе, так и на платной, имеющие отличные оценки по результатам двух предыдущих экзаменационных сессий. Участие в конкурсе приняли около 450 студентов (в прошлом году — 350 студентов). Конкурс проходил три дня. В первый день конкурсного отбора в Актовом зале Главного здания его участникам был предложен письменный тест на общую эрудицию, сообразительность и интеллектуальный уровень. Претенденты должны были в течение 20 минут выбрать правильные ответы на 36 предложенных вопросов.

В результате тестирования на второй (игровой) тур прошли 100 кандидатов, которые наиболее успешно справились с предложенным тестом. В ходе второго тура, который проводила команда профессиональных игротехников и психологов, выявлялись индивидуальные личностные характеристики участников конкурса, их умение работать в коллективе, лидерские качества.

Итоги конкурса подводило жюри, состав которого согласовывался с генеральным директором Благотворительного фонда В.Потанина и ректором университета. В результате подведения итогов второго тура были выявлены двадцать наиболее достойных претендентов, которые и стали стипендиатами Благотворительного фонда В.Потанина. Среди них оказались студенты юридического, экономического факультетов, матмеха, филфака, биолого-почвенного, факультета менеджмента, факультета психологии, факультета социологии.

В официальных документах Потанинской премии сказано: «Цель программы — выявление и поддержка лучших студентов российских государственных вузов. Стипендия даст им возможность не отвлекаться от учебы и в то же время будет моральным стимулом — укрепит веру в собственные силы. Таким образом, делается ставка на тех, кто сегодня должен получить настоящее образование, чтобы завтра повести за собой других. Они уже сейчас должны почувствовать, что их талант и труд нужны России».

1200 рублей может быть и не спасут отца русской демократии, однако, по крайней мере, выявят тот самый потенциал, о котором так долго говорили большевики и демократы — способность работать в команде, не утрачивая при этом индивидуальных качеств, находчивости, фантазии, пунктуальности, обязательности, умения составить и прочитать деловую бумагу и т.д. Главное, чтобы нашлась возможность действительно применить эта качества в деле, и не за 1200 рублей, а за оплату, адекватную приложенным усилиям.

Пока же студенты упражняются в написании резюме по евростандарту, строительстве бумажных башен максимальной величины и угадывании по известным «чайфовским» хитам счета, с которым закончилась встреча сборных Ямайки и Аргентины по футболу в 1999 году. А также — в формулировке собственных мечтаний. Правильным ответом на вопрос о мечте является речь, основной пафос которой заключается в том, что мечта — это стать богатым человеком и помогать студентам, как В.Потанин, или сажать деревья в городском парке. За каждое успешно выполненное задание — определенное количество «талантов» — своеобразных денег. Но даже не их количество решало в итоге судьбу великолепной двадцатки финалистов. Окончательных критериев оценки организаторы так и не раскрыли: если они станут известны, под них можно будет подстроиться, и чистота отбора утратится. А в данном случае чистота — самое главное. Команда организаторов колесит по всей России с единственной целью: все делать самим, не допуская ни к организации тестирования, ни к ходу ролевых игр ни одного заинтересованного лица.

Президент холдинговой компании «Интеррос» Владимир Потанин стал первым российским олигархом, который решил инвестировать собственный капитал в систему высшего образования страны. Причем речь идет о личных потанинских сбережениях, а не о финансовых вливаниях возглавляемого им холдинга. По словам В. Потанина, его акция не преследует никаких политических целей. Она направлена на то, чтобы «сформировать и поддержать студенческую элиту страны».

— Поверьте, я, правда, очень хочу, чтобы в России была сформирована творческая и интеллектуально развитая среда. Именно ради этого необходимо поддержать талантливую молодежь, которая в недалеком будущем составит российскую интеллектуальную элиту. Россия нуждается в том, чтобы такая элита сформировалась. Это работа на перспективу, наша надежда на будущее. Я делаю ее с большим удовольствием, а общаясь со студентами, честное слово, переживаю вторую молодость.

— Скажите, насколько остро лично перед вами в студенческие годы стояла материальная проблема?

— В начале 80-х годов я учился в МГИМО по специальности «экономист—международник». Получал повышенную стипендию в размере 50 рублей. Вся она шла на мои увлечения — спорт и туризм. Семья была обеспечена, и поэтому я мог себе позволить это. (Отец В. Потанина был торгпредом СССР в Новой Зеландии. — Ред.)

— А какое образование — российское или зарубежное — предпочитают ваши дети?

— Дочь в этом году заканчивает московскую школу. Был семейный совет: где ей продолжать учебу. В принципе, выбор был неограничен — она могла выбрать любой вуз мира. Однако, изучив ситуацию, мы вместе решили, что для человека, последующая жизнь которого будет связана с Россией, базовое образование необходимо получать именно здесь. Оно, кстати, по-прежнему является лучшим в мире. А вот шлифовать специализацию с учетом современных технологий лучше всего в Европе. Так что моя дочь будет учиться в России, а стажироваться за границей. Это, повторяю, никакая не догма, а наша конкретная семейная концепция.

— Насколько широко сегодня действует личный Благотворительный фонд Владимира Потанина?

— Я ежегодно трачу на благотворительность в России несколько миллионов долларов. Думаю, что в самое ближайшее время подобные пожертвования станут в нашей стране массовым явлением.

— Вы следите за судьбой стипендиатов после окончания вуза? Насколько они востребованы?

— Об этом, наверное, рано говорить. Фонд только третий год занимается стипендиальными программами. Но в целом за наших стипендиатов я спокоен. И вовсе не потому, что их судьба мне безразлична, а потому, что я уверен: у этих ребят все будет нормально. Они получат хорошее образование, качественные знания и, надеюсь, некоторую жизненную хватку. И свое место в жизни они тоже найдут. Конечно, мы стараемся поддерживать с ними отношения, но не просто для того, чтобы помочь найти работу, а, скорее, для того, чтобы не упустить таланты из зоны своего внимания. На сегодняшний день наших стипендиатов уже почти полторы тысячи. Можно думать о создании ассоциации стипендиатов. Хотя я уверен, что не стоит спускать такую инициативу сверху.

— Есть ли у вас информация о других людях, которые планируют выступить с аналогичными проектами?

— Есть ли у нас последователи в деле спонсирования студентов? Пока я о них ничего не слышал. Хотя проблемами образования и подготовки кадров некоторые предприниматели и политики уже занимаются. Например, Сергей Кириенко и его программа «Золотой кадровый резерв», в которой мы, кстати, тоже принимаем участие. Но последователи будут, я уверен. Потребность в профессионалах и высококвалифицированных специалистах растет, и скоро заниматься образованием будет просто выгодно.

— Когда вы рассчитываете получить дивиденды от этого капиталовложения?

— Знаете анекдот? Американец, оказавшись в гостях у англичанина и увидев лужайку у него перед домом, сказал: — У тебя прекрасный газон. Продай мне его секрет.

— Никакого секрета нет. Траву нужно подстригать два раза в неделю и поливать два раза в день. Через двести лет у тебя будет такой же газон..

.

Пусть учатся на «отлично» — деньги еще есть.

* * *

Николай Шошков, потанинский стипендиат, Санкт-Петербургский государственный технический университет, специальность «национальная экономика»:

— Главное событие прошедшего года — я нашел работу, которая для меня интересна. Нашел совершенно случайно: по объявлению. Заводу «Стрелков Электротехника», выпускающему электрощитовую продукцию, как раз требовался программист. А я в феврале получил диплом программиста. Это у меня второе высшее образование (или, получается, первое, не знаю даже, как будет правильнее — на экономике-то мне учиться еще год). Мне на заводе потом сказали, что сразу решили брать на эту работу студента-выпускника. Поскольку молодой программист гораздо восприимчивее к новым идеям, а идея на заводе действительно была довольно интересная: внедрить всеобъемлющую информационную систему, благодаря которой можно было бы отслеживать состояние предприятия в режиме реального времени.

Вот эту систему мне и предстояло создавать и внедрять… То есть абсолютно самостоятельная, своя и при этом творческая работа.

Если у нас все получится, такую систему и другим предприятиям можно будет продавать и оказывать консультации по ее внедрению…

Я вообще, задумываясь о своей будущей работе, пришел к выводу, что больше всего хотел бы быть консультантом по тем вопросам, которые мне самому интересны и которые я хорошо знаю.

Как это может выглядеть на практике, я пока слабо представляю, но время на раздумья есть: до конца учебы почти год, в будущем июне мне предстоит защищать магистерскую диссертацию по специальности «национальная экономика».

Хотелось бы, чтобы будущая работа была где-то на стыке экономики и программирования: мне обе эти сферы интересны, и в той и в другой хочется поработать.

Есть вопрос!
    Есть вопрос!

Сейчас вот, например, пытаюсь убедить родителей ввести компьютерный учет и контроль на их фирме.

Раньше папа говорил, что ему это не нужно, и что он и бумагой вполне обходится, но дело идет и время тоже. Так что, по-моему, сейчас он до моих предложений уже дозрел…

Мне вообще в последнее время стало гораздо интереснее принимать участие в жизни родителей. Раньше я если что и делал, то чаще по обязанности, из чувства долга, а сейчас мне самому интересно что-то в доме сделать, причем на совесть и всерьез. Этим летом, например, с отцом клали плитку на даче, я подошел к вопросу серьезно, все до миллиметра промерил, и плитка легла «на отлично».

— Какие еще за лето впечатления?

Ну, конечно, военные сборы в Васкелово. Целый месяц казарменной жизни в форменном обмундировании советского образца. Заниматься пришлось вещами новыми и непривычными: меня, например, назначили Главным ответственным за подметание плаца. Никогда в жизни плаца раньше не подметал. Но подмели-то нормально! Кстати, и портянки тоже наматывать научились вполне сносно. Так что по наматыванию портянок и подметанию плацев тоже консультации и советы могу давать.

По-моему, человеку, вступающему в самостоятельную жизнь, больше всего нужна интересная задача, выполнив которую сам себе сможешь сказать — я профессионал.

Соб. инф. При подготовке материала была использована информация сайта www.stipendia.ru