Юбилей

Слова любви его боевых подруг

Все знают, что 1 июня — день защиты детей, но эта дата еще знаменательна и тем, что это день рождения историка, ценителя и любимца женщин, профессора Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусства Григория Алексеевича Тишкина. В этом году он отметил свой 60-летний юбилей.

Г.А.Тишкин
  Г.А.Тишкин

Помним, представляясь на первой лекции в далеком 95-м году нам, студенткам Академии культуры (Университета культуры), он сказал: “Меня зовут Григорий”. И замолчал. Мы с недоумением переглянулись. Неужели его так и называть — просто по имени, без отчества? “Wow!” — подумали мы. — С таким преподавателем мы найдем общий язык!”. Но, к сожалению, он продолжил: “Отчество мое Алексеевич, фамилия — Тишкин”. С тех пор это имя нам стало дороже всего на свете.

Тишкинская легкость в общении, безграничное чувство юмора и феноменальное понимание студентов присущи не каждому преподавателю, а тем более ученому столь высокого ранга. Подшучивая над студентами, он мог на первой же лекции предложить сразу сдать экзамен по своему курсу (имеется в виду не курс $, а тот, что Григорий Алексеевич читает в университете — историю России XIX в.), если кто-то сможет ответить на все его вопросы. Нам повезло, что мы не поддались на эту провокацию и получили возможность познать историю и жизнь в целом вместе с ним. Педагогический талант, которым обладает Григорий Алексеевич, уникален по своей сути, и это, несомненно, заслуживает внимания.

Недавно в свет вышел межвузовский сборник “Страницы Российской истории”, посвященный юбилею Григория Алексеевича. Книга включила в себя работы российских и зарубежных ученых, занимающихся исследованием истории России. Сборник по объему достаточно велик, но статьи, которые посвящены непосредственно юбиляру, к сожалению, освещают не все стороны деятельности Тишкина. В частности, мало внимания уделяется педагогической работе Григория Алексеевича. Организаторам сборника (как нам кажется) следовало объявить что-то вроде студенческого конкурса на лучшую статью о Тишкине-преподавателе. Думаем, нашлось бы много желающих принять в этом участие. В аннотации отмечается, что авторами являются “коллеги, друзья и его [Тишкина — К.Б., А.К.] ученики”. Но ведь среди этих учеников нет сегодняшних студентов! А это бы только украсило юбилейное издание.

В биографическом очерке отмечено, что Тишкин начал преподавательскую карьеру довольно рано. Сразу после окончания ЛГУ он попытался испробовать свои силы в качестве педагога на родном историческом факультете. “Именно здесь раскрылся преподавательский талант Григория Алексеевича: умение установить доверительные отношения со студенческой аудиторией, настроить ее на получение максимума научной информации, поощрить ее первые шаги на поприще научной работы и др.” (Страницы Российской истории: Сб. науч. тр., посвящ. 60-летию Г.А.Тишкина/ Под ред. А.О.Бороноева, Е.Р.Ольховского. — М., 2001. — С.9). Но, к сожалению, эти общие слова не отражают непосредственного отношения Тишкина к студентам и студентов к Григорию Алексеевичу. Было бы любопытно узнать, какой след оставляет педагог в душах своих учеников, которые уходят из-под его крыла, какое влияние оказывают его мысли, идеи, педагогический подход на формирование сознания молодого поколения, какова специфика его общения со студентами. Именно об этом и хотелось бы здесь поговорить.

Прежде всего отметим одно из основных отличий лекций Григория Алексеевича от многих других. Как бы рано он ни начинал занятие, студенты в первые же минуты забывали о том, что их только что клонило в сон. Каждый старался держаться бодрым, быть готовым к любому неожиданно заданному профессором вопросу, чтобы не подмочить свою репутацию в группе. Например, частенько Тишкина интересовали последние политические новости, голосования, драки и другие инциденты в Государственной Думе. Поэтому накануне лекции некоторые студенты проводили вечера в публичных заведениях (то есть в библиотеках), другие — перед телевизором, не пропуская ни одного из выпусков новостей, кто-то, прильнув к радиоприемнику, ловил позывные “Радио Свободы” с программой обустройства России, а самые “умные” с бутылкой “Балтики” пролистывали в общественном транспорте свежие номера “Правды”, “Советской России”, “Трудовой России” и т. п. В наказание тому, кто не мог осветить последние события, произошедшие в России и за рубежом, Тишкин заставлял студента рассказывать перед всей аудиторией очередную серию “Санта-Барбары” или какого-нибудь другого сериала, которую он пропустил. Правда, если никто не находился с ответом, он говорил: “Ну, не прячьте свои красивые глаза”. К опаздывающим Григорий Алексеевич относился довольно лояльно, за дверь, по крайней мере, не выгонял (в отличие от некоторых преподавателей, список которых для абитуриентов и первокурсников будет опубликован в следующем номере). Но если опаздывающие доставали его слишком сильно своими вежливыми приветствиями и ожиданиями ответа с его стороны, он говорил: “Если вы опаздываете, то тихо проходите и садитесь, а то вы здороваетесь и ждете ответа. Скоро дойдет до того, что мы начнем обниматься”. (Хотя, наверное, были студентки, которые не отказались бы от такого приветствия.) Но, честно говоря, плохое настроение Григория Алексеевича — большая редкость. (Интересно, бывает ли он когда-либо сердитым?!)

Еще один интересный момент, который следует отметить в совместной работе с Тишкиным, — это постоянное его стремление напомнить студентам, что серьезный труд не облагораживает человека. Даже когда он видел интересный реферат или слышал хорошо подготовленное выступление (естественно, с выражением зачитанное по бумажке), он говорил: “Не ожидал такой серьезной работы от вас. Зачем только? Неужели я вас не отучил от этого?”. Но на самом деле мы, конечно, понимали, что именно вдумчивые и глубокомыслящие студенты для Григория Алексеевича ближе всего по духу.

Как известно, Тишкин и история женского вопроса в России — это практически одно целое. Зная это, мы с нетерпением ждали его лекций о женских судьбах, исторических коллизиях, связанных с русскими женщинами. Но каждую следующую лекцию он, как назло, начинал словами: “Если вы думаете, что мы будет заниматься сегодня женским правовым вопросом, то вы глубоко ошибаетесь. Вы будете меня просить об этом долго”. И действительно, только подача многочисленных прошений, челобитных, ходатайств студентов, преподавателей и лично ректора Академии оказала воздействие на Григория Алексеевича и заставила его задуматься, как тяжело молодежи жить без информации о женском вопросе. И, наконец, настал день, когда Тишкин, прочтя очередное наше прошение, сделал сенсационное по тем временам заявление: “Мои желания совпадают с вашими. Я действительно сегодня собирался рассказать о женском правовом вопросе”. Радости и ликованию студентов не было предела.

К сожалению, данная статья не позволяет вспомнить и описать все интересные стороны общения с Тишкиным. Отлично зная по себе, как нелегко входить в контакт с серьезным ученым, мы с позиций уже опытных студентов хотим дать несколько полезных советов тем, кто заинтересован в наиболее плодотворном сотрудничестве с Григорием Алексеевичем. Нижеприведенная памятка поможет вам во многих критических ситуациях.

Памятка
для будущих слушателей лекций
Григория Алексеевича Тишкина:

  1. Если Григорий Алексеевич задает вопрос, ни в коем случае не молчите, раздумывая, ответить или не ответить, поскольку ваше молчание может вывести его из себя. Скажите хоть что-нибудь в доказательство своей точки зрения. Возможно, это не спасет ваше положение, но, по крайней мере, смягчит его гнев. Только не молчите!
  2. Сдавая реферат, спросите, что вам за это будет. Помните, что у нас в стране с 1991 г. рыночные отношения! “Как учил дедушка Боря, — любит поговаривать Григорий Алексеевич, — “Торгуйтесь!”, “Только за деньги!””.
  3. Когда вы задаете профессору Тишкину вопрос с целью узнать его точку зрения, будьте готовы к тому, что он не ответит вам до тех пор, пока не узнает то, что вы об этом думаете сами, но поскольку ваша формулировка его никогда не устроит, он будет придираться к каждой неточно высказанной мысли, и вы никогда не узнаете его мнения. Поэтому перед тем как спросить, подумайте, так ли вам это нужно.
  4. Готовясь к экзамену, не тратьте время на шпаргалки, потому что Григорий Алексеевич наверняка изобретет новый способ проверки знаний, попросив вас написать текст ответа на двойном листе по вертикали, либо по диагонали, либо через три строки, либо с ятями, как писали в древности.
  5. Помните, что путь к сердцу мужчины лежит через желудок, поэтому, идя на экзамен по истории, который продолжается не меньше 4 часов, не пренебрегите корзиночкой с едой, содержимого которой будет достаточно не только вам, но и Григорию Алексеевичу (рекомендованное меню будет опубликовано к сессии). NB! Ни в коем случае не приносите продукты, рекламируемые по TV, поскольку всем известно его негативное отношение к ним.
  6. Перед близким контактом (экзаменом) с Григорием Алексеевичем воздержитесь от курения и от пива минимум за 3—4 часа. Если профессору вдруг станет известно о вашем пагубном пристрастии к курению или алкоголю, вы потеряете его уважение и шанс на положительную оценку.

Пользуясь случаем, поздравляем любимого Учителя и Друга с 60-летним юбилеем. Желаем ему крепкого здоровья, дальнейших успехов в работе и в изучении женского вопроса (хотя остались ли какие-либо женские области, непознанные Великим Ученым?!).

И напоследок приведем цитату из Григория Алексеевича: “Я вам всегда говорил: главное, не бойтесь. Вы без преподавателей сможете, а преподаватели без вас нет”. Вот в этом и есть вся сущность Григория Алексеевича как педагога.

Кира Бурухина,
Альбина Крымская,
выпускницы СПбГУКИ