Юбилей
Все знают, что 1 июня — день защиты детей, но эта дата еще знаменательна и тем, что это день рождения историка, ценителя и любимца женщин, профессора Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусства Григория Алексеевича Тишкина. В этом году он отметил свой 60-летний юбилей.
Г.А.Тишкин |
Помним, представляясь на первой лекции в далеком 95-м году нам, студенткам Академии культуры (Университета культуры), он сказал: “Меня зовут Григорий”. И замолчал. Мы с недоумением переглянулись. Неужели его так и называть — просто по имени, без отчества? “Wow!” — подумали мы. — С таким преподавателем мы найдем общий язык!”. Но, к сожалению, он продолжил: “Отчество мое Алексеевич, фамилия — Тишкин”. С тех пор это имя нам стало дороже всего на свете.
Тишкинская легкость в общении, безграничное чувство юмора и феноменальное понимание студентов присущи не каждому преподавателю, а тем более ученому столь высокого ранга. Подшучивая над студентами, он мог на первой же лекции предложить сразу сдать экзамен по своему курсу (имеется в виду не курс $, а тот, что Григорий Алексеевич читает в университете — историю России XIX в.), если кто-то сможет ответить на все его вопросы. Нам повезло, что мы не поддались на эту провокацию и получили возможность познать историю и жизнь в целом вместе с ним. Педагогический талант, которым обладает Григорий Алексеевич, уникален по своей сути, и это, несомненно, заслуживает внимания.
Недавно в свет вышел межвузовский сборник “Страницы Российской истории”, посвященный юбилею Григория Алексеевича. Книга включила в себя работы российских и зарубежных ученых, занимающихся исследованием истории России. Сборник по объему достаточно велик, но статьи, которые посвящены непосредственно юбиляру, к сожалению, освещают не все стороны деятельности Тишкина. В частности, мало внимания уделяется педагогической работе Григория Алексеевича. Организаторам сборника (как нам кажется) следовало объявить что-то вроде студенческого конкурса на лучшую статью о Тишкине-преподавателе. Думаем, нашлось бы много желающих принять в этом участие. В аннотации отмечается, что авторами являются “коллеги, друзья и его [Тишкина — К.Б., А.К.] ученики”. Но ведь среди этих учеников нет сегодняшних студентов! А это бы только украсило юбилейное издание.
В биографическом очерке отмечено, что Тишкин начал преподавательскую карьеру довольно рано. Сразу после окончания ЛГУ он попытался испробовать свои силы в качестве педагога на родном историческом факультете. “Именно здесь раскрылся преподавательский талант Григория Алексеевича: умение установить доверительные отношения со студенческой аудиторией, настроить ее на получение максимума научной информации, поощрить ее первые шаги на поприще научной работы и др.” (Страницы Российской истории: Сб. науч. тр., посвящ. 60-летию Г.А.Тишкина/ Под ред. А.О.Бороноева, Е.Р.Ольховского. — М., 2001. — С.9). Но, к сожалению, эти общие слова не отражают непосредственного отношения Тишкина к студентам и студентов к Григорию Алексеевичу. Было бы любопытно узнать, какой след оставляет педагог в душах своих учеников, которые уходят из-под его крыла, какое влияние оказывают его мысли, идеи, педагогический подход на формирование сознания молодого поколения, какова специфика его общения со студентами. Именно об этом и хотелось бы здесь поговорить.
Прежде всего отметим одно из основных отличий лекций Григория Алексеевича от многих других. Как бы рано он ни начинал занятие, студенты в первые же минуты забывали о том, что их только что клонило в сон. Каждый старался держаться бодрым, быть готовым к любому неожиданно заданному профессором вопросу, чтобы не подмочить свою репутацию в группе. Например, частенько Тишкина интересовали последние политические новости, голосования, драки и другие инциденты в Государственной Думе. Поэтому накануне лекции некоторые студенты проводили вечера в публичных заведениях (то есть в библиотеках), другие — перед телевизором, не пропуская ни одного из выпусков новостей, кто-то, прильнув к радиоприемнику, ловил позывные “Радио Свободы” с программой обустройства России, а самые “умные” с бутылкой “Балтики” пролистывали в общественном транспорте свежие номера “Правды”, “Советской России”, “Трудовой России” и т. п. В наказание тому, кто не мог осветить последние события, произошедшие в России и за рубежом, Тишкин заставлял студента рассказывать перед всей аудиторией очередную серию “Санта-Барбары” или какого-нибудь другого сериала, которую он пропустил. Правда, если никто не находился с ответом, он говорил: “Ну, не прячьте свои красивые глаза”. К опаздывающим Григорий Алексеевич относился довольно лояльно, за дверь, по крайней мере, не выгонял (в отличие от некоторых преподавателей, список которых для абитуриентов и первокурсников будет опубликован в следующем номере). Но если опаздывающие доставали его слишком сильно своими вежливыми приветствиями и ожиданиями ответа с его стороны, он говорил: “Если вы опаздываете, то тихо проходите и садитесь, а то вы здороваетесь и ждете ответа. Скоро дойдет до того, что мы начнем обниматься”. (Хотя, наверное, были студентки, которые не отказались бы от такого приветствия.) Но, честно говоря, плохое настроение Григория Алексеевича — большая редкость. (Интересно, бывает ли он когда-либо сердитым?!)
Еще один интересный момент, который следует отметить в совместной работе с Тишкиным, — это постоянное его стремление напомнить студентам, что серьезный труд не облагораживает человека. Даже когда он видел интересный реферат или слышал хорошо подготовленное выступление (естественно, с выражением зачитанное по бумажке), он говорил: “Не ожидал такой серьезной работы от вас. Зачем только? Неужели я вас не отучил от этого?”. Но на самом деле мы, конечно, понимали, что именно вдумчивые и глубокомыслящие студенты для Григория Алексеевича ближе всего по духу.
Как известно, Тишкин и история женского вопроса в России — это практически одно целое. Зная это, мы с нетерпением ждали его лекций о женских судьбах, исторических коллизиях, связанных с русскими женщинами. Но каждую следующую лекцию он, как назло, начинал словами: “Если вы думаете, что мы будет заниматься сегодня женским правовым вопросом, то вы глубоко ошибаетесь. Вы будете меня просить об этом долго”. И действительно, только подача многочисленных прошений, челобитных, ходатайств студентов, преподавателей и лично ректора Академии оказала воздействие на Григория Алексеевича и заставила его задуматься, как тяжело молодежи жить без информации о женском вопросе. И, наконец, настал день, когда Тишкин, прочтя очередное наше прошение, сделал сенсационное по тем временам заявление: “Мои желания совпадают с вашими. Я действительно сегодня собирался рассказать о женском правовом вопросе”. Радости и ликованию студентов не было предела.
К сожалению, данная статья не позволяет вспомнить и описать все интересные стороны общения с Тишкиным. Отлично зная по себе, как нелегко входить в контакт с серьезным ученым, мы с позиций уже опытных студентов хотим дать несколько полезных советов тем, кто заинтересован в наиболее плодотворном сотрудничестве с Григорием Алексеевичем. Нижеприведенная памятка поможет вам во многих критических ситуациях.
Пользуясь случаем, поздравляем любимого Учителя и Друга с 60-летним юбилеем. Желаем ему крепкого здоровья, дальнейших успехов в работе и в изучении женского вопроса (хотя остались ли какие-либо женские области, непознанные Великим Ученым?!).
И напоследок приведем цитату из Григория Алексеевича: “Я вам всегда говорил: главное, не бойтесь. Вы без преподавателей сможете, а преподаватели без вас нет”. Вот в этом и есть вся сущность Григория Алексеевича как педагога.
Кира Бурухина,
Альбина Крымская,
выпускницы СПбГУКИ