Пишут ветераны

Юные защитники города

В жизни каждого из нас блокада оставила глубокий след. До сегодняшнего дня наши воспоминания о тех годах не утратили своей яркости. Люди, о которых мы пишем, считают своим священным долгом донести до последующих поколений правду о великом подвиге ленинградцев. Именно поэтому они являются активными членами нашего союза «Юные участники обороны Ленинграда» и много работают среди молодежи.

Людмила Павловна Ягданова (ранее Пищалева) до войны окончила 7 классов в 17 школе Василеостровского района, бывшей гимназии Мая, которая славилась своими выпускниками (известными учеными, архитекторами, художниками). Здесь учились отец и сын Рерихи, дети семьи Римских-Корсаковых, академик Д.С.Лихачев.

Еще с довоенного времени Люда увлекалась геологией — занималась в кружке юных геологов при ВСЕГЕИ, готовилась ехать в экспедицию вместе с сотрудниками этого института в конце июня 1941 г. Однако эти планы прервала война.

Занятия в 8 классе 33 школы, которая работала всю блокаду, начались 3 ноября 1941 г. Люда занималась при коптилке, во время бомбежек и обстрелов упорно не хотела спускаться в бомбоубежище. Однако скоро ей пришлось принять боевое крещение — провести много часов в бомбоубежище, заваленном после взрыва бомбы. После уроков в школе Люда посещала занятия в вечернем Гидромелиографическом техникуме, который находился на Моховой улице, 6. Однажды она задержалась после занятий; внезапно началась воздушная тревога, и всех отправили в бомбоубежище в дом 10 по Моховой улице. Именно в этот дом было прямое попадание — бомбоубежище завалило. Только через 18 часов их откопали. Люди задыхались, очень хотелось пить; воду, которая была в графинах, делили по каплям. Когда их спасли и они вышли на воздух, Люда заметила, что ее соседка, молодая девушка, стала совсем седая.

Вскоре учебу в дневной школе пришлось совмещать с работой — чтобы получить рабочую карточку, Люда пошла работать сначала в охрану Василеостровского промкомбината, а затем по призыву администрации города в цех подсобницей на этом же комбинате. Когда на 13-й линии открылась вечерняя школа, Люда перешла туда учиться. Кроме того, все заботы по дому лежали на ней, так как из-за дистрофии все ее родные уже не вставали, не было сил. Забот было много — сходить на Неву за водой, добыть щепок для растопки буржуйки (в разбомбленных домах), не прозевать очередь за хлебом. За больными и ослабевшими родственниками тоже надо было ухаживать.

Блокада унесла две трети их большой и дружной семьи — все они покоятся на Смоленском кладбище, а бабушка и дедушка со стороны отца погибли на Ладоге при эвакуации в феврале 1942 г. Мечта о том, чтобы стать геологом, и чувство ответственности за всю семью помогли Люде выжить. За время блокады Люде пришлось пережить немало страшного, пришлось переменить несколько мест работы для того, чтобы не бросить учебу. Не раз ей приходилось тушить зажигалки (так тогда называли зажигательные авиабомбы) на крыше и во дворе дома.

В 1948 г. она окончила десятый класс вечерней школы, а в 1949 г. поступила на геологический факультет университета. За годы учебы на факультете Людмила Павловна объездила всю страну в составе экспедиций. В студенческие годы и позднее она постоянно вела кружки по геологии в школах и в ДПШ.

Людмила Павловна сохранила в памяти теплые воспоминания о преподавателях факультета. На младших курсах особенно запомнились профессор Сергей Сергеевич Кузнецов, преподаватели Кошиц, Рухин и другие. А на старших курсах ей посчастливилось учиться у профессора кафедры грунтоведения Охотина, основоположника этого направления геологии. Хорошо помнят студенты и его друга, старшего лаборанта этой кафедры Ивана Терентьевича, который сумел прекрасно организовать учебный процесс. Благодарные студенты этой кафедры на своих плечах пронесли их одного за другим в последний путь в 1951—52 годах.

Людмила Павловна Ягданова окончила университет в 1953 году и была направлена на работу в научно-исследовательский институт «Гидропроект». Все последующие годы, начиная с 1954 г., связаны у нее с Инженерно-строительным институтом, где в течение 30 лет она преподавала различные геологические дисциплины и прошла путь от старшего лаборанта до старшего преподавателя (до ухода на пенсию в 1984 г.).

Кроме увлечения геологией, через всю жизнь Людмила Павловна пронесла свое юношеское увлечение А.С.Пушкиным. Она собрала большую коллекцию книг и других материалов, связанных с именем поэта. Каждый год она с друзьями торжественно отмечает его день рождения.

В 1964 г. Людмила Павловна была принята в члены совета содействия Музею истории Ленинграда. Она собрала много реликвий времен блокады (вещи и документы) и передала их в Музей истории города, а также в Музей обороны и блокады Ленинграда. В 1969 г. Людмила Павловна стала членом союза «Юные участники обороны Ленинграда» как ответственная за работу с бывшими блокадными школьниками Василеостровского района. Она провела немало уроков мужества, бесед и экскурсий в школах Василеостровского района.

К 50-летию снятия блокады Л.П.Ягданова создала большую уличную выставку «Мы помним» (на основе собранных в архивах фотографий и документов — всего 18 стендов). В этой работе ей помогали многие блокадники Василеостровского района. Уменьшенный вариант этой выставки экспонировался в Таврическом дворце, в Смольном, во Дворце Белосельских—Белозерских, в военных училищах и сейчас экспонируется в больших залах города.

***

Марина Александровна Ткачева (ранее Сергеева) до войны окончила 4 класса в школе №21 Петроградского района (теперь в этом помещении находится Нахимовское училище).

В первую блокадную зиму в школе не училась — занималась дома самостоятельно и с родителями, много читала при коптилке, а также выполняла обязанности по дому — ходила за водой на Кронверкский канал, стояла в очередях в булочной и в магазине, когда выдавали продукты по карточкам. Марина очень боялась бомбежек и обстрелов, особенно в первое время, всей семьей на всю ночь уходили в газоубежище. Когда 15 ноября 1941 г. около их дома на улице Куйбышева упала бомба и не разорвалась, всем жильцам велели выехать, и Марину отправили к родным на Кировский проспект. А в феврале 1942 г. их семье пришлось пережить сильный пожар в их доме. Слава богу, их флигель удалось отстоять.

В мае 1942 г. возобновились занятия в школах, предстояли экзамены (даже в суровых условиях блокады их не отменили). Однако Марина сдавать экзамены не стала, так как не была уверена в своих знаниях, и только осенью 1942 г. пошла в 5-й класс 82 школы, которая находилась в помещении Детской музыкальной школы Петроградского района, в которой Марина занималась по классу виолончели еще до войны. Учиться было трудно после почти годичного перерыва, особенно по математике. Запомнились занятия по физкультуре — ребята двигались с трудом, достать до пола руками не могли — так ослабели от голода. Но осталось и приятное воспоминание — новогодняя елка в начале января 1943 г. — в школу приехали шефы, матросы с корабля, дали веселый концерт. Было и угощение — в школьной столовой ребятам давали соевое суфле.

В конце мая 1942 г. возобновились и занятия в детской музыкальной школе. Летних каникул не было, занимались все лето. Дети участвовали в шефских концертах в Институте травматологии и в госпиталях, которых тогда было больше, чем школ. После каждого концерта ребят кормили.

24 июля 1943 г. в семье Марины случилось несчастье — осколком снаряда ранило маму. Осколок попал в лицо и застрял в голове. 4 месяца мама лечилась в разных госпиталях и после ранения осталась инвалидом.

Марина Сергеева окончила 10-й класс 89-й школы в 1948 г. и в том же году окончила музыкальную школу. В городе был устроен концерт выпускников детских музыкальных школ — на этом концерте в Большом зале Филармонии Марина играла «Элегию» Форе для группы виолончелей и органа.

В 1948 г. Марина Александровна поступила на исторический факультет Ленинградского государственного университета (искусствоведческое отделение). Однако музыку не бросила — в университете была прекрасно организована студенческая самодеятельность. Все студенческие годы Марина играла в группе виолончелей симфонического оркестра университета.

В 1953 г. Марина Александровна окончила университет, однако работать начала только в 1961 г., так как на руках было двое детей и мать — инвалид войны. (Марина Александровна Ткачева вышла замуж в 1951 г.)

В студенческие годы Марине посчастливилось слушать увлекательные лекции по древнерусскому искусству, которые читал заведующий кафедрой искусствоведения профессор Михаил Константинович Каргер. Летом 1949 г. Марина с подругой ездили в Новгород, чтобы воочию увидеть храмы, о которых он рассказывал — храм Новгородской Софии, храм Федора Стратилата, собор Николы на Ярославовом дворище. Через год Марина поехала в Киев в составе археологической экспедиции, которой руководил М.К.Каргер. Тяжелая работа землекопа, которой приходилось заниматься целый рабочий день, вознаграждалась огромной радостью при каждой находке. А в воскресные дни профессор Каргер водил студентов по Киеву и рассказывал об истории города так увлекательно, что древний Киев вставал перед ними как живой.

За 8 лет, прошедших после окончания университета, Марина Александровна окончила курсы иностранных языков — английское отделение. В 1961 г. она начала работать в Радиополитехникуме — вела на английском языке историю, обществоведение и научный атеизм. Весной 1969 г. М.А.Ткачева перешла работать в ЛГУ на должность старшего преподавателя вновь созданного факультета повышения квалификации преподавателей общественных наук, читала там методику преподавания общественных дисциплин. Одновременно сдавала кандидатские экзамены и начала работать над диссертацией. Над своей темой «Интернациональная деятельность РКП(б) в годы гражданской войны» Марина Александровна работала в архивах Москвы, Ленинграда и Архангельска, привлекала и литературу на английском языке.

М.А.Ткачева защитила диссертацию в 1975 г., а в 1974 г. перешла работать в Институт культуры им.Крупской на должность старшего преподавателя кафедры истории КПСС; в 1982 г. была по конкурсу избрана на должность доцента, а в 1983 г. назначена и.о. зав.кафедрой и в этой должности работала до выхода на пенсию в 1990 г.

В союз «Юные участники обороны Ленинграда» М.А.Ткачева пришла одной из первых в 1968 г., когда началось строительство памятника «Цветок жизни». За 30 лет работы в союзе провела 27 тематических вечеров, посвященных истории блокады и освобождению Ленинграда (была бессменной ведущей вместе с Анатолием Молчановым), а также участвовала в составлении сценарного плана и проводила интервью с участниками сценария; проводила уроки мужества в школах города, в инженерной школе одежды и в Царскосельском лицее традиционной культуры.

Марина Александровна собрала архивный материал и подготовила реферат по теме: «Работа детских музыкальных школ Ленинграда в годы блокады». По этому реферату был сделан доклад на конференции международной ассоциации историков блокады. Текст реферата находится в научном отделе Музея истории города. Мариной Александровной подготовлены методические материалы в помощь членам союза, проводящим уроки мужества, и проведены два методических семинара в Музее истории города.

В ноябре 1998 г. М.А.Ткачева получила благодарность Законодательного собрания Петербурга за работу по воспитанию подрастающего поколения.

Т.Н.ГРОМОВА, выпускница ЛГУ