В гостях у муз

Светская хроника духовной жизни

Университет — не только копилка знаний, но и храм искусства. К этому выводу подталкивает многочисленность событий культурной и духовной жизни в университете и вокруг него. Так, для студентов открытого недавно Смольного института свободных искусств и наук и филологического факультета Санкт-Петербургского университета и студентов других вузов Санкт-Петербургская академическая филармония имени Д.Д.Шостаковича предоставила абонемент на вечерние симфонические концерты. Первый концерт, а всего их будет шесть, состоялся 24 сентября.

Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Филармонии (художественный руководитель и главный дирижер — Юрий Темирканов) под управлением дирижера из США Леона Ботстайна, Концертный хор Академического театра оперы и балета имени М.П.Мусоргского (художественный руководитель — Владимир Столповских), Детский хор телевидения и радио Санкт-Петербурга (художественный руководитель — Станислав Грибков), солисты: Ольга Пчелинцева (сопрано), Константин Никитин (тенор) и Анатолий Тимофеев (баритон) представили весьма интересную программу из крайне редко исполняемых (и даже почти не вспоминаемых) произведений.

Может быть, только самое старшее поколение универсантов слышало и помнит «Здравицу», написанную Сергеем Прокофьевым в 1939 году к 60-летию И.В.Сталина. «Кантата для смешанного хора и оркестра на народные тексты» — так называется это произведение. Построенное на подражании народным песням народов семи национальностей (русской, украинской, белорусской, кумыкской, курдской, марийской и мордовской), это произведение осталось в памяти в основном профессионалов-музыкантов «как еще одно чудо», сотворенное Прокофьевым» (Святослав Рихтер). А полузабытые вирши: «Я качаю колыбельку: “Спи, мое дитя! / Теплый ветер веет с поля, над тобой летя. / Он в степи по нивам ходит золотой волной, / Он поет нам об Отчизне, о земле родной. / Будешь ты при Коммунизме жить, сыночек мой...”» кажутся уже какими-то сказочно-мистическими, как молитва на мертвом языке.

Поскольку дирижер отдал должное местному колориту, то в дополнение к Прокофьеву прозвучала Вторая симфония Дмитрия Шостаковича — «Посвящение Октябрю» с заключительным хором на слова А.Безыменского.

К настоящему времени стихотворец Безыменский (1898-1973) прочно забыт. Между тем в двадцатых годах он считался ведущим «поэтом-комсомольцем» и занимал видное положение в структуре Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП). Предоставим читателю возможность самостоятельно оценить художественные достоинства его поэзии:

Мы шли, мы просили работы и хлеба.
Сердца были сжаты тисками тоски.
Заводские трубы тянулися к небу,
Как руки, бессильные сжать кулаки.
Страшно было имя наших тенёт:
Молчанье, страданье, гнёт.

Написанной к в 1927 г. — в самом конце короткой эпохи поздних 1920-х, когда верность пролетарской идеологии все еще удавалось сочетать с эстетическим радикализмом, — Второй симфонии не повезло с критикой. Коммунистические идеологи ругали ее за «формализм», а зарубежные и позднейшие российские исследователи творчества композитора предпочитали ее вообще не замечать. Отрицательное отношение к симфонии было освящено авторитетом самого композитора, который уже на склоне лет объявил ее «совсем неудовлетворительной». В сознании специалистов и меломанов эта, как и другая «праздничная» симфония — «Первомайская», занимают место далеко на периферии наследия Шостаковича; к тому же идеологическая подоплека симфоний по вполне понятным причинам все еще способна вызвать активную неприязнь. Между тем «Октябрьская» симфония — в отличие от других поздних приношений Шостаковича на алтарь официальной идеологии — отнюдь не оставляет впечатления скроенной по утвержденному в «идеологических штабах» шаблону. В нее вложен большой заряд изобретательности, вдохновения, мастерства и новаторского энтузиазма. Да и финал на бездарные стишата занимает всего не более трети произведения.

Во втором отделении прозвучала сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии немецкого композитора Карла Орфа (1895-1982) «Кармина Бурана».

К.Орф вошел в историю музыки как смелый реформатор традиционных жанров. Свою главную задачу композитор видел в создании новых сценических форм. Сценическая кантата «Кармина Бурана» занимает в его творчестве особое место. Это произведение, обозначившее переломный этап в жизни композитора, стало для него «вторым рождением». Рукописный сборник, заинтересовавший Орфа, был составлен около 1300 года, а найден в начале XIX века. «Бойернские песни» (таков перевод слов «Carmina Burana») являются памятником светского искусства эпохи Возрождения. В основном, это стихи странствующих поэтов-музыкантов, так называемых вагантов, голиардов, миннезингеров. Тематика сборника весьма разнообразна. Здесь соседствуют пародийно-сатирические, любовные, застольные песни. Из них Орф выбрал 24 стихотворных текста, оставив неприкосновенными старонемецкий и латинский языки. Впервые «Кармина Бурана» была исполнена в июне 1937 года во Франкфурте-на-Майне, начав триумфальное шествие по всей Европе. На протяжении шестидесяти лет она остается одним из самых популярных произведений в мировом репертуаре. Кстати, ноты этого произведения были подарены автором университетскому хору в 1964 году, и уже в 1965-м впервые в СССР оно было исполнено с оркестром Евгения Светланова.

Столь необычная программа концерта, видимо, характерна для творческой личности американского дирижера Леона Ботстайна, который с 1992 года является художественным руководителем и главным дирижером Американского симфонического оркестра, основанного Л.Стоковским. В его репертуаре наряду с классикой XVIII–XX веков (от Баха до Хиндемита) особое место занимают редко исполняемые и забытые музыкальные шедевры.

Таким образом, начало абонемента «для студентов Смольного института свободных искусств и наук, Санкт-Петербургского университета и других учебных заведений» было и познавательным, и очень эмоциональным. Разделить радость и наслаждение от соприкосновения с высоким искусством пришли не только студенты, но и преподаватели университета и гости. Программа абонемента рассчитана на шесть концертов, и они, несомненно, дадут студентам не только урок прекрасного, но и великолепный стимул к самостоятельному творчеству.

Сергей Стремилов