Преступление века

Войны не могло не быть

Создание разнообразных версий и сценариев — не более чем игра ума. Предпочтение же той или иной версии зависит от многих факторов. От системы ценностей теоретизирующего индивидуума — в первую очередь. Мы предпочитаем ту версию, которая, быть может, абсолютно абсурдна — но мы процитируем Тертуллиана и скажем: верую, ибо абсурдно! Американцы не знают достоверно, кто виноват в разрушении их безоблачного розовощеко-олимпийского спокойствия. Зато они знают с 1600-килограммовой уверенностью, кому они хотят отомстить. Мстят люди не тому, кто действительно причинил им зло, а тому, кому хочется. “Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”.

Войны не могло не быть. Теракты и бен Ладен — только предлог. Предлог для обеих сторон. И те, и другие хотят уложить всю вселенную в прокрустово ложе своих узких и примитивных, “как калоша”, представлений о мире. Одни превращают человека в раба своих извращенных желаний, другие — в раба чужих железобетонных догм. Теракт просто переключил цвет светофора с красного на зеленый. В первые же минуты стало ясно, что произойдет в ближайшем будущем. А вопрос, кто войну начал и как, становится бессмысленным.

В силу бессмысленности этого вопроса вполне правомерно рассматривать и версии, в которых исламского следа нет. Слишком многим оказалась на руку возможность помахать более или менее высокотехнологичными кулаками.

Многие — в первую очередь, естественно, антиамериканисты — желают думать, что акции 11 сентября устроили сами американцы, допуская, что непосредственными исполнителями могли быть и исламисты, однако сама организация действа выдавала участие спецслужб. Каковы же рациональные стороны этой версии?

Америка имеет все шансы расширить свое военное присутствие в мире. По мнению подавляющего большинства американцев, теперь у их страны есть полное моральное право самым радикальным образом вмешиваться в дела любого государства. Достаточно заподозрить это государство в пособничестве террористам. Еще парочка подобных терактов — желательно где-нибудь в Европе, — и американской военной машине и спецслужбам будет рукоплескать весь “цивилизованный мир”. О правах человека станут постепенно забывать — очень показательна была промелькнувшая недавно информация, что американские власти рассматривают вопрос о введении в стране аналогов нашей паспортной системы и института прописки. Вроде бы — удар по самым основополагающим американским ценностям. Однако народ этого хочет. Он уже готов на жертвы. Призывные пункты не справляются с потоком добровольцев. На страну нахлынуло цунами безудержного патриотизма. Если кому-то хотелось спровоцировать американцев на агрессию, вызвать у них чувство гнева, злобы, мстительности — ему это удалось. А ведь такие чувства у народа — мечта (тайная или явная) почти всех силовиков мира.

Кто еще лучше самих американцев мог знать все тонкости работы аэропортов, недостатки ПВО, спланировать все так, чтобы никто ничего не заметил? Кто мог так квалифицированно подготовить камикадзе? Можно возразить, что человек не способен на такую чудовищную провокацию по отношению к своим соплеменникам. Да нет, способен. О том, что спецслужбы могут обладать способностями подобного рода, русские знают лучше всех. Солженицына читали. Да и предыдущий теракт — взрыв федерального здания в Оклахома-сити — дело рук простого американца, героя “войны в Заливе”, Тимоти Маквея. В какой еще стране одуревшие от компьютерных игр и кровавых боевиков детишки запросто расстреливают своих одноклассников? Нет, человек на многое способен. Широк человек, справедливо говорил Митя Карамазов, надо бы сузить.

Павел ТОМИЛИН, студент Российского государственного гидрометеорологического университета