Визитная карточка*

Санкт-Петербургское антиковедение: конференции, публикации, Интернет

О работе Центра антиковедения на историческом факультете

Кафедра истории Древней Греции и Рима — первая, по хронологии изучаемого предмета, в ряду кафедр всеобщей истории. Понятие всеобщей истории традиционно противополагается понятию отечественной, русской истории. Столь же традиционно и внутреннее подразделение всеобщей истории на древнюю, или античную, средневековую (вместе с Византией) и новую. Античная история (от латинского antiquus — «древний») — это и есть история Древней Греции и Рима, составляющая первый цикл европейской цивилизации, от II тыс. до н.э. по конец V в.н.э. В этом смысле античная история противопоставляется всей последующей европейской истории, средневековой и новой вместе, как следующему циклу, простирающемуся уже до наших дней.

Эдуард Давидович Фролов
Эдуард Давидович Фролов.
Родился в Ленинграде 1 марта 1933 г. Окончил исторический факультет Ленинградского (теперь Санкт-Петербургского) государственного университета в 1955 г., а затем — аспирантуру по кафедре истории Древней Греции и Рима (1958). С тех пор работает на историческом факультете Ленинградского/Санкт-Петербургского университета. Защитил кандидатскую (1958) и докторскую (1972) диссертации. Занимает должность профессора, заведующего кафедрой истории Древней Греции и Рима и директора Центра антиковедения. Область специальных научных занятий — история античного мира, в особенности история Древней Греции и античного Причерноморья. Интересуется проблемами социально-политического развития и духовной жизни античного общества, включая становление классического города-государства (полиса), роль и значение древней тирании, кризис гражданской общины в позднеклассический период, истоки эллинизма и в этом контексте — политические теории и доктрины, а также рождение античной социальной утопии. Параллельно занятиям собственно античной историей всегда интересуется историей науки об античности, как отечественной, так и западноевропейской, равно как и философией истории. Является автором более 180 научных работ, из которых важнейшими можно считать следующие (перечислены только отдельно изданные монографии): «Социально-политическая борьба в Афинах в конце V в. до н.э.» (1964), «Греческие тираны (IV в. до н.э.)» (1972), «Сицилийская держава Дионисия» (1979), «Рождение греческого полиса» (1988), «Факел Прометея (очерки античной общественной мысли)» (1991), «Русская наука об античности (историографические очерки)» (1999). Адрес электронной почты: frolov@centant.pu.ru
Андрей Валентинович Петров
Андрей Валентинович Петров.
Родился 17 мая 1965 года в Ленинграде. В 1982—1987 обучался на биологическом факультете Ленинградского (теперь Санкт-Петербургского) университета. В 1989 — на историческом факультете СПбГУ, который закончил в 1994 году. С 1994 года работает на кафедре истории Древней Греции и Рима, сначала в должности ассистента, теперь — старшего преподавателя. В 1999 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Взаимодействие языческой философии и религиозной практики в эллинистическо-римский период (феномен теургии)». Сферы научных интересов: история античной философии (неоплатонизм и его предшественники), история языческой религиозности, история христианства, социологические аспекты античной религиозной жизни, история античной магии и теургии. Среди более частных проблем — философия Прокла, «Халдейские оракулы», греческие магические папирусы из Египта. В качеcтве сотрудника Центра антиковедения отвечает за проведение научных конференций, контакт с молодыми учеными, также является создателем и куратором сайта Центра антиковедения (www.centant.pu.ru). Адрес электронной почты: petrov@centant.pu.ru
Античная цивилизация обладала своим неповторимым качеством. Собственно, это был первый опыт европейских народов в построении цивилизованного общества, опирающегося на города, организованного в государства и развившего совершенную письменную культуру. Однако построение цивилизованного общества древними греками и римлянами было совершено форсированным образом, за счет широкого использования во всех сферах производства чужеземных рабов. Благодаря этому собственное население греческих и римских городов оказалось в значительной степени избавленным от тягот грубого физического труда. Пользуясь всеми политическими и гражданскими правами, обладая достаточными материальными средствами и необходимым досугом, свободные греки и римляне смогли активно заниматься политикой, искусством и наукой, что привело к невиданному творческому подъему, выразившемуся в разнообразии опробованных политических форм (в том числе и демократии), в выработке фундаментальных социальных и правовых понятий (патриотизма, гражданства, свободы слова и равенства граждан перед законом и пр.), в расцвете гармоничной архитектуры и изобразительного искусства, высокохудожественной литературы и театра, наконец, полнокровного историописания и изощренной философии.

Благодаря всем этим культурным свершениям за античностью, начиная с эпохи европейского Возрождения, закрепилось значение нормы. Достижения античной цивилизации стали считаться классическими и их изучение было положено в основу новой европейской образованности. В России со времен преобразований Петра Великого изучение античной истории, греко-римской словесности и искусства стало важным элементом новой, западноориентированной классицистической культуры и учености. Особых успехов русское антиковедение (как теперь обычно называют весь комплекс наук об античности, включая античную историю, классическую филологию, археологию и др.) добилось в XIX — начале XX в. Это было связано с широким развитием гуманитарного университетского образования, а пальма первенства в этом отношении по справедливости принадлежала Петербургскому университету, где сложилась первая национальная школа антиковедения, ставшая — наряду с параллельно развившейся школой русской истории — основой более широкого научного направления, за которым закрепилось название петербургской исторической школы.

Кафедра античной истории в Петербургском университете: создание и история

Основоположником этого направления был выдающийся историк-эллинист Михаил Семенович Куторга (1809—1886), состоявший профессором всеобщей истории в Петербургском университете с 1835 до 1869 г. 1835 год и следует считать датой рождения кафедры истории Древней Греции и Рима (хотя до революции понятие кафедры связывалось не столько с административным подразделением, сколько с должностью профессора). К этому же времени надо отнести и начало формирования всей Петербургской исторической школы, поскольку ученики Куторги не только продолжили его работу антиковеда, но и стали, в свою очередь, родоначальниками братских научных направлений в западной мидиевистике, византинистике и истории нового времени.

Далее важным этапом в развитии петербургской кафедры античной истории стала деятельность профессора Федора Федоровича Соколова (1841—1909), сделавшего упор на реконструкции исторических фактов и в этих целях широко использовавшего наряду с литературной традицией также и данные документов (надписей). Ф.Ф.Соколов создал целую школу русских эпиграфистов, занявших до Октябрьской революции ключевые посты в русской гуманитарной науке. К их числу относятся академики Виктор Карлович Ернштедт (1854—1902), заложивший в России основы греческой палеографии, Василий Васильевич Латышев (1855—1921), прославившийся изданием полного свода греческих и латинских надписей, происходящих из античных поселений Северного Причерноморья, и, наконец, Сергей Александрович Жебелев (1867—1941), непосредственно продолживший дело своего учителя в Петербургском университете и ставший как бы связующим звеном между старой наукой и новым поколением ученых, выступивших уже после революции.

Помимо «соколовцев» в Петербургском университете подвизались ученые и других направлений, как, например, непревзойденный знаток античной культуры Фаддей Францевич Зелинский (1859—1944) и основоположник нового, социально-экономического направления Михаил Иванович Ростовцев (1870—1952). Оба они после революции эмигрировали: первый — в Польшу, а второй — в Англию, а оттуда в Соединенные Штаты Америки, где стал профессором весьма престижного Йельского университета. Капитальные труды Ростовцева по социально-экономической истории эллинистического мира и Римской империи, изданные в бытность его в эмиграции на английском языке, выдвинули его в безусловные лидеры мирового антиковедения.

В советское время после некоторого упадка, вызванного трудностями переходного революционного времени, наука об античности продолжала развиваться в Ленинградском (а теперь снова Петербургском) университете на кафедре истории Древней Греции и Рима, вновь созданной — или, лучше сказать, воссозданной — на историческом факультете в 1934 г. Новыми организаторами научной работы и учебного процесса стали выдающиеся специалисты-антиковеды новой формации С.И.Ковалев, С.Я.Лурье, К.М.Колобова, Д.П.Каллистов, Н.Н.Залесский. До войны выступавшие в авангарде марксистской науки, они в послевоенный период решительно обратились сами и повернули своих учеников вновь к глубокому изучению античной истории и культуры на основе фактов и во всей полноте составляющих античную цивилизацию элементов. К ним — непосредственно или через их учеников — восходит формирование нынешнего поколения историков-античников, работающих на историческом факультете.

Кафедра сегодня

Сейчас на кафедре истории Древней Греции и Рима работают 11 штатных преподавателей: пять эллинистов — профессора Э.Д.Фролов и Л.А.Пальцева, доценты С.М.Жестоканов и Л.Г.Печатнова, старший преподаватель Е.В.Никитюк; пять специалистов по римской истории — профессора Н.С.Широкова и А.Б.Егоров, доцент П.В.Шувалов, старший преподаватель М.В.Белкин, ассистент К.В.Вержбицкий; еще один сотрудник, предметом занятий которого является преимущественно античная культура (религия и философия) — старший преподаватель А.В.Петров. В штат кафедры входит также старший лаборант О.Ю.Владимирская, которая отвечает за библиотеку кабинета и сама ведет отдельные занятия со студентами. Помимо основных сотрудников, в учебном процессе для преподавания особых, редкостных дициплин задействованы также видные специалисты из других учебных, научных и культурных центров Петербурга (в частности, с кафедры классической филологии СПбГУ, из академических институтов и Государственного Эрмитажа), числом в иные годы до десяти и более человек. Благодаря этому достигается максимально возможный охват предметов, составляющих науку об античности. Студенты имеют возможность учиться у признанных специалистов, а кафедра в целом предстает как крупнейший антиковедный центр в Петербурге и один из самых значительных в России и в Европе.

Научная деятельность петербургской кафедры античной истории традиционно ведется по трем главным направлениям: политическая история античного мира, с особым упором на проблемы древней государственности (греческого города-государства [полиса], римской гражданской общины [цивитас] и империи [принципата и домината]); античная культура в различных ее проявлениях (в особенности общественно-политическая мысль, философия и религия); и, наконец, история науки об античности (то, что обычно именуют историографией) в тесной связи с развитием культуры и просвещения как в Западной Европе, так и в России.

В целях активизации научной деятельности в 1994 г. при кафедре был учрежден Центр антиковедения. Новая структура была создана при самом активном содействии руководителей двух связанных тесными отношениями университетов — ректора СПбГУ, проф. Л.А.Вербицкой и ректора Лозаннского университета проф. П.Дюкре. Последний сам является видным специалистом в области античной истории и археологии, и идея создания на базе кафедры истории Древней Греции и Рима СПбГУ нового Центра, призванного развивать научные контакты в области антиковедения, родилась в ходе встреч и бесед во время неоднократных посещений П.Дюкре Петербурга. Переговоры о создании новой структуры велись всю весну 1994 г. Наконец, 30 июня соответствующее решение было принято Ученым советом исторического факультета, а 21 сентября 1994 г. последовал приказ ректора об официальном утверждении в СПбГУ нового подразделения — университетского Центра антиковедения.

Центр антиковедения СПбГУ

По существу, Центр антиковедения является филиалом, так сказать, дочерним подразделением кафедры античной истории, но его назначение отличается от назначения кафедры большей ориентацией на внешнюю деятельность. Этот новый центр призван оживить и расширить научную работу университетских антиковедов. При этом имеется в виду не только содействие оживлению научных связей в самом СПбГУ, но и координация работы антиковедов в Петербурге и за его пределами, для чего, естественно, используются как традиционные связи кафедры внутри университета, а также с академическими институтами, с Государственным Эрмитажем, с другими очагами изучения античности в нашей стране (в Москве, Нижнем Новгороде, Саратове и др.), так и новые контакты, завязанные в последнее время с зарубежными центрами антиковедения (в Берлине, Гамбурге, Трире, Халле, Лозанне, Базеле и др.). Важнейшими формами реализации этих усилий являются новые научные конференции и новые научные издания (тезисов докладов и сборников статей) по обновленной и расширенной тематике, а также освоение новых форм научного взаимодействия — с помощью Интернета. Приоритетной формой деятельности явлется, конечно, проведение конференций, предоставляющих возможность живого обмена мнениями.

Конференции

В марте 2001 года Центр антиковедения провел очередную конференцию, восьмую по счету с момента создания Центра в 1994 году. За предшествующие годы было выработано оптимальное, как нам представляется, сочетание тематических и более общих, с широким диапазоном проблем, антиковедных конференций. Так, в 1995, 1996 и 1999 годах были проведены конференции под общим названием «Античное общество», на которых были представлены доклады по самым разнообразным разделам античной истории. В 1997 и 1999 годах проводились чтения, посвященные памяти академика Сергея Александровича Жебелева, где приоритетными темами научных сообщений были сюжеты, разрабатывавшиеся в творчестве этого ученого или связанные с историографией. Две конференции — 1995 и 1998 годов — объединяли доклады по сравнительно узкой тематике: первая была посвящена интеллектуальной элите античного мира, вторая — альтернативным социальным сообществам в античности. Мартовская конференция нынешнего года, хотя и прошла под общим девизом «Античное общество», относится, скорее, к последней группе, так как была посвящена вполне определенной единой теме — властным структурам и потестарным идеологиям в античном мире.

Ранее в «Вестнике СПбГУ» (1997, сер.2, вып.1, и 1998, сер.2, вып.3) мы уже публиковали материалы о некоторых конференциях («Античное общество: проблемы истории и культуры», март 1995 г.; «Интеллектуальная элита античного мира», ноябрь 1995 г.; «Жебелевские чтения-1», октябрь 1997 г.), и прежде чем переходить к описанию конференции текущего года, хотелось бы сказать несколько слов и о других сессиях, ее предварявших.

В конференции «Античное общество: проблемы истории и культуры-2», проводившейся 29-30 октября 1996 г., приняли участие 22 докладчика, освещавших по большей части проблемы греческой истории и культуры. Назовем доклады Н.Н.Казанского о греческой и анатолийской традиции, о троянском палладии (статуе-обереге); А.И.Зайцева о датировке, общем характере и причинах провала заговора Килона в Афинах; Е.В.Никитюк об афинских судебных процессах, на которых философ Анаксагор, скульптор Фидий, подруга Перикла Аспасия и др. подверглись обвинению в религиозном нечестии; Э.Д.Фролова о характере греческой тирании и том негативном мнении, которого обычно придерживались о ней древние авторы. Был затронут и ряд сюжетов из римской истории императорской эпохи: доклады И.С.Свенцицкой об отношении гражданин — полис в Римской империи, А.Д.Рудокваса о соотношении рационального и иррационального (связанного с суеверием) факторов в мотивации политических действий в поздней античности и В.В.Лаврова о характере власти у готов в IV в. н. э. Значительным оказался и блок докладов на темы античной религии: о культе малоазийской богини Кибелы в Италии (О.В.Богатова), о юридическом статусе обвинения иудеев в «атеизме» (И.А.Левинская), об уровне образованности раннехристианских писателей-апологетов (Ю.С.Довженко), о возможных значениях философско-религиозного термина «теург» (А.В.Петров). В целом конференция оказалась достаточно представительной, хотя в ней, как и в двух предыдущих, приняли участие лишь два человека из других городов.

В 1997 г. Центр антиковедения впервые провел Жебелевские чтения, объединившие 20 докладчиков; отчет о чтениях публиковался в «Вестнике СПбГУ» (см. выше). Следующая конференция — «Альтернативные социальные организации и движения в античности» — состоялась 14 апреля 1998 года. Она была стимулирована разработкой научного проекта, посвященного изучению форм и роли неформальных объединений в античности. Сосуществование двух видов структурообразующих элементов — основных и альтернативных — можно обнаружить в строении любого общества. К первым принадлежат различные подразделения гентильного, гражданского или политического характера, которые составляют главный костяк общества, ко вторым — подразделения вторичного или побочного происхождения, возмещающие те или иные пробелы в общественных связях, которые, естественно, всегда шире любой официальной, признанной и скрепленной законом организации. Так было и в античном греко-римском мире, где существовали сообщества разного рода — социально-политические единства (группы друзей), философские и философско-религиозные содружества, наконец, религиозно-профессиональные объединения, состоявшие как из граждан, так и из людей чуждого для данного общества происхождения. На конференции были представлены доклады, осветившие ряд сюжетов из данного круга проблем: доклад Э.Д.Фролова об объединении «друзей» при политическом лидере в классической Греции, Е.В.Никитюк о гетериях (аристократических союзах) в классических Афинах, О.В.Кулишовой о копрорации жрецов в дельфийском святилище Апллона, А.Б.Шарниной об объединениях актеров и поэтов в античной Греции, Н.С.Широковой об организации кельтских друидов, А.В.Петрова о тех формах, в которых институализировалась магия в эпоху раннего христианства. Некоторые из этих тем легли в основу коллективной монографии «Альтернативные социальные сообщества в античном мире», находящейся сейчас в печати в издательстве СПбГУ.

В 1999 г. были проведены две конференции: «Античное общество-3» (22—23 марта) и «Жебелевские чтения-2» (26—27 октября). На первой из них широко были представлены доклады об истории Греции классического и эллинистического периодов: Л.А.Пальцевой — о смутах в Мегарах, Л.Г.Печатновой — о спартано-персидских отношениях, А.В.Петрова — о политической деятельности пифагорейского союза, О.Ю.Климова — об эллинистической монархии и др. Ряд докладов был посвящен истории античных колоний и истории Рима. Завершилась конференция теоретическим докладом Э.Д. Фролова «Интеллигенция в античном мире». На второй конференции, помимо собственно исторических (греческих и римских) сюжетов, особое внимание было уделено историографии античной истории. Доклад Е.В.Власовой был посвящен Полю Дюбрюксу, французскому эмигранту, первому исследователю керченских древностей, доклад Е.В.Никитюк — Е.Е.Кёлеру, ученому-немцу, внесшему значительный вклад в развитие русского академического антиковедения. Другому немецкому ученому, тесно связанному с русской университетской наукой — Эрнсту фон Штерну — был посвящен доклад Э.Д.Фролова. В докладе А.Н.Васильева рассматривались проблемы историографии античного Боспора, а в докладе Ю.Б.Циркина — античной Испании. Обе конференции были достаточно представительны — по 20 докладов на каждой, однако участие представителей других городов вновь ограничилось одним-двумя докладчиками.

(Продолжение в следующем номере)

Э.Д.ФРОЛОВ, А.В.ПЕТРОВ