Конференц-зал

Всероссийская астрономическая конференция

В августе наш университет стал на неделю центром астрономической мысли страны. С 6 по 12 августа 2001 года здесь состоялась первая Всероссийская астрономическая конференция. Мероприятие такого масштаба — не экстраординарное событие для СПбГУ. Но для астрономической общественности России это было именно так.

Сначала — сухие данные о событии. Инициатива созыва конференции возникла в Российской Академии наук, СПбГУ по ее просьбе принял на себя тяжесть ее проведения. В числе организаторов — Министерство науки, промышленности и технологий, Министерство образования и другие организации. Главная ответственность лежала на Санкт-Петербургском государственном университете и, в частности, на Научно-исследовательском астрономическом институте им. В.В.Соболева СПбГУ. Программный комитет конференции возглавлял академик Н.С.Кардашев, оргкомитет, состоящий из петербургского и московского отделений, возглавлял директор АИ СПбГУ В.В.Витязев. Подготовка конференции курировалась руководством СПбГУ в лице и.о. ректора В.Н.Трояна.

Конференцию спонсировали Российский фонд фундаментальных исследований, Российская Академия наук, Министерство образования, Министерство промышленности, науки и технологий и некоторые другие организации. Молодым участникам была оказана материальная помощь.

Было зарегистрировано 652 заявки, содержащие, в частности, резюме докладов. Всего авторов докладов было около 1200 человек. Непосредственно на конференции зарегистрировано 512 участников. Около 10 человек приехали из-за рубежа (Грузия, Украина, Эстония, Германия, Франция). Практически все российские астрономические центры были представлены, а именно: 25 учреждений РАН, 35 университетов, 15 прочих организаций.

Работа конференции состояла из пленарных, сессионных и межсессионных заседаний. Кроме того, состоялось совещание по проблемам астрономического образования, собрание Астрономического общества, научная сессия исполнителей грантов ИНТАС, заседания нескольких секций Научного совета РАН по астрономии, сессия Научного совета РАН по астрономии. Первое пленарное заседание прошло в Актовом зале университета, все остальные — в Петродворцовом учебно-научном комплексе. Там же размещались иногородние участники конференции.

Все доклады были разделены на три типа. На пленарных и межсессионных заседаниях обзорные доклады на актуальные темы продолжительностью по 30—40 минут каждый были заказаны видным ученым. Это академики А.А.Боярчук, Д.А.Варшалович, Н.С.Кардашев, Ю.Н.Парийский, Р.А.Сюняев, члены-корреспонденты РАН Ю.Ю.Балега, И.Д.Новиков, А.А.Старобинский, А.М.Черепащук и ряд других известных специалистов. (К сожалению, Д.А.Варшалович не смог принять участие в конференции, и его доклад не состоялся. Не смог приехать и Р.А.Сюняев, но его доклад был прочитан соавтором С.А.Гребеневым.) На 8 сессиях по 8 научным направлениям заслушано около 250 устных докладов по 15—30 минут. Примерно столько же докладов состоялись как постерные.

Конференция широко освещалась в средствах массовой информации. 6 августа две телепрограммы (РТР «Вести», ОРТВ) показали открытие конференции. Краткие сообщения несколько раз передавали "Радио СПб", Радио "Россия-СПб", "Балтика". Подробный рассказ о конференции вышел в эфир 9 августа (СПб, 50 минут) и 13 августа (Россия-СПб, 20 минут). Многие газеты (некоторые дважды) посвятили заметки рассказу о конференции — к сожалению, не везде услышанная корреспондентами информация была адекватно передана газетой.

Все участники отмечали высокий научный уровень конференции и ее хорошую организацию. Это удивительно, но ни разу ни один докладчик не остался без кодоскопа, слайдопроектора, видеомагнитофона или компьютерного проектора. Правда, в не самых больших аудиториях не были включены микрофоны — досадная недоработка. Видимо, слабые голоса некоторых докладчиков (разумеется, не преподавателей вузов) явились неожиданностью для университетских организаторов. Нарекания от иногородних участников мы слышали по поводу недостатка комфорта в университетских общежитиях. Но это — результат чрезвычайного происшествия: за неделю до начала нам было отказано в гостинице, с которой имелась полная договоренность. Спасибо ректорату, комнаты (к сожалению, менее удобные) удалось все же получить, иначе конференция была бы сорвана.

Принято решение проводить впредь подобные конференции раз в три года. Чаще не имеет смысла: специалисты в определенной области астрономии (например, по солнечной активности) встречаются часто и прекрасно обходятся без, например, специалистов по активным ядрам галактик. Но изредка полезно расширять свой кругозор. Новая идея может неожиданно явиться из, на первый взгляд, далекой области знания.

Какие же результаты докладывались, какие вопросы дискутировались на конференции? Даже краткое описание не уместится в нашем журнале. Судите сами: программа и тезисы докладов, врученные каждому участнику в первый же день, это книги в 43 и 216 страниц соответственно. Были затронуты все разделы астрономии, все классы небесных объектов — от искусственных спутников Земли, расстояния до которых, когда они пролетают над нами, как правило, меньше расстояния от Петербурга до Бологого, до находящихся на краю Вселенной квазаров и галактик, свет от которых идет более 15 миллиардов лет. Обсуждались старые проблемы, имеющие полувековой и более возраст, получившие подпитку новыми наблюдательными данными (энерговыделение в звездах, рождение и эволюция звезд, скрытая масса в галактиках и межгалактической среде и многое другое). Необычно много внимания (благодаря ожидавшимся и неожиданным открытиям в астрономии за последние 5—10 лет) уделялось только что открытым объектам или новым свойствам старых объектов: двойные астероиды; пояс Койпера; детальная структура быстро меняющегося магнитного поля Солнца и солнечного ветра; планетные системы у звезд различных классов, в том числе близких по своим свойствам к нашему Солнцу; метеорно-кометные системы у звезд; коричневые карлики; космические мазеры; черные дыры в нашей и других галактиках; перетекание вещества в кратных звездных системах; новые спутники нашей гигантской галактики; гравитационные линзы; гамма-всплески, возможно, являющиеся самыми грандиозными взрывами во Вселенной после ее Большого взрыва; тонкие особенности реликтового излучения. Не забыты космические цивилизации и наша Земля. Например, по наблюдениям находящихся в миллиардах световых лет от нас квазаров измерена с точностью до нескольких процентов скорость дрейфа континентов, составляющая около 2 см/год. Мы постараемся рассказать об этом в отдельных статьях. В одной не поместится — книжный шкаф не влезает в рюкзак.

Говорилось на конференции о планируемых космических экспедициях, строительстве крупных (с диаметром зеркала свыше 10 м) телескопов, о возможном участии России в этих проектах. Не исключено, что на эти планы повлияет и принятая резолюция, предлагающая кооперацию усилий разных стран для решения крупных конкретных проблем астрономии.

Подробные материалы по конференции помещены на странице АИ СПбГУ: http://www.astro.spbu.ru/ASTROCONF.

К.В.Холшевников, заведующий кафедрой небесной механики