Какая реформа нам нужна

Модернизация образования: половинчатая реформа?

Потертый, со значительной идеологической раной в боку, вопрос о необходимости модернизации образования не слишком беспокоит участников народного просвещения, принадлежащих к высшей школе. Скептическое равнодушие фундаментальной образованности к теоретическим нововведениям, если они не являются научными открытиями, понятно. Вузовские преподаватели — не от мира сего, вдохновение и основные доходы черпают в источниках, далеких от университета. Поэтому любая реформа правильно ими воспринимается как повод для привлечения средств на конкретные нужды: окна на кафедре заклеить, компьютер прикупить, обновить запасы aqua distillata. В таких случаях, правда, всегда чувствуется сомнение: дойдут ли слитые под шум реформенной волны деньги до кафедральных окон.

Максим Павлович Баранов, заместитель декана биолого-почвенного факультета по учебной работе, беспокоится — распространятся ли финансовые потоки далее границ столицы, получат ли питерские вузы возможность оснастить свои аудитории новыми стульями, а лаборатории — новыми приборами; достанется ли питерским студентам прибавка к стипендии, пожелает ли Москва поднять продуктивность работы всех вузов страны.

— Ну хотя бы однократное массивное вложение на базы практики, — говорит Максим Павлович. — Да еще если бы вместе с этим произошло уменьшение рутинной отчетности, которую нам приходится представлять министерству, если бы были изменены в сторону упрощения формы контроля за бюджетными вузами...

Почти государственные люди из ректората, которых само положение обязывает быть гуманистами, а не эгоистами, больше тревожатся о социальном статусе педагога вообще.

— Модернизация и деньги должны поддержать престиж профессии преподавателя по всей вертикали народного образования — от воспитателя детского сада до профессора, — говорит начальник Учебно-методического управления СПбГУ Владимир Георгиевич ХАЛИН. — Нужно показать педагогам перспективы, а не загонять их в угол нищетой. Только в таком случае реформа действительно будет доведена до логического конца. Если получившие высшее педагогическое образование люди уходят из профессии, значит, система не развивается, а деградирует. Этот процесс необходимо немедленно остановить.

В.Г.Халину вторит председатель Центральной приемной комиссии СПбГУ, главный человек на переправе между школой и университетом Владимир Георгиевич БЫКОВ:

— В любом государстве образование должно быть приоритетной областью. И, безусловно, выделенные деньги должны быть потрачены на то, чтобы поднять престиж преподавательской профессии до тех высот, на каких он был в годы советской власти. Кроме того, высшее образование не мыслится без науки — связь науки и образования — также важная статья расходов, потому что основная научная деятельность во всем мире проходит в университетах. Поэтому, на мой взгляд, увеличение бюджета в сфере образования в первую очередь должно сказаться на науке и зарплатах профессорско-преподавательского состава.

Так говорят люди, введенные в курс дела, следящие за вектором реформ. Младшие участники образовательного процесса в вузах — студенты и аспиранты, нынешнее аполитичное племя — знают о реформе только понаслышке. И почему-то, как ни странно, эта “наслышка” касается в большей части средней школы.

— Если дали деньги на образование, то почему отменили бесплатные обеды в школах? Я знаю, что в очень многих классах заставляют покупать дорогие учебники. А еще я слышала, что обещали отсрочку военной службы тем мужчинам, которые готовы пойти в учителя средней школы, — говорит аспирантка факультета журналистики Мария АРТЕМОВА. — Не знаю, мне кажется, что поднимать учительские зарплаты бесполезно, так как цены все равно растут быстрее. Но тем не менее, вопрос стипендии и зарплаты остается самым важным для вузов и школ.

— Старые преподы уходят, —говорит третьекурсница географического факультета Светлана ЗАХАРОВА, — а новых нет. Преподавать просто некому, не говоря уже о том, что у нас на кафедре геоморфологии все время холодно, все в запущенном состоянии, нет средств на компьютеры. По-моему, тут невозможно залатывать дыры — надо возрождать всю систему заново.

Устами студента глаголет истина — тонкое словесное кружево, сплетенное просвещенными гуманистами, студент резко сдергивает: главная проблема вузов и школ — недостаток интересных преподавателей. Их и раньше-то, в советское время, было немного, а ныне, когда нищету духовную заменила нищета физическая, бытовая, люди творческие и ищущие, могущие и других увлечь за собой в путешествие в неведомую страну знаний, нашли себе другое, более перспективное место в структуре общества...

Признаться в том, что реформа образования не занимает все мысли, образованному человеку нельзя. Но и веры особенной этой модернизации вузовского народа нет. Остюда и идеологическая рана в боку вопроса об образовательной реформе.

Елизавета АГАМАЛЯН