Первокурсник—2001

Герой нашего времени

Совсем недавно окончилась пора приемных экзаменов. Всего на девятнадцать факультетов было зачислено около 6000 человек. Мы решили узнать, каков же он, первокурсник этого года, чем живет и что думает о университете.


Алексей Кузнецов, первокурсник философского факультета
Я вместе с нашим фотокорреспондентом Александром Тараном в поисках подходящего героя для статьи отправился на философский факультет. Выбор был обусловлен несколькими причинами. Во-первых, было любопытно поговорить с молодым человеком, который уже в 18 лет выбрал для себя путь изучения такого сложного предмета, как философия. Во-вторых, как показывает практика, именно на философском факультете много по-настоящему интересных людей. Алексея Кузнецова мы встретили у театральной афиши: он внимательно изучал расписание спектаклей. Оказалось, что Алексей приехал в Санкт-Петербург из карельского города Костамукши и последние два года отучился в питерской школе. Сперва он собирался поступать на один из естественнонаучных факультетов, но после долгих раздумий выбрал все же философский факультет и специальность религиоведение. На выбор места учебы, как рассказал нам Алексей Кузнецов, повлияло несколько обстоятельств. Во-первых, он уже давно увлекается чтением философских книг, особенно ему нравятся Бердяев и Достоевский. Любит наш герой и книги французских экзистенциалистов: Сартра и Камю. Во-вторых, перед тем как подавать заявление в какое-либо учебное заведение, Алексей провел небольшое исследование и выяснил, что по-настоящему хорошее образование по специальности философия в нашей стране дают только в двух местах: в МГУ и в СПбГУ. Ну а так как Петербург очень понравился студенту, выбор места учебы был фактически предрешен. Специальность религиоведение Алексей Кузнецов выбрал в какой-то степени под «давлением обстоятельств». С первой попытки ему не удалось поступить на факультет — не добрал баллов. Но Алексей не стал отчаиваться и снова штурмовал факультет. Самым трудным экзаменом было для абитуриента Кузнецова сочинение, которое он писал на тему «Семья Базарова». Со второго раза Алексей прошел на факультет и из предложенного списка специальностей предпочел религиоведение. С энтузиазмом ходит на лекции (пока не пропустил ни одной), пишет конспекты и берет нужные учебники в библиотеке. По собственному признанию, Алексей понимает, что, хотя пять лет и кажутся очень долгим сроком, он не хочет терять ни минуты понапрасну. Даже свою будущую работу он связывает с университетом. Хотя многие его знакомые и отговаривали от поступления на факультет.

— Честно говоря, меня часто спрашивали родственники, какая у меня будет специальность, и я не мог ответить, потому что не знал. Но я бы хотел остаться в университете и преподавать, если получится, — сказал нам Алексей Кузнецов.

Но все это — дело пока еще отдаленного будущего, а пока в планах у Алексея — успешно сдать первую сессию. До экзаменов еще относительно далеко, остается время для отдыха и развлечений. Главное хобби Алексея вполне подходит под определение философского — это рыбалка. «Нет ничего лучше, чем спокойно посидеть у реки с удочкой, такое времяпрепровождение действует очень успокаивающе», — считает он. К сожалению, в нашем городе ему пока не разу не удалось насладиться любимым отдыхом. По его мнению, в реках и каналах Петербурга вряд ли можно поймать что-нибудь стоящее, а даже если удастся вытащить какую-нибудь рыбину, ее лучше не есть — экологическая обстановка оставляет желать лучшего. Но не рыбалкой единой жив современный студент. Алексею нравится слушать музыку, особенно рок, и общаться со своими товарищами по факультету. Правда, он не успел еще запомнить их всех по именам. Но, по собственному признанию, его больше всего удивило, что в группе десять человек парней и всего две девушки. Ему говорили о гуманитарных факультетах другое. Впрочем, совсем недалеко от здания факультета находится филологический факультет, где девушек предостаточно.

Самое большое впечатление за недолгую пока еще студенческую пору произвело на Алексея общежитие. Он рассказывает, что жизнь там разительно отличается от домашней, и к этому пока трудно привыкнуть.

— У нас в общежитии фактически вся страна представлена: я из Карелии, один сосед из Калининграда, третий из Сибири, четвертый из Мариуполя. Есть ребята и с Дальнего Востока, и юга России, — говорит Алексей.

Но вот подошло время очередной лекции, и наш герой отправился за новыми знаниями. Напоследок мне, умудренному второкурснику журфака, хочется пожелать ему сохранить энтузиазм к учебе, не пропускать лекции и не слишком увлекаться веселой жизнью в общежитии. Алексей Кузнецов производит впечатление целеустремленного и серьезного юноши, прекрасно понимающего всю важность учебы в университете. Так что, быть может, лет этак через двадцать-тридцать студентам религиоведение будет преподавать уже профессор Алексей Кузнецов.

Виктор ЧЕРНОГУЗ