89 лет со дня рождения Л. Н. Гумилева

Русский мыслитель

Чем дальше относит жизнь и научный поиск Льва Николаевича Гумилева (1912—1992), тем величественнее предстает его образ. Он был мудрым и очень простым скромным человеком; выдающимся, но, к сожалению, непризнанным на протяжении длительного времени ученым. Созданную им оригинальную теорию этногенеза резко критиковали и до сих пор не признают в высоких кругах. Ему в течение длительного времени приходилось работать не за письменным столом, а в лагерях для заключенных — под нарами, в рудниках, на лесоповале. На археологических раскопках он провел мало времени, но получил впечатляющие результаты. Наконец, он воевал, дошел до Берлина, чем очень гордился.


Л.Н.Гумилев
В промежутках между этими событиями Л.Н.Гумилев сумел закончить университет, защитить кандидатскую диссертацию, а затем две (по истории и географии) докторские диссертации. Написал более десяти книг. Трудился не покладая рук, когда не было надежды на то, что его книги когда-нибудь будут изданы, дойдут до читателя.

Только в конце жизни ко Льву Николаевичу пришло признание. Его приглашали к себе ведущие университеты мира, а он читал лекции (втайне от парткома) только в Ленинградском университете. Отцы города юности (Бежецк) просили приехать в дни празднования 100-летнего юбилея матери, а он отвечал: «Восстановите разрушенные храмы — тогда приеду”.

Подаренную мне судьбой возможность общаться со Львом Николаевичем я считаю одной из главных удач своей жизни. Можно сказать, у меня были две удачи. Первая — родиться и вырасти на бежецкой земле, где прошло и его детство. Вторая удача — совместная работа на географическом факультете и в НИИГ Ленинградского (Санкт-Петербургского) университета. Я воспринимал Льва Николаевича прежде всего как великого человека, а уж потом — и как великого ученого. Он отличался исключительной скромностью, добропорядочностью, смелостью, сочетающейся с высочайшей духовностью. Он оставил глубокий и яркий след в моей памяти.

А.И.Чистобаев, директор НИИ географии