Официальный отдел

Университет на пути от перестройки к устойчивому развитию

Выступление ректора СПбГУ Л.А.Вербицкой на расширенном заседании Ученого совета 31 августа 2001 года

Сегодня — лето, завтра — осень. Учебный год в университете традиционно начинается 31 августа. Для первокурсников он начинается с посвящения в студенты, для старшего поколения универсантов, преподавателей, ученых и сотрудников, — с первого заседания Ученого совета, с доклада ректора о закончившемся учебном годе, о планах на следующий, с вручения наград и зачитывания скорбного списка тех коллег, кто ушел из жизни и не дожил до очередного 1 сентября.


Ректор СПбГУ Л.А.Вербицкая открывает первое в новом учебном году заседание Ученого совета
 

Дорогие универсанты!

Глубокоуважаемые гости!

Наше ежегодное совместное заседание Ученого совета, заведующих кафедрами, заведующих лабораториями, руководителей подразделений стало хорошей традицией. Мы встречаемся накануне начала нового учебного года уже девятый раз.

Естественно, для меня как ректора при подготовке такого ответственного заседания Ученого совета возникает множество проблем, и прежде всего, как в относительно коротком выступлении представить анализ того, что было сделано в прошлом учебном году; определить концепцию деятельности университета на будущий год и обозримую перспективу в ее главных элементах.

Университет в социальной структуре российского общества, безусловно, занимает важное место, но все те процессы, которые происходят в обществе и государстве, оказывают влияние на состояние университетской жизни. Мы не можем жить и работать вне политического, экономического и социального контекста, формируемого обществом. Образовательная, научная, культурная и даже хозяйственная деятельность университета зависят от того, насколько востребованы обществом оказываются услуги, предоставляемые трудом педагогов и научных работников.

И в этом году, первом году нового десятилетия, хотелось бы оглянуться назад и подвести некоторые итоги десятилетия ушедшего.

Прошедший, немногим более чем 10-летний, период для России был не просто сложным. Это был трудный период выбора пути. За сравнительно короткий отрезок времени произошла не только структурная перестройка государства, но изменились социальные оценки и цели общества.

Даже сегодня еще трудно дать однозначные характеристики периода перестройки. Она имеет свои положительные и отрицательные моменты. Но общество выбрало именно такой путь развития, какими бы причинами этот выбор ни был обусловлен.

В трудоспособный возраст вступает поколение, которое является продуктом перестройки. Морально-нравственные установки современной молодежи существенно отличаются от установок предшествующих поколений.

Я особенно хочу подчеркнуть, что образование в структуре социальных ценностей личности сегодня занимает более высокую позицию не только в сравнении с первым периодом перестройки, но и в сравнении с периодом социализма. Если раньше образование полностью регламентировалось государством, то сегодня мы имеем иную картину. Общество выбирает образование, и это, на мой взгляд, характеризует устойчивость общества, выступает важнейшим показателем того, что у общества есть перспектива, есть надежда на будущее.

То, что в обществе происходит процесс стабилизации, проявляется в укреплении государственности. Законодательные акты по вопросам частной собственности, функций государства, институтам гражданского общества и другим направлениям общественной жизни, принятые в последние полтора года и обсуждаемые в органах законодательной власти, создают нормативную основу устойчивости. И что важно: в обществе создается база для гражданского согласия.

В частностях, конечно, разногласия сохраняются, и это объективно, но в общем Россия сегодня вступает в период стабилизации, период устойчивого развития.

Наша задача — максимально способствовать процессам стабилизации, использовать возможности этого периода для развития образования, науки и культуры, для развития университета.

Признание и фактическое принятие частной собственности как основы конституционализации общества проявляются в совершенно конкретных механизмах функционирования не только производства, торговли, сферы обслуживания, но и в науке, образовании и культуре.

Сегодня наряду с государственными образовательными учреждениями действуют негосударственные, причем некоторые действуют достаточно успешно.

Было бы слишком упрощенным искать причину их появления во внешних обстоятельствах. Она заключается в ограничении и изменении функций государства в сфере образования.

Очевидно, что развитие гражданского общества, самодеятельности и самосознания общества будет идти по направлению расширения образовательных потребностей общества и сокращения образовательных функций государства.

Это не означает, что в обществе должны возникать десятки и сотни частных учебных заведений. В сфере образования также действуют законы концентрации капитала, в том числе и образовательного. Но их действие, как и всех других общественных законов, проявляется через деятельность людей.

Для университета в этих условиях задача заключается в гибком реагировании на потребности общества, я бы сказала, в выработке экспансивной политики в сфере образования, чтобы обеспечить на базе университета концентрацию образовательных услуг. Не секрет, что учредителями многих негосударственных вузов являются универсанты, а преподают он, пожалуй, во всех вузах без исключения.


Ректор СПбГУ Л.А.Вербицкая вручает знак "Заслуженный деятель науки РФ" профессору физического факультета В.Е.Холмогорову.
Устойчивость развития образования без его концентрации невозможна. А последняя без нашей активной деятельности неосуществима.

Федеральное правительство в последние два года делает для развития образования очень много:

1. Следует отметить увеличение процента финансирования образования
1999 — 3,6% расходной части бюджета
2000 — 3,75
2001 — 4,1
2002 — 4,47
(Для сравнения — 0,5% — бюджет Министерства культуры).

Еще один пример: в 2002 году предусматривается увеличить до 172% (по сравнению с 2001 годом) финансирование на коммунальные расходы.

Министерство образования представило расчет в Министерство финансов на 93,9 млрд рублей в год; получено 36,1 млрд руб. (38,4%), затем произошло увеличение еще на 18,1 млрд и в результате — 54,2 млрд руб., то есть 57% от запрошенного.

На высшее образование предусмотрено израсходовать 19,51 млрд рублей в 2001 году; 30,17 млрд рублей — в 2002 году (увеличение на 155%), то есть произошло восстановление финансовой поддержки (фактическое увеличение в два раза с 1998 года).

2. В 2001 году впервые финансируется обновление библиотек, учебные практики.

3. Осуществляется поддержка Интернет-революции в образовании: 2001 год — 2 млрд руб. на компьютеры в сельской школе; с 2002 г. будет осуществляться реализация двух федеральных целевых программ — «Электронная Россия» и «Единая образовательная среда», в рамках которых на внедрение информационных технологий и основанных на них новых образовательных программ в образование за 10 лет будет направлено 3 млрд.долларов. Планируется подключение к 2007 году всех школ, ПТУ, техникумов к сети Интернет (электронный учебник и компьютер не вытеснят живого общения с преподавателем, а только заменят отсутствующие курсы и отсутствующих преподавателей).

4. Принято решение о дальнейшем финансировании программы «Интеграция» с 2002 по 2008 гг.

Среднее образование финансируется хуже. На Госсовете 29.08.2001 принято решение передать школы в руки всех субъектов Федерации.

5. Предполагается подготовка программы поддержки ведущих вузов по каждому направлению образования. Средства будут распределяться на конкурсной основе по группам специальностей: физика, биология, математика, информатика, право. Докторские советы и переподготовка преподавателей должны быть сосредоточены именно в таких вузах. С этим трудно согласиться, так как классический университет — единый организм, и вырвать какую-то одну специальность достаточно трудно.

6. Предлагается и изменение системы лицензирования и аттестации. Предлагается начать с переаттестации всех вузов и повторного лицензирования. В первую очередь это относится к таким направлениям, как экономика, право, менеджмент (80% платных студентов учатся по этим специальностям и 100% псевдовузов работают в этой нише).

Контрольные функции государства будут осуществляться на уровне федеральных округов в соответствии с основными принципами — независимостью экспертов и публичностью оценки.

Основные четыре составляющие успешной модернизации образования предложил председатель правительства Карелии С.Л.Катанандов:
1. Ресурсная поддержка государства — 400 млрд рублей (т.е. удвоение) (политическое решение о приоритете образования). Каждый третий рубль прироста валового внутреннего продукта, т.е. общественного богатства, должен быть вложен в образование.
2. Профильная бесплатная средняя школа.
3. Единый экзамен.
4. ГИФО.

Эксперимент фактически начался.

Результаты проводимого эксперимента пока трудно оценить однозначно, этой осенью будут подводиться первые итоги тестирования, проведенные в 5 регионах России.

Я уже не раз говорила о том, что нам дано Министром образования обещание, что только после обсуждения вузовской общественностью результатов трехлетнего эксперимента будут приниматься окончательные решения о модернизации образования. Теперь такое решение принял и Госсовет, хотя эксперимент будет проводиться уже в 20 регионах.

Ректорат и Ученый совет, как вам известно, осторожно принимают эти нововведения и активно участвуют во всех разнообразных формах и видах обсуждений.

Петербургский университет был, есть и, я надеюсь, всегда будет государственным, то есть финансируемым за счет федерального бюджета. Вместе с тем стабилизация социально-экономического контекста не предполагает, что мы можем сегодня успокоиться и только ждать установок сверху и соответствующего бюджетного финансирования.

Устойчивость предполагает, что, во-первых, мы каждый час должны подтверждать свой статус ведущего научно-образовательного центра страны, используя для этого все направления и все возможности; во-вторых, мы должны использовать все возможности зарабатывать деньги, не роняя высокий престиж университета.

Ученый совет и Сенат на своих заседаниях регулярно обсуждают организационно-экономические, учебно-методические, научные и иные вопросы деятельности университета. И вместе с тем я сочла необходимым сегодня еще раз напомнить о тех наиболее существенных решениях, которые принимались как руководство к действию.

Напомню, что конференция трудового коллектива 18 июня 2001 года внесла изменения в Устав университета. Их принципиальное значение — в упорядочении структуры университета, в приведении Устава в соответствие с нормативными документами.

Университет постоянно совершенствует свою организационную структуру. Мы не только открываем новые факультеты, но ищем наиболее оптимальные формы. В прошлом году упразднены специальные факультеты по психологии, юридическим наукам и социологии. Создан УНЦ филологии и искусств. Налицо тенденция внутриструктурной концентрации, что я рассматриваю как положительную тенденцию. А ее поддержка Ученым советом свидетельствует о перспективности этого направления. Кроме того, следует серьезно подумать о создании междисциплинарных центров, так как ряд проблем могут быть решены только на стыке наук.

Следует подумать о совершенствовании управленческих структур ректората. Разделение информационных потоков, разделение бюджетной и коммерческой форм по двум учебным управлениям создает определенные трудности в работе факультетов, и такие замечания периодически поступают. Нужна более четкая координация усилий факультетов и учебного управления при лицензировании новых специальностей.

Изменения в хозяйственном механизме и, прежде всего, перевод университета на казначейскую систему исполнения бюджета потребуют от нас совершенствования структуры бухгалтерии и планово-финансового управления.

Стабильность — не застой. Нужна стабильность развития, которая бы стимулировалась, направлялась ректоратом. Это не исключает инициативы снизу, а, напротив, расширяет возможности подразделений. В последние месяцы созданы отделы обеспечения жизнедеятельности, служба недвижимости и земельных ресурсов. Однако ректорату, и в первую очередь первому проректору и проректору по правовым и экономическим вопросам, нужно обдумать перспективу изменений и, по-видимому, разработать управленческую структуру ректората в соответствии с требованиями дня.

Университет сегодня располагает бесценным сокровищем — высококвалифицированными кадрами. Достаточно привести следующие цифры: из 3983 наших преподавателей 748 — доктора наук, 1541 — кандидаты (с совместителями — почти 4,5 тысяч). В этом учебном году произошло увеличение численности профессорско-преподавательского состава на 100 человек. Важно то, что обеспечены условия нормального воспроизводства: количество докторов наук старше 65 лет и до 30 лет примерно одинаково.Университет сегодня располагает бесценным сокровищем — высококвалифицированными кадрами

Я рассматриваю этот факт как положительный, как результат кадровой политики университета, направленной на поддержку творческой молодежи.

Цифры могли бы быть и другими. Но ведь положение учителя (а в России 2 млн учителей и преподавателей школ) остается очень трудным, а ведь развитие образования возможно только через развитие тех, кто учит.

Учитель перестал быть опорой государства, центральным звеном государственной политики в области формирования национального самосознания и воспитания будущих поколений граждан.

Здесь нужны кардинальные меры, и, выступая 27 августа в Минске на научно-практической конференции, посвященной 10-летию образования Содружества независимых государств, я обратилась к руководителям и парламентам всех стран Содружества с предложением законодательного отнесения учителей школ и преподавателей высшей школы к государственным служащим со всеми вытекающими отсюда правовыми и материальными условиями обеспечения их жизнедеятельности.

Конечно, и положение вузовского работника, особенно научного, сегодня далеко от нормы.

Средняя заработная плата штатного сотрудника НИИ по финансированию Министерства образования — 672,62 руб., т.е. 1/3 от прожиточного минимума, а с учетом ежемесячных выплат по договорам подряда — 1293,32, т.е. 2/3 от прожиточного минимума.

Привлечь молодежь на такую заработную плату непросто..

Не намного лучше положение преподавательского состава. В 2000г. заработная плата составила по категориям:
Профессор, доктор наук — 3623,37 руб.
Доцент, кандидат наук — 2490,20 руб.
Ст.преподаватель, кандидат наук — 1736,98 руб.
Ассистент, кандидат наук — 1459,80 руб.
Ассистент — 892,98 руб.
Средняя заработная плата АУП, УВП в 2000г. составила 754,45 руб., а в первом полугодии 2001 года по АУПу — 847 руб. 88 коп.

С 1 июля 2001 года произведена индексация первых 6 разрядов тарифной сетки. Прибавка у первого разряда составит 150 руб., а у шестого около 42 рублей, т.е. это увеличение окладов фактически не изменяет экономическое положение наших сотрудников, а существующая инфляция фактически его ухудшает. Ожидаемое увеличение заработной платы в 1,6 раза несколько улучшит положение сотрудников, работающих на первых 10 разрядах.

Приведенные цифры не настраивают на оптимизм. Они ориентируют на то, чтобы университет искал способы зарабатывания средств, а не рассчитывал только на госбюджет, и использовал заработанное на поддержку сотрудников.

По решению Ученого совета была принята программа социальной поддержки сотрудников. За 6 месяцев 2001 года в ее рамках была оказана материальная помощь сотрудникам в объеме 277,6 тыс. руб.. Оплачено путевок на отдых и лечение в 2001 г. из бюжета 450 тыс. руб., из ЦФ на сумму 1763 тыс. руб., с внебюджетных счетов — 1793 тыс. руб..

Для поддержки низкооплачиваемых сотрудников УВП в 2001 г. предусмотрено 350 тыс. руб. в месяц. Напомню, что в 2000 г. в сентябре, октябре и декабре мы вводили дополнительные выплаты к должностным окладам.

Хочу сообщить вам, что 5 сентября все преподаватели дополнительно получат по окладу.

Наши потребности в бюджетном финансировании на основании действующих норм мы представляем в Министерство образования. Оно утверждает нам лимиты бюджетных обязательств, которые в дальнейшем обеспечиваются. Мы заложили в проект наши потребности по всем статьям расходов в объеме 1 017 296,4 тыс.руб. — утверждены лимиты в объеме 498 999,4 тыс. руб.

Урезание Министерством образования наших потребностей более чем в 2 раза, то есть фактически сохранение финансирования лишь заработной платы, не может обеспечить нормальную деятельность университета, если рассчитывать только на бюджетное финансирование. Существенный вклад в совокупный бюджет университета вносят: платное обучение — 335,5 млн руб., хоздоговорная деятельность — 35,5 млн руб. и прочая внебюджетная деятельность 101,0 млн руб., составляя величину, почти равную бюджетному финансированию. 31.07.2001 г. принято постановление правительства о стипендиях. С 1.09.2001 стипендия аспирантов — 1500 руб., студента — 600 руб.

Экономическое благополучие университета определяется не только текущим финансированием, но и имеющейся материально-технической базой, состоянием и условиями, обеспечивающими ее поддержку и развитие.

Положительный факт — увеличение площадей университета. В состав университета включены две базы практики: Свирская (биолого-почвенного факультета) и Импилахти (геологического факультета). В строй действующих включены здания по ул. Радищева (экономический факультет), по набережной Лейтенанта Шмидта, 6 линия, дом 15 (филологический), Очаковская, дом 9 (для кафедры физвоспитания). Скоро начнутся занятия в здании по Волховскому переулку (факультет менеджмента). Большой объем работ проводится в здании 12 коллегий и Административном корпусе. К 100-летию проводится ремонт НИИ физики, кафедры физкультуры. Вместе с тем актуальной остается проблема получения здания для организации занятий первых двух курсов естественнонаучных факультетов.

На сегодня ГУМТБ имеет перечень аварийных зданий и объектов, их около 30. Разработан план капитального ремонта на 1,2 млрд рублей. Есть наметки по ряду адресов в городе, которые мы бы хотели получить, в том числе здания для естественнонаучных факультетов.

Вместе с тем, есть определенные проблемы. Почему факультеты сами стараются вести ремонтные работы, отвлекая на это не только финансовые ресурсы, но и свои силы?

Противоречия между ГУМТБ и структурными подразделениями отнюдь не в личных взаимоотношениях. Они — в сложившемся экономическом механизме, эффективность которого вызывает много вопросов. Факультеты привлекают для хозяйственных работ сторонние организации, потому что им это более выгодно. Они сами могут контролировать качество работ, выбирать более приемлемые расценки. Но тем самым средства университета отдаются вовне. Они распыляются, а порой тратятся неэффективно.

Известно, что финансово-хозяйственная комиссия вместе с ГУМТБ должны в ближайшее время разработать механизм взаимодействия подразделений университета в решении хозяйственных вопросов. Все работы должны быть согласованы с хозяйственными службами, со службами охраны труда и техники безопасности. Ключевым субъектом здесь должен быть факультет, выступающий заказчиком работ и выполняющий функции контроля качества, но нужно думать и о последующей эксплуатации введенных объектов.

Есть ряд вопросов и к нашему издательству.

За последние 2 года произошли изменения к лучшему: из долгов прежних лет осталось около 10% (вместо 162 работ — 16).

Вместе с тем известно, что многие работы, финансируемые за счет заказчиков, публикуются в других издательствах, т.е. мы сами отдаем деньги на сторону. Ученых не устраивают условия нашего издательства по срокам, а иногда и по качеству.

Ряд деканов факультетов (В.С.Катькало, И.П.Бойко, Н.М.Кропачев, С.И.Богданов, Ю.Н.Солонин, М.А.Шишкина) и директор издательста Д.Ю.Груздев в конце июля представили свои предложения по оптимизации издательской деятельности, увеличению количества выпускаемой литературы и сокращению срока выхода изданий.

Эти предложения будут рассмотрены на внеочередном заседании РИО в первой половине сентября.

В определенной степени есть претензии и в адрес центральной бухгалтерии, ориентированной сегодня на текущую работу.

ГУМТБ, ЦБ и проректору по правовым и экономическим вопросам давно пора закончить инвентаризацию основных фондов. К сожалению, мы живем во многом не по-хозяйски! А нужно беречь каждую копейку, как это все делают в семейном бюджете. Хотелось бы затронуть здесь и вопрос воспитания наших студентов, научить их беречь то, что их окружает — невозможно видеть пятна на стенах только что отремонтированного коридора, следы потушенных о шкафы сигарет и многое другое. Конечно, экономика не самоцель, но только разумное ведение хозяйства обеспечит эффективное выполнение функций университета как научного, образовательного, культурного и политического центра.

И еще один очень важный вопрос — урон от воровства и нашего разгильдяйства. Каждую неделю на ректорских совещаниях мы рассматриваем 2—3 случая.

Общая сумма — приблизительно 28 тыс. руб. (по бухгалтерскому учету), реально — не менее 1 млн руб. за год.

Общее число случаев за год — около 200.

Силами отдела охраны за прошедший учебный год были пресечены 32 попытки хищения материальных ценностей, при этом задержано и передано в органы РУВД 27 человек. В ПУНКе это, в основном, факты кражи цветных металлов и стройматериалов. Немало было отмечено случаев хищения дорогостоящего оброрудования: микропроцессоров от персональных компьютеров, факсимильных аппаратов и другой оргтехники. Очень часто подобные факты происходят из-за халатности самих сотрудников и материально отвественных лиц отделов, кафедр, лабораторий.

Еще более серьезной остается проблема различного рода возгораний. В марте на факультете социологии было возгорание, причиной которого, вероятно, явился непогашенный окурок в урне. Не так давно, в июне этого года, на кафедре радиохимии химического факультета было ликвидировано возгорание, возникшее, скорее всего, из-за непогашенной муфельной печи. Значительные средства понадобились для проведения ремонта в данном помещении.

То, что университет традиционно является базовым для подготовки кадров России, очевидно. Практическим подтверждением роли университета в формировании государственной и общественно-политической элиты общества является деятельность его выпускников во все времена, в том числе и сегодня. Не буду перечислять их фамилии. Они вам всем известны. За прошедший год на базе университета проведено крупнейшее российско-германское мероприятие «Петербургский диалог» с участием президентов двух стран, форум «Гражданское общество».

Университет постоянно посещают руководители государства, общественные деятели. За честь считают побывать в университете главы зарубежных государств и правительств.

Это высокая оценка престижа университета. Общение студентов с выдающимися деятелями имеет большой воспитательный эффект, его трудно переоценить.

Встречи в университете имеют и практическую пользу, как основа для международного сотрудничества университета, включения его в мировое образовательное пространство.

Результаты международного сотрудничества — это 11 структурных подразделений, в их числе канадский и французский колледжи, австрийская библиотека, кабинет ООН, 7 специализированных центров; это 5 совместных образовательных программ.


День первокурсника. 31 августа 2001 г.
Только в 2000/2001 учебном году заключены 18 новых договоров о сотрудничестве.

Университет участвует в 16 проектах INTAS и множестве других.

На факультетах университета за прошлый год работало более 765 иностранных специалистов.

На базе университета было проведено 14 международных конференций.

Новый импульс получает сотрудничество со странами СНГ, что важно не только с государственной точки зрения, но и для того, чтобы поддержать российскую систему образования. Матмех принял первых 30 студентов из Белоруссии.

Понятно, что подготовка кадров зарубежных специалистов — это вопрос укрепления долговременных перспективных связей.

Проведенная с 14 по 21 мая Европейская презентация университета (Бельгия, Люксембург, Голландия) еще раз продемонстрировала высокий уровень научно-образовательных программ и привела к новым серьезным контактам с рядом университетов, институтов и образовательных центров.

Целесообразно в этом учебном году провести презентацию в других странах мира с обязательным участием всех деканов.

Структура Международного управления сегодня не соответствует уровню университета. Нужно серьезно думать о его реорганизации. Идеи у Ю.В.Федотова есть, их надо реализовать.

Политическая функция университета базируется на его образовательных и научных возможностях.

Сегодня университет предоставляет услуги по довузовской подготовке: в Академической гимназии, на подготовительном отделении и подготовительных курсах; по 67 специальностям и 27 направлениям высшего профессионального образования (в т.ч. по 21 направлению подготовки магистров); по программам дополнительного высшего образования, аспирантуры и докторантуры.

Численность студентов по всем формам обучения составила 25142, в том числе на платной форме 5657. Прием этого года по всем формам обучения составил более 6000 человек, в том числе на платной форме 1400. Структура образовательных программ университета постоянно расширяется. Только за прошлый год лицензированы 9 новых специальностей и 3 направления.

Расширение образовательных программ делает университет более привлекательным для абитуриентов. Не случайно конкурс на вступительных экзаменах, несмотря на усложняющуюся демографическую ситуацию, остается высоким.

В этом году он был 3,4 (медицинский факультет — 8,3; журналистики — 5,4; юридический факультет — 4,8; восточный факультет — 4,6; факультет менеджмента — 4,4; философский — 4,3; факультет психологии — 4,2; географии и геоэкологии — 2,8; химический — 3,1; матмех — 2,4; ПМ-ПУ — 2,3; физический — 1,5).

На 790 госбюджетных мест по вечерней форме обучения было подано 2118 заявлений (на 323 меньше, чем в 2000 г.). Конкурс в СПбГУ по вечерней форме обучения составил 2,7 человека на место (2,9 — в 2000 г.)

Наиболее высокий конкурс был на факультетах:
юридическом — 6,7;
биолого-почвенном — 4,2;
филологическом — 3,6;
журналистики — 3,2.

На 440 госбюджетных мест по заочной форме обучения было подано 958 заявлений (на 42 меньше, чем в 2000 г.). Конкурс в СПбГУ по заочной форме обучения составил 2,2 человека на место (2,7 — в 2000 г.).

Кроме этого, 231 заявление (159 — в 2000 г.) было подано на договорные (платные формы) места (по состоянию на 15 августа).

Наиболее высокий конкурс был на факультетах:
юридическом — 6,0;
менеджмента — 3,2;
журналистики — 2,9;
психологии — 2,4.

Мы видим, что число желающих получить образование по вечерней и заочной форме уменьшается.

Текущий год был знаменателен первым выпуском на медицинском факультете. Я еще раз хочу поздравить коллектив этого факультета с этим событием. Особенно приятно было слышать очень высокую оценку председателя ГАК академика И.А.Денисова.

Впервые выпуски состоялись по специальностям «экология», «финансы и кредит», направлениям бакалавриата «лингвистика», направлениям магистратуры «химия», «социология», «экономика», «религиоведение».

Я знаю, сколько труда приложено деканатами и преподавателями, чтобы эти выпуски состоялись, и надеюсь, что выпускники с благодарностью его оценят.

Наши студенты лучшие!

Я это говорю не потому, что мы тоже в массе своей выпускники университета. Лучшие по праву! Команда университета в составе: Николай Дуров, Андрей Лопатин, Виктор Петров — чемпионы мира по программированию. 6 студентов — стипендиаты президента РФ, 6 — стипендиаты правительства РФ, 14 — администрации города; 12 — «Промстройбанка», 13 — фонда им.В.Потанина; 8 — фонда «Великий город»; 5 — академика С.П.Меркурьева.

В Ученом совете университета создана постоянная комиссия по делам обучающихся. Это важное направление работы. Мы, общаясь со студентами на лекциях и семинарах, не всегда успеваем входить в их проблемы. А они, конечно, есть: и экономические, и учебные, и просто жизненные.

Многие из членов Ученого совета помнят обсуждение вопроса о студенческом самоуправлении. Решение принято, но этого самоуправления нет. Профком студентов, единственная общественная организация, занимается выдачей материальной помощи и путевок, организацией вечеров, КВН и многим другим, но со всеми студенческими проблемами ему не справиться.

Есть у нас студенческий клуб со своим штатом. В его коллективах занимаются 270 человек — но студентов только около половины.

Студенческая самоорганизация существует вне зависимости от действий профкома. Но мы о ней порой мало знаем. Анкетирование, которое проводилось профкомом, не предусматривало анализа политической ориентации студенчества, отношения к самоорганизации, способам и методам воспитательной работы в студенческой среде. А это очень важно. У нас сегодня ликвидирован, в основном, институт кураторов. Я все больше убеждаюсь, что он необходим, во всяком случае, на младших курсах.

Предлагаю комиссиям Ученого совета рассмотреть эту проблему более предметно. Всем понятно, что за молодежь борются различные политические силы. Ведь формула «Молодежь — будущее страны» — это не абстрактный лозунг, а реальность, которую мы формируем, создаем в университете. И здесь студенческое самоуправление становится проблемой исключительной важности. Нужна постоянная системная работа с молодежью, и не только в университете, но и в школах.

Университет сотрудничает со многими городскими школами. В основном эта работа носит профориентационный характер, но ее составляющей выступает имиджевая компонента.

Я знаю, с каким уважением относятся школьники к преподавателям университета, выступающим перед ними, но и здесь у нас нормальная организация не отлажена. Вчера в этом зале произошел так называемый городской педсовет, присутствовали директора 750 школ. Очень важно, что впервые он был организован в стенах нашего университета.

Думается, что учебно-методическое управление совместно со студенческим профкомом, студенческими самодеятельными организациями могли бы более эффективно действовать в этом направлении.

Университетская наука занимает главные позиции в Министерстве образования и одно из ведущих место в России, о чем свидетельствуют результаты: 13 патентов на изобретения; 133 премии за научные результаты и т.д.

Но проблем в деятельности научных подразделений много, и они нам известны. Мы опять приходим к вопросу о стратегии развития науки в университете.

Наши проекты создания федерального исследовательского университета, принятие нормативного акта, определяющего статус научного сотрудника, идут с большим трудом. Кадровые изменения, происшедшие в Министерстве высшего образования, не ускорят этот процесс.

Проект «Наукоград» был обсужден на заседании под председательством И.И.Клебанова. Даны поручения первому заместителю министра по науке и экономической политике М.Н.Кирпичникову, председателю Комитета по образованию, науке и культуре при правительстве Н.Д.Подуфалову по подготовке решения о включении «Наукограда» в соответствующие документы с обеспечением финансирования с 2003 года.

Коренные изменения произошли в финансировании и структурном обеспечении НИР. Индивидуальные гранты составляют сегодня более 30% общего научного финансирования.

Из 1286 научных тем (общий объем — 125 млн руб.) лишь 404 финансово обеспечиваются Министерством образования, 12 — по программам Министерства промышленности, науки и технологий и других ведомств, 384 — получили грантовую поддержку РФФИ, РГНФ и других фондов. 388 тем выполнялись на основе хоздоговоров, 43 — финансировались из зарубежных источников.

Результаты исследований нашли свое отражение в 213 монографиях, 362 учебниках, 210 сборниках, 5566 статьях.

Ученые представили свои результаты на 1837 научных конференциях, 421 из них проведена на базе СПбГУ.

Но число научных сотрудников уменьшилось с 1,5 тыс. до 1 тыс., при этом уменьшилось число докторов и кандидатов в связи с частичным переходом на профессорско-преподавательские ставки (800 человек) и в центр сопровождения образовательных программ (550).

Ректорат, научное управление предпринимают значительные усилия по стабилизации кадров научных работников. Нам удалось сохранить основное ядро, а программы поддержки научной молодежи (постдоки), которые мы ведем уже 3 года, обеспечивают восполнение потерь. Однако, следует, во-видимому, пересмотреть стипендию постдоков, так как жить и готовить диссертацию на эти деньги, не подрабатывая, практически невозможно.

Но я должна обратить внимание на то, что и у научного управления есть определенные резервы. Нужно от политики «выживания» переходить к политике активизации, используя не только бюджетные, но и шире — внебюджетные ресурсы. Огромная проблема — университетская библиотека. Идет активная работа в правительстве и администрации президента по выделению средств на реконструкцию здания НИФИ под библиотеку.

Уважаемые коллеги! Совсем немного времени остается до знаменательного юбилея — 300-летия нашего замечательного города и 280-летия университета. Университет как одна из основных градообразующих единиц не только принимает участие в разработке программы подготовки праздника. Многие наши специалисты сотрудничают с городским Комитетом, наши предложения вошли в городской план мероприятий.

Мне представляется необходимым на ближайшем Ученом совете организовать свой собственный Комитет по празднованию юбилея города и Оргкомитет по подготовке празднования 280-летия университета. Не может этот праздник состояться вне нашего участия. Более чем 40 тысячный коллектив университета, надеюсь, поддержит инициативу Ученого совета. Подарками городу к юбилею от университета могли бы быть научные исследования, практическая помощь по благоустройству на территории Васильевского острова, некрополя Смоленского кладбища, где покоятся многие выдающиеся универсанты.

Мы могли бы организовать экскурсии для школьников и учителей в наших музеях и многое другое.

В ближайшие дни будет сформирован Оргкомитет по подготовке 280-летия университета.

 

Уважаемые коллеги!

Я еще раз хочу подчеркнуть, что наше государство вступило в новый этап развития. Политическая стабилизация, упорядочение системы власти создают благоприятную основу для устойчивого развития.

Однако это не означает, что все будет проще, что университет получит бюджетные средства в тех объемах, которые мы запрашиваем. Пока еще не реализовано обещание президента о финансировании университета отдельной строкой в бюджете России.

Грядущий период потребует от нас максимальной организованности, высокой ответственности и инициативности.

Устойчивость общества делает для университета особенно актуальной разработку перспективной программы развития. Для этого у нас есть все ресурсные возможности. Более того, наши сотрудники разрабатывают такие программы для районов города, а своей собственной мы не имеем.

Такие программы должны иметь все факультеты. Они должны быть руководством к действию, тем документом, который после утверждения Ученым советом был бы обязательным для коллектива.

Напомню, что некоторые факультеты представляли Ученому совету концепции развития. Они утверждались, но фактически не выполнялись

Нужны ли такие концепции? Конечно, нет. В то же время анализ работы медицинского факультета показал, сколь важно иметь такой документ и руководствоваться им. Он систематизирует, упорядочивает работу не только деканата, но и всего коллектива факультета. Кстати, все без исключения положения концепции были медфаком выполнены.

Произошедшие в стране в последние годы кардинальные политические и экономические изменения не могли не отразиться на учебной, научно-исследовательской и финансово-хозяйственной деятельности факультетов и университета в целом. Пожалуй, прежде всего и в наибольшей степени реформы изменили требования, предъявляемые к содержанию и качеству экономического образования. Этим объясняется то, что экономический факультет первым в университете разработал и принял Концепцию развития факультета, одобренную в июне 1996 года Ученым советом университета.

В качестве основных направлений развития факультета Ученый совет определил следующие:
открытие перспективных учебных специальностей;
создание новых и структурная реорганизация действующих кафедр;
модернизация материально-технической базы учебного процесса.

Основные результаты прошедших 5 лет реализации Концепции развития экономического факультета таковы:
открыт прием по 4 новым специальностям;
открыта кафедра страхования и завершается подготовка к открытию кафедры прикладной информатики в экономике;
бюджетный прием за последние 5 лет увеличен на дневное отделение на 100 человек, на вечернее — на 70 и на заочное — на 30. Ежегодно факультет принимает 120-130 студентов на договорной основе и примерно 200 лиц с высшим образованием для получения университетского экономического образования;
книжный фонд библиотеки увеличился более чем вдвое. Библиотека полностью компьютеризирована, создан электронный каталог книг и журнальных статей.

Выделенное факультету второе учебное здание площадью 2400 кв. м капитально отремонтировано за счет средств факультета.

В январе 1998 года Ученый совет университета одобрил Стратегию развития факультета менеджмента на период с 1998 по 2001 год, принятую факультетом в декабре 1997 года. За истекшие три с половиной года факультет менеджмента развивался столь динамично, что реализовал практически все, что было определено Стратегией развития:
- Проведено лицензирование, открыты и успешно реализуются новые основные образовательные программы;
- Всего в начинающемся учебном году на факультете реализуются основные образовательные программы по 4 специальностям и по направлению «менеджмент».

Открыты четыре новые кафедры:
- стратегического управления и маркетинга (1998),
- управления персоналом (1998),
- информационного менеджмента (1999),
- международного менеджмента (2000).

Общая численность студентов дневной и заочной форм обучения выросла за период с 1999 по 2001 год с 400 до 900 человек. С 2000 года реализуется программа дополнительного высшего образования «Мастер делового администрирования» для менеджеров высшего и среднего уровня. В 2000 году факультет стал крупнейшим учебным центром Санкт-Петербурга по реализации Президентской программы переподготовки управленческих кадров для народного хозяйства Российской Федерации.

В 1998 году открыта аспирантура по специальности «организация производства», с 2000 года, в связи с изменением номенклатуры специальностей, — по специальности «экономика и управление народным хозяйством».

Опыт ряда факультетов: медицинского, международных отношений, юридического, менеджмента, экономического показал, что непосредственное участие профессорско-преподавательского состава в выборе приоритетов развития факультета не только обеспечивает учет объективных тенденций в развитии науки и образования, но и создает благоприятные условия для реализации самостоятельно принимаемых на себя факультетом обязательств.

Для того чтобы обеспечить практическую значимость, реальность концепций развития необходимо, чтобы Ученые советы, их утверждающие, предусматривали механизм контроля. А в составе Ученого совета университета, наверное, необходимо образовать постоянно действующую комиссию. Может быть, целесообразно и в ректорате создать группу развития в составе служб проректора по правовым и экономическим вопросам под руководством первого проректора.

И последнее, о чем я хотела бы сказать: имидж университета.

Мы внутри университета, как представляется, порой переоцениваем свою самодостаточность. Да, мы ведущий вуз города и России. Приятно было видеть в газете «Поиск» от 3.08.2001 в рейтинге вузов России опять наш университет на 1 месте. Да, мы старейший и лучший вуз. Но посмотрите, сколь агрессивна реклама Гуманитарного университета профсоюзов. И она играет свою роль. Имиджевая политика нашего университета нуждается в корректировке, я бы сказала, в серьезной реорганизации. К сожалению, наши ведущие профессора и специалисты не столь часто выступают в средствах массовой информации.

И здесь я хотела бы выразить благодарность Г.А.Соболеву, возглавившему «Исторический клуб» на городском радио.

Я считаю, что проректору С.Г.Еремееву нужно выработать схему взаимодействия с газетами, радио и телевидением, чтобы они обращались к университетским ученым, чтобы университет был постоянно на слуху у жителей города и страны.

Мы планируем провести в 1-й половине сентября прием для представителей всех средств информации России, но его нужно подготовить, нужна наша программа, на которую бы работали СМИ.

Такие встречи должны быть регулярными.

Полагаю, университетское понимание целей и перспектив высшего образования, ясное видение достоинства фундаментального образования помогут высшей школе России и обществу в целом противостоять давлению краткосрочного мышления, демонстрируемого частью политической элиты и представителями далекого от наукоемких технологий бизнеса.

Уважаемые коллеги! Дорогие универсанты!

Университет, несмотря на свой возраст, молод по определению.

Вы своим трудом, своим отношением, поведением, действиями создаете будущее России. Я верю в то, что оно прекрасно, и надежду на это вселяют наши студенты: и выпускники, которые покинули стены alma mater, и первокурсники, переступившие ее порог сегодня.

Уважаемые коллеги! Я от всей души поздравляю вас с началом учебного года. Желаю всем здоровья и творческих успехов.

Спасибо за ваше служение университету. Ректор ничего не может сделать один. От всей души хочу поблагодарить деканов факультетов, директоров институтов, моих помощников, проректоров, главного бухгалтера Р.И.Цветова и начальника ПФУ Г.Н.Григорьеву, дружную ректорскую команду. Это наш общий отчет.

Спасибо за внимание.