Международное сотрудничество

Европейская презентация Санкт-Петербургского университета

Европейская презентация Санкт-Петербургского университета в странах Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург) прошла 14—23 мая. Она была инициирована и организована министерствами иностранных дел и образования Российской Федерации, Росзарубежцентром. СПбГУ первым из российских университетов и впервые в Европе комплексно представил свои достижения в области образования и научных исследований.

В майской акции приняли участие деканы факультетов, проректоры во главе с ректором университета Л.А.Вербицкой. 14 мая в Брюсселе петербуржцы встретились с заместителем Генерального комиссара по внешним связям Французского сообщества Бельгии Ш.-Э.Лагассом, 15 мая — с руководителем департамента Администрации внешних связей Фламандского сообщества Бельгии Ф.Эвенсом.

В тот же день в Брюсселе в “Русском доме” Росзарубежцентра состоялось официальное открытие Европейской презентации СПбГУ, на котором выступили представители посольства РФ в Бельгии, первый заместитель министра образования Российской Федерации В.М.Жураковский, директор Бюро Совета Европы по связям с ЕС Т.Уштерлони. В адрес представителей СПбГУ прозвучало послание генерального секретаря Совета Европы, в котором, в частности, говорится: “Выражаю свое удовлетворение по поводу того, что один из самых крупных российских университетов представляет сегодня итоги своих исследований широкой европейской публике. Масштабное участие академических высших учреждений стран, которые вступили в Совет Европы за последние 10 лет, в общеевропейской академической жизни и сотрудничестве является одной из наших главных задач в области образования. Желаю вам всяческих успехов в этом процессе и выражаю надежду, что через 10 лет российские университеты будут еще лучше интегрированы в это сотрудничество. Университет Санкт-Петербурга будет находиться среди тех из них, которые первыми проложили дорогу к такому развитию”.

Презентацию вели ректор университета Л.А.Вербицкая, проректор по науке В.Н.Троян и проректор по международным связям Ю.В.Федотов. Здесь впервые были представлены специально подготовленные мультимедийные материалы о деятельности Петербургского госуниверситета. Факт возросшего интереса к образованию в России подкреплялся полным залом во время церемонии открытия. (Как выяснилось, многие ехали на эту встречу за 300—400 километров.) О том, что российское правительство придает важное значение европейской презентации СПбГУ, свидетельствовало участие в большинстве мероприятий программы заместителя министра образования РФ В.М.Жураковского и организационная поддержка, оказанная универсантам российскими посольствами в странах Бенилюкса. Делегация СПбГУ была принята послами РФ в Бельгии, в Люксембурге, в Нидерландах, представительством РФ при ЕС.

В течение недели состоялись рабочие встречи в университетах Антверпена, Гента, Люксембурга, Брюсселя, в Луенском католическом (франкофонийском) и Левенском католическом (фламандском) по единому сценарию: взаимная презентация университетов, конкретное обсуждение на факультетах и кафедрах перспектив сотрудничества.

16 мая подписан Договор о сотрудничестве с Брюссельским институтом переводчиков (ISTI), 17 мая — Меморандум о намерениях со Свободным Брюссельским университетом.

В течение недели прошли встречи в научно-консультативном совете НАТО, в Комитетах по культуре, делам молодежи, образованию и СМИ Европарламента, Министерстве культуры, высшего образования и научных исследований Люксембурга, с представителями программы ТАСИС.

В результате европейской презентации обсуждена предварительная программа сотрудничества с шестью университетами, включающая обучение студентов, научные исследования, обмен учеными и преподавателями для чтения лекционных курсов, организацию стажировок, совместное руководство диссертациями. Юристы обсудили возможность организации совместных магистерских программ по праву Европейского Союза, подготовку совместных монографий по сравнительному правоведению, праву Европейского Союза и законодательству стран Европы. Факультет международных отношений планирует в марте 2002 года провести в Левенском католическом университете (фламандском) школу для студентов СПбГУ на тему “Актуальные проблемы современных межвузовских отношений и европейской интеграции”, а в апреле — на базе СПбГУ школу для студентов Левенского католического университета на тему “Актуальные проблемы внутренней и внешней политики России и стран СНГ”. Физический факультет включится в сотрудничество с CERHON по созданию компьютерной видеосети для проведения дистанционных телеконференций СПбГУ—CERN—СПбГУ—YU в рамках программы исследований НАТО. Антверпенский университет для студентов биолого-почвенного факультета СПбГУ организует на базе летних курсов практику в области молекулярной и клеточной биологии. Пока это предварительные соображения, а проекты будут формироваться осенью.

Комментируя итоги встречи, проректор по международным связям Ю.В.Федотов отметил:

— Во время посещения университетов Бельгии, Люксембурга и Нидерландов все мы полнее осознали, что в мировом академическом сообществе стремительно набирает силу процесс интернационализации образования и, в первую очередь, высшего. Поэтому понятно, что привычные нам внутренние критерии оценки учебной и научной деятельности университета или иного вуза должны быть дополнены системой “внешних” показателей, характеризующих его конкурентоспособность на международной арене. Когда мы говорим о науке в университете, то справедливо гордимся числом защищаемых нашими сотрудниками докторских и кандидатских диссертаций, количеством публикаций (большинство которых, естественно, печатается у нас в стране и, могу предположить, в нашем университете), результатами наших исследований, числом проведенных конференций и т.д. Однако при представлении исследовательской деятельности университета на международной арене наших коллег гораздо более интересует число международных патентов, количество международных исследовательских проектов, например, проектов ИНТАС или НАТО, опубликованных в ведущих международных журналах статей и книг, изданных за рубежом, объем исследовательских услуг, оказываемых высокотехнологичным компаниям и т.п. Аналогичным образом происходит и смещение приоритетности оценок образовательной деятельности университета. Наряду с общей информацией о номенклатуре образовательных программ (бакалавр, специалист, магистр, аспирант, переподготовка, повышение квалификации) и перечне специальностей, количестве студентов и т.п., что привычно для нашей внутренней характеристики вуза, особый интерес вызывают численность иностранных учащихся, количество учебных программ, реализуемых на иностранных языках, наличие системы трансферта получаемых студентами оценок в принятую в их родном вузе (по сути системы ECTS — European Credit Transfer System), доступ к Интернет- ресурсам, участие университета в международных образовательных сетях и проектах, количество совместных международных образовательных программ, наличие т.н. “летних школ” для иностранных студентов и т.д.

К сожалению, по многим из этих интересовавших зарубежных коллег параметров наш университет далек от стандартов, принятых среди международно признанных лидеров. Да, у нас высокое, соответствующее мировым стандартам качество обучения, что подтверждается фактом успешного карьерного роста наших выпускников как в российских, так и в зарубежных компаниях, учреждениях науки и образования, органах государственной власти. У нас есть 8 Нобелевских лауреатов, которые в своей научной или учебной деятельности так или иначе были связаны с нашим университетом. Наши студенты-математики второй год выигрывают мировое первенство по программированию среди почти 2500 университетских команд, что говорит само за себя.

Но при этом мы крайне мало можем предложить зарубежному студенту, который готов приехать в столь замечательный университет на включенное или дипломное обучение. На сегодня в университете имеется всего лишь одна полностью англоязычная программа, подкрепленная ECTS, — магистр международного бизнеса на факультете менеджмента. Поэтому естественно, что основная часть иностранных студентов едет к нам изучать русский язык и литературу. Такая однобокость номенклатуры программ приводит к существенному “недобору” иностранных студентов, большинство которых учатся на контрактной основе. Она, понятно, невыгодна университету — мы упускаем значительный по объему источник дохода, сужаем реализуемое через наших иностранных выпускников геополитическое влияние России. Конечно, все можно оправдать языковым барьером, но вряд ли от этого нам станет лучше и повысится наш международный авторитет. Нужно просто работать в этом направлении. В данном контексте показателен пример скандинавских стран и стран Бенилюкса. Университеты этих малых стран Европы решили языковую проблему через разработку соответствующих учебных курсов и программ на иностранных языках, в первую очередь английском, через активное участие в международных исследовательских программах и проектах (заметим, что франкофонийские университеты Бельгии и Люксембурга сделали то же самое, хотя у них языковой проблемы, по сути дела, нет). Этим путем должны идти и мы, если действительно хотим быть мировым лидером науки и образования, как записано в стратегии развития нашего университета. Актуальность задачи выхода на международный рынок образовательных и исследовательских услуг возрастает в свете происходящих в мировой экономике процессов глобализации. Сейчас ВТО и ГАТТ обсуждают вопрос об открытии национальных рынков образования для иностранных вузов. Положительное решение данной проблемы — дело не столь уж отдаленного будущего, о чем свидетельствуют результаты Пражской встречи министров образования стран Европейского Союза в мае этого года и недавно опубликованный меморандум. Россия, вступив в ВТО, должна будет принять это условие, а мы, в свою очередь, должны быть готовы конкурировать с зарубежными вузами. Мне кажется, что осознание всеми членами делегации важности описанных выше аспектов деятельности нашего университета, признание высокой приоритетности международной деятельности вверенных им подразделений являются одним из важнейших результатов этой поездки. Я очень надеюсь, что помимо новых научных и образовательных проектов и программ, которые появятся в результате наших визитов в университеты, факультеты начнут работы по подготовке востребованных международным рынком курсов и программ, большее внимание уделят работе с иностранными учащимися и межвузовскому сотрудничеству.

Не менее важно и то, что во время поездки мы познакомились с существующей системой “русских домов”, выстроенной Росзарубежцентром, и достигли предварительной договоренности об использовании этой системы в интересах университета.

P.S. В подтверждение сказанного: после возвращения университетской делегации из поездки по странам Бенилюкса в период с 6 по 13 июня в СПбГУ побывали делегации четырех американских университетов: штата Виржиния, штата Канзас, Мерилендского и Нью-Йоркского. Основной целью всех визитов было выяснение возможностей направления к нам на обучение своих студентов (речь даже шла о возможности открытия ими своих административных офисов, которые бы занимались организацией и координацией учебы своих студентов в СПбГУ). Причина одна — все университеты считают интернационализацию обучения студентов стратегически важным направлением своей деятельности. Так, в Университете штата Виржиния поставлена задача довести долю студентов, выезжающих за годы учебы в университете на включенное обучение за рубеж, до 80 процентов.

Материал к публикации подготовила Ирина СЛОВЦОВА