Решение принято

Принята новая редакция Устава Санкт-Петербургского государственного университета

Восемнадцатого июня состоялась Конференция научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся Санкт-Петербургского государственного университета. На повестке дня стояло несколько вопросов: “Об изменении состава Ученого совета”, “Об итогах российских конференций по проблемам модернизации образования”, “О внесении изменений в действующий Устав СПбГУ”.

Ректор СПбГУ Л.А.Вербицкая выступает на открытии конференции
Ректор СПбГУ Л.А.Вербицкая выступает на открытии конференции.
Выступившая на открытии конференции и с сообщениями по первым двум вопросам ректор университета Л.А.Вербицкая подчеркнула важность встреч, на которых присутствуют и члены Ученого совета, и делегаты всех подразделений университета. У администрации появляется возможность проинформировать университетскую общественность о деятельности Ученого совета, рассказать о важных событиях, участником которых стал университет в апреле-июне. К сожалению, не все избранные делегаты (288) сочли для себя возможным присутствовать на конференции (187). Это несколько снижает оптимистичность отношения к событию. Л.А.Вербицкая выразила надежду, что причины отсутствия большой группы делегатов были достаточно весомы, чтобы не представлять интересы своего коллектива при обсуждении столь важного вопроса, как внесение изменений в Устав университета.

Изменения и дополнения, которые предложила внести в новую редакцию университетская Уставная комиссия, комментировал собравшимся проректор по правовым и экономическим вопросам М.В.Кротов. Одни изменения внесены по велению времени — в связи с принятием новых редакций законов “Об образовании”, “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”, “О науке и государственной научно-технической политике”, а также нового Типового положения “О высшем учебном заведении”, другие продиктованы насущными потребностями самого университета. В результате обсуждения большинством голосов была принята новая редакция положений Устава СПбГУ. Изменения и дополнения внесены в пункты 1, 3, 8, 9, 15, 21, 22, 24, 31, 35, 39, 46, 64, 69, 70, 72, 74, 77, 79, 80, 82, 84, 101.

Отдельные положения Устава с внесенными поправками редакция “СПбУ” попросила прокомментировать проректора по правовым и экономическим вопросам Михаила Валентиновича Кротова.

(Чтобы избежать лишнего дублирования текста, изменения и дополнения выделены курсивом).


3. Университет является юридическим лицом, имеет собственную символику и наименование, обособленное имущество, закрепленное на праве оперативного управления, смету и самостоятельный баланс, расчетные и иные, в том числе в иностранной валюте, счета в отделениях Федерального казначейства РФ, банковских и других кредитных учреждениях, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, а также иные печати, штампы, товарный знак, собственный герб и иную символику.

8....Структурные, в том числе обособленные, подразделения Университета создаются по решению Ученого совета Университета и осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями, утверждаемыми Ректором Университета. Обособленные подразделения имеют отдельную смету доходов и расходов и ведут самостоятельный бухгалтерский учет. (Далее по тексту)

Комментарий: Такой пункт (8) имеется во всех типовых положениях о подразделениях Университета, согласно закону “Об образовании”, и должен быть сформулирован также в Уставе. В данном случае мы фиксируем то, что уже имеется на практике и должно быть приведено в соответствие с требуемыми стандартами правительственных документов. Пункт о казначействе и сметах внесен в соответствии с законодательством и по требованию самого казначейства.

Слева проректор по правовым и экономическим вопросам М.В.Кротов, справа — проректор по науке В.Н.Троян
На Конференции научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся в СПбГУ. Слева проректор по правовым и экономическим вопросам М.В.Кротов, справа — проректор по науке В.Н.Троян.
9. Университет вправе создавать и вступать в объединения юридических лиц (ассоциации, союзы), учреждать некоммерческие и иные организации, деятельность которых направлена на реализацию основных целей деятельности Университета.

Комментарий: Деятельность университета в настоящее время значительно многограннее того, что было записано в первой редакции Устава. Существовавшая формулировка о создании и вступлении только в объединения юридических лиц сужала наши возможности. Компании и фирмы, с которыми мы имели партнерские отношения, задавали нам вопрос, на основании какого документа мы можем участвовать в создании той или иной организации. Новая редакция этого положения в Уставе позволит действовать нам уже более обоснованно.

15. Факультеты, научно-исследовательские институты, учебные, учебно-научные и научные базы, заповедники, опытные производства, другие учебные, учебно-научные, научные, вспомогательные подразделения Университета могут объединяться в учебно-научные центры — УНЦ. Общее руководство УНЦ осуществляется Ученым советом УНЦ, в состав которого избираются представители подразделений, входящих в состав УНЦ. Возглавляет УНЦ декан факультета УНЦ. Учебно-научные центры могут частично или полностью осуществлять правомочия юридического лица по доверенности Ректора Университета.

Комментарий: Ранее в документах университета было отражено лишь правило о том, что УНЦ возглавляет Ученый или объединенный совет, но не зафиксирован регламент управления УНЦ. Классический вариант учебно-научного центра – это сочетание факультета и научно-исследовательского института. Возросшее сегодня в университете число факультетов не исключает вариант объединения в УНЦ нескольких факультетов. Уставной комиссией была предложена на этот случай формулировка: “Возглавляет УНЦ декан профильного факультета УНЦ”, но делегаты ее не одобрили, посчитав не совсем корректной. На мой взгляд, напрасно, поскольку любая норма (а положение устава — это норма) предполагает разрешение конфликта. Пока нет таких случаев, чтобы в УНЦ объединились несколько факультетов, но ситуация может возникнуть в любое время, и как тогда будет решаться вопрос об управлении УНЦ? Декану какого факультета отдадут предпочтение подразделения будущего УНЦ? Предложение о выборе профильного факультета давало потенциальную возможность задуматься об этом заранее.

31. Внесено дополнение:

Организация учебного процесса в университете по образовательным программам высшего профессионального образования регламентируется рабочим учебным планом по направлению подготовки (специальности) и расписанием учебных занятий для каждой формы обучения, которые разрабатываются и утверждаются университетом самостоятельно на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, примерных образовательных программ, учебных планов по направлению подготовки (специальности) и программ дисциплин, утверждаемых федеральным органом управления образованием. При этом примерный учебный план и программы дисциплин имеют рекомендательный характер.

Комментарий: По сути, здесь констатируется то, что имеется в действительности: университет, как одно из ведущих учебных заведений страны, самостоятельно разрабатывает и утверждает свои образовательные программы. При этом за преподавателем остается право вести курс сообразно своей научной позиции и пониманию предмета.

35. Изменен полностью:

Студенты университета, обучающиеся по очной форме обучения, получающие образование за счет средств соответствующего бюджета, обеспечиваются стипендиями в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, определяемом Ученым советом университета.

Университет в пределах имеющихся бюджетных и внебюджетных средств самостоятельно разрабатывает и реализует меры социальной поддержки студентов, в том числе устанавливает в зависимости от их материального положения и академических успехов стипендии, пособия и другие социальные выплаты.

Университет имеет право устанавливать именные стипендии.

Комментарий: Если раньше стипендиальный фонд складывался из госбюджетных ассигнований и иных доходов, общая сумма которых делилась на число лиц, обучающихся на госбюджетной основе, то после выхода закона о стипендиях (где речь идет о размере стипендии не менее 200 рублей) ситуация изменилась. 35 пункт Устава сформулирован в соответствии с типовым положением о стипендиях, и Ученый совет университета теперь вправе сам решать вопросы о порядке выплаты стипендий, а иные меры социальной поддержки определять самостоятельно.

39. Студент может быть отчислен из Университета
— по собственному желанию, в том числе в связи с переводом в другой вуз;
— за академическую неуспеваемость;
— за нарушение условий договора (для обучающихся на платной основе);
— за нарушение обязанностей, предусмотренных Уставом Университета, и правил внутреннего распорядка Университета;
— за предоставление в качестве курсовой или выпускной квалификационной работы, работы, выполненной другими лицами;
в случае невозможности выполнения учебного плана по направлению (специальности) по медицинским показаниям.
Далее по тексту.

Комментарий: Последнее время на факультетах участились случаи, когда в качестве курсовых и даже дипломных работ представлялись материалы, ранее выставленные другими авторами в сети Интернет. Держатели сайтов покупают у студентов их курсовые и дипломные работы (или получают их в дар) и представляют для "всеобщего прочтения". Студенты иной раз не удосуживаются не то что "подредактировать" заимствованный текст, но хотя бы прочитать "свой" материал, представленный к защите. Это, на мой взгляд, оборотная сторона информационной открытости.

Вопрос можно рассматривать с нескольких сторон. Если с юридической, то лже-курсовая — это плагиат, который подпадает под соответствующую статью Уголовного кодекса о нарушении авторских прав. Если с нравственной, то студент университета должен иметь определенные моральные принципы, границы которых переходить нельзя. Наверное, иногда честнее просто отказаться от защиты диплома, чем представлять в таком “интернетовском” виде.

Что касается последней формулировки — о медицинских показаниях, — то ситуация в университете сложилась следующая. На “полевых” факультетах перед выходом на летнюю практику иногда до двух третей студентов курса имеют противопоказания от прививок по состоянию здоровья. Без вакцинации ехать в регионы, где проходит практика, нельзя. Как будущий биолог, геолог, географ могут освоить специальность, не проходя практику? Право на получение образования они имеют, но учебный план не выполняют. Это — лишь видимая часть проблемы, в которой единым узлом завязались и желание родителей любой ценой “запихнуть” любимое чадо в университет, помогая тем самым избежать армии, и ситуация с резким ухудшением здоровья выпускников школ. Министерство образования и прокуратура не идут нам навстречу и не разрешают нам требовать медицинские справки при зачислении на “полевые” факультеты. Мы же не хотим идти на поводу у ситуации. Человек не может освоить профессию, если он не способен пройти практику. Поэтому в Уставе сделана новая запись о причинах отчисления. Это не обязанность, это право факультета таким образом решать столь сложный вопрос. Родители должны об этом знать, чтобы не создавать себе лишние проблемы уже через год после зачисления их чада на факультет, предъявляющий определенные требования к состоянию здоровья студента.

79. ...Положение о порядке замещения должностей профессорско-преподавательскго состава образовательных учреждений высшего профессионального образования Российской Федерации утверждается Минобразования России.

При выявлении нарушений установленного указанным Положением порядка проведения конкурса на замещение должностей доцента, старшего преподавателя, преподавателя, ассистента ректор вправе направить конкурсные материалы на повторное рассмотрение в ученый совет факультета (УНЦ) либо представить их на рассмотрение Ученому совету Университета для проведения конкурсного отбора и принятия окончательного решения.
Далее по тексту.

Комментарий: Замещение всех должностей научно-педагогических работников, за исключением должностей декана факультета и заведующего кафедрой, производится по трудовому договору (контракту), заключаемому на срок до пяти лет. Замещению должностей научно-педагогических работников предшествует открытый конкурс. Если на следующий срок кандидат не избирается, не проходит по конкурсу, договор, естественно, с ним не заключается, и он увольняется. Иногда возникают ситуации, когда решение Ученого совета факультета о том или ином кандидате на должность обжалуется — либо речь идет о формальных нарушениях, либо о нарушении требований кворума. В этих случаях решение конфликта оставляется на усмотрение ректора. В Уставе оговаривается также возможность для ректора вынести вопрос на большой Совет.

101... Университет вправе выступать, в соответствии с действующим законодательством, в качестве арендатора и/или арендодателя имущества. Сдача в аренду закрепленных за университетом на праве оперативного управления объектов собственности, а также земельных участков осуществляется с согласия Ученого совета университета. Средства, полученные Университетом в качестве арендной платы, используются на обеспечение и развитие образовательного процесса.

Комментарий: Университет — государственное учреждение и распоряжается имуществом на праве оперативного управления. Государственные необразовательные учреждения не имеют права выступать арендодателями. Это делает от имени государства КУГИ. Закон “Об образовании” разрешает образовательным учреждениям вопросы аренды решать самостоятельно. Несколько судебных разбирательств было и в Москве, и в Петербурге, когда КУГИ оспаривало это положение, но, тем не менее, оно осталось. Мы в своем Уставе лишь фиксируем то, что утверждено законодательно и имеется фактически. Доходы от аренды, которые реинвестируются в образовательный процесс, не облагаются налогами и поступают на наши счета в отделениях Федерального казначейства РФ.

Материал к публикации подготовила Ирина Словцова Фото Александра ТАРАНА