Визитная карточка

Вторая письменность

70 лет кафедре картографии

Карты, как и книги, окружают нас с ранних лет и сопутствуют нам всю жизнь. Они не изменимо расширяют границы нашего личного опыта и являются средством передачи накопленных знаний следующим поколениям. Крупнейший отечественный картограф профессор К.А.Салищев справедливо писал, что карты, и особенно большие комплексные атласы, смело можно поставить в ряд с великими достижениями общечеловеческой науки и культуры.

Картография — наша вторая письменность, а может быть, и первая, если иметь в виду время ее появления. Она возникла на заре человеческого общества и сопровождает его через все века, сначала как способ описания, а затем как метод изучения окружающего мира.

По мере того, как совершенствовались карты и усложнялось их производство, росли требования к знаниям и умению профессионалов-картографов, возникала необходимость в их специальной подготовке.

Профессиональное картографическое образование начало складываться в России в XVIII в., но в основном как инженерное, техническое. Необходимость географизации картографии была осознана в начале XX в., что и привело к созданию университетских кафедр, среди которых первой была кафедра картографии Ленинградского (Санкт-Петербургского) университета. Ее предшественницей является кафедра топографии и картографии, входившая в структуру Географического института. После присоединения в 1925 г. Географического института к Ленинградскому университету кафедра картографии и топографии вошла в состав географического факультета и с 1928 г., откликаясь на требования практики и учитывая пожелания студентов, начала подготовку специалистов в области картографии. Официальное учреждение кафедры картографии на географическом факультете Ленинградского университета последовало 28 мая 1931 г. Эта дата и отмечается нами как день рождения кафедры.

Основателем и первым заведующим кафедрой был В.В.Бородин. С 1931 по 1946 г. кафедру возглавлял А.В.Граур, крупный ученый, прекрасный организатор и педагог, профессор Артиллерийской академии — автор капитальных учебников по картографии и геодезии.

В первый период истории кафедры, длившийся до окончания Великой Отечественной войны, основное внимание уделялось учебно-методическим вопросам, определению структуры и профиля кафедры. Для разработки первого учебного плана картографической специальности была создана авторитетная комиссия под председательством акад. Ю.М.Шокальского.

Ведущую роль в этом процессе играл А.В.Граур. В соответствии с его взглядами подготовка картографов должна была охватывать все этапы создания карт — от астрономо-геодезического обоснования до издания. Подобная широта профиля кафедры картографии нашего университета всегда отличала ее от других университетских кафедр, ориентированных в основном на камеральные, картосоставительские работы. Заданное А.В.Грауром направление в формировании кафедры позволило в дальнейшем проф. Л.Е.Смирнову сформировать научно-педагогическую школу, отличающуюся широтой научных интересов и глубиной географо-картографического образования.

В годы Великой Отечественной войны деятельность кафедры была в значительной мере приостановлена. Шесть сотрудников кафедры ушли на фронт. Студенты старших курсов завершали свое образование при университете Саратова, куда был эвакуирован Ленинградский университет.

Послевоенный период в развитии кафедры ознаменовался дальнейшим совершенствованием подготовки картографов. При организации учебного процесса кафедра всегда исходила из представления, что особенностью университетского образования картографов, в отличие от технического, является глубокое знание теоретической и оригинальной географии, тематического картографирования и картографического метода исследования.

Другим непременным правилом является следование новым тенденциям в отечественной и мировой картографической науке и учет достижений картографической практики. Этому способствует тесный контакт со всеми картографическими предприятиями Петербурга, а также кафедрами других университетов России, Украины, Белоруссии и др.

С первых лет и до настоящего времени перечень традиционных основополагающих учебных курсов — математической картографии, геодезической основы карт, проектирования и составления карт — был сохранен, но существенно расширен и дополнен новыми дисциплинами.

Так, например, был введен курс “Аэрокосмическая картография”, включающий в себя три раздела: “Съемка”, “Фотограмметрия”, “Дешифрирование снимков”.

В 50-х годах прошлого столетия был введен курс “Морская картография”, и до начала 90-х годов кафедра картографии ЛГУ оставалась единственным центром подготовки морских картографов. Поэтому есть основания утверждать, что едва ли не к каждой морской навигационной карте прикоснулись руки выпускников кафедры.

Следующим шагом совершенствования подготовки специалистов было преобразование дисциплины “Картометрия” в более широкий курс “Картографический метод исследований”.

Затем, в связи с возникшей необходимостью в картографическом обеспечении охраны и использования природных ресурсов, учебный план пополнился новой дисциплиной “Экологическое картографирование”.

И, наконец, успехи в освоении космоса и развитие космических съемок привели к тому, что стала интенсивно развиваться внеземная картография. Появилась, по сути дела, новая область картографирования, что послужило основанием для введения учебного курса “Картографирование планет”.

На рубеже XIX и XX веков, то есть примерно сто лет назад — совсем недавно — картография стала осознавать себя наукой. С тех пор и до настоящего времени не прекращаются попытки сформулировать суть картографии в виде бесспорного определения. Впрочем, развитию практической картографии теоретические поиски пока что не мешают. Они свидетельствуют лишь о том, что картографическая наука — это наука живая. Перефразируя известную пословицу, можно сказать, что когда теория готова, науке пора умирать. Картографии это пока не грозит, но не может не отразиться на содержании учебных курсов и научной работе, ведущейся на кафедре.

За прошедшие годы картография пережила не одну “революцию”, когда менялись способы создания карт, внедрялись новые технические средства и технологии. Но самые большие, радикальные изменения в картографию внесла и вносит компьютеризация. Изменения в технических средствах и способах геодезических, съемочных, картографических работ привели к внедрению курсов специализированного программирования, компьютерного картографирования.

Компьютерная технология картографирования развивается очень быстро, правда, неясно, куда она нас ведет. С одной стороны, успехи компьютерной графики способствуют развитию картографического производства. Во всяком случае, она основательно потеснит, если не вытеснит, ручное картографическое черчение. С другой стороны, следует опасаться, что на путях прогресса картография потеряет сама себя, заблудившись в сетях телекоммуникаций. Такая опасность вполне реальна. Успокаивает лишь то, что всякая “революция”, как свидетельствует простой житейский опыт, в том числе “революция компьютерная”, обещает больше, чем реализует.

В настоящее время кафедра готовит профессионалов-картографов по одной специальности “картограф” или “географ-картограф”. Но фактически, хотя и не официально, студенты специализируются по четырем направлениям.

Первое и традиционное направление — проектирование и составление общегеографических и тематических карт с акцентом на карты экономико-географические, ландшафтные, геологические, социально-географические и др.

Второе направление — топографо-геодезическое, дающее обширные теоретические познания в области высшей геодезии и математической обработки результатов измерений.

Третье направление — аэрокосмическая картография, дающая знания и навыки практической обработки результатов съемки.

Четвертое направление — компьютерное картографирование, создание и использование геоинформационных систем (ГИС).

Сейчас мы готовы сделать еще один шаг вперед и лицензировать еще одну специальность — “информационные системы в картографии”. Однако первые же попытки осовременить учебные планы за счет геоинформатики столкнулись с отсутствием единой концепции. Разумное сочетание географической картографии с геоинформатикой еще созревает.

За прошедшие 70 лет кафедра подготовила более тысячи специалистов, плодотворно работающих в различных картографических и топографо-геодезических предприятиях. Это прежде всего картфабрики и предприятия “Роскартографии”, Центральное картографическое производство ВМФ, ведомственные картфабрики (геологическая, военная и пр.), многочисленные проектные организации, научно-исследовательские институты и др.

Питомцы кафедры возглавляют Трест геодезических работ и инженерных изысканий С.-Петербурга, Геолого-геодезическую службу при администрации нашего города, отдел картографии Российской Национальной библиотеки, работают в Якутском и Архангельском университетах.

Помимо подготовки профессионалов-картографов, кафедра ведет обширные курсы геодезии, картографии, аэрокосмических методов для студентов всех географических специальностей для геологов и почвоведов.

Напряженная учебная работа кафедры сочетается с интенсивными научными исследованиями. Успешно развивается тематическое картографирование в таком направлении, как картографирование полигосударственных социально-экономических систем. Значительная часть исследовательских работ посвящается решению задач использования материалов аэрокосмических съемок в географических исследованиях. Осуществлялась программа по определению фундаментальных картометрических характеристик Мирового океана (по заказу Главного управления навигации и океанографии СССР).

Исследования в области трехмерной картографии и эксперименты по совершенствованию морских карт привели к изобретению новых по форме карт, что закреплено авторскими свидетельствами.

Сотрудники кафедры принимали активное участие в гляциологических исследованиях на ледниках Памира.

Новейшие проблемы, возникающие перед картографией в связи с экологизацией наук, находят отражение в разработке теоретических основ экологического картографирования и в непосредственном создании экологических карт.

В последние годы значительное развитие получили географо-геодезические исследования, разработка методологических основ географо-геодезического мониторинга Земли.

Научные разработки воплощены в крупных картографических проектах. Кафедра участвовала в создании ряда карт для высшей школы, атласа “Снежно-ледовые ресурсы мира”. Результаты картометрических работ вошли во все тома “Атласа океанов”, атласа “Проливы Мирового океана” и в Океанологическую энциклопедию.

Сотрудники кафедры участвовали в составлении карт для атласов: “Ленинградская область” (2-я премия ЛГУ) и “Ленинград” (1-я премия ЛГУ).

Научно-исследовательская работа на кафедре ведется в тесном сотрудничестве с различными организациями, в том числе институтами Академии наук РФ. В содружестве с Институтом озероведения АН РФ выполнялось аэрофотокартографирование крупных озер страны по комплексной программе “Сибирь”. Работы по гляциологическому картографированию осуществлялись по программе Института географии АН РФ.

В целом за 70 лет кафедрой картографии составлены десятки оригинальных карт, написаны две сотни статей, издан ряд крупных монографий и учебных пособий, известных в нашей стране и за рубежом. Это книги по математической картографии (А.В.Граур, 1956 г., В.В.Каврайский, 1958 г., А.А.Павлов, 1966, 1974 гг.), морской картографии (А.В.Павлова, 1961 г.), геодезии (К.А.Звонарев, 1970 г., Г.Д.Курошев и Л.Е.Смирнов, 1994 г., Г.Д.Курошев, 1999 г.), истории картографии (Ф.А.Шибанов, 1961 и 1971 гг.), гидрографии и навигации (А.А.Котюх, 1989 г.), аэрокосмическим методам и дешифрированию снимков (Л.Е.Смирнов, 1958, 1967, 1995 гг., Ю.Д.Шариков — награжден серебряной медалью ВДНХ), трехмерному картографированию (Л.Е.Смирнов, 1982 г. — награжден грамотой Минвуза), внеземной картографии (Л.Е.Смирнов, 1982 г. — награжден Золотой медалью им.Н.М.Пржевальского Русским географическим обществом), геоинформационным системам (Н.В.Коновалова и Е.Г.Капралов, 1995 г.), картографии (Г.Н.Озерова, 1997 г., И.В.Гармиз, 1990 г.), экологической картографии (Л.Е.Смирнов, 1997 г. — избран действительным членом Российской экологической академии).

Интенсивная научная работа закономерно завершается защитой диссертационных работ. Начиная с 1980 г., кандидатами наук стали 7 сотрудников кафедры, докторами наук — 3.

В год 70-летнего юбилея учебную и научную работу на кафедре ведут 15 преподавателей, среди них 3 доктора наук, профессора: Г.Д.Курошев, Г.Н.Озерова, Л.Е.Смирнов; 7 кандидатов, доцентов: Т.А.Алиев, А.Е.Войнаровский, О.А.Павлова, Т.М.Петрова, А.А.Симинеев, О.В.Шумова, В.М.Щербаков, старшие преподаватели: А.Ф.Астахов, Б.А.Глухов, Т.И.Золотова, ассистенты С.В.Тюрин и Н.В.Штыкова.

Среди преподавателей кафедры три члена Национального комитета картографов (Т.А.Алиев, Г.Н.Озерова, Л.Е.Смирнов), двое удостоены звания “Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации (Т.М.Петрова и Л.Е.Смирнов). Кафедра представлена на международном уровне: проф. Л.Е.Смирнов входит в состав Комиссии по теоретической картографии Международной картографической ассоциации.

Вся история развития кафедры картографии, которую мы очень бегло перелистали в этой статье, свидетельствует о том, что подготовка кадров и научные исследования идут в соответствии с современными тенденциями, складывающимися в картографии, и отвечают тем задачам, которые ставят перед высшей школой наука и практика: обеспечивать картами разные стороны жизни общества и запечатлеть лик страны для потомков, для истории.

Л. Е. СМИРНОВ, профессор,
Т. М. ПЕТРОВА, доцент