Гости университета

Валерий Гергиев: «Кто-то из моих слушателей сделает нашу страну счастливой»

Я очень рад быть вашим гостем и хочу просто поговорить с вами, и даже скорее, чтобы вы со мной поговорили...» Этими словами Валерий Гергиев начал свою недавнюю встречу со студентами и преподавателями СПбГУ в Большой химической аудитории и сразу же предупредил, что у него нет плана беседы, он хочет поближе пообщаться, познакомиться и узнать, чем живет университет. Ведь у артистов, по словам Валерия Гергиева, «печальная участь»: они, идя на спектакль или на концерт, как правило, не знают людей, для которых они выступают, а Валерию Абисаловичу важна любая аудитория. Но, к сожалению, артистам не часто удается пообщаться со своими зрителями, и часто остается чувство не до конца выясненных отношений.

Валерия Гергиева долго не отпускала университетская аудитория
Художественного руководителя, директора Мариинского театра Валерия Гергиева долго не отпускала университетская аудитория
Между Мариинским театром и университетом всегда были дружеские отношения, а после этого вечера они укрепились еще больше. Надо отметить, что ради этой встречи Валерий Гергиев пожертвовал поездкой в Москву и встречей с одним из министров. Разговор длился 2 часа 20 минут и, конечно, можно представить, что значат эти 2 часа в жизни художественного руководителя и директора такого популярного театра, каким является Мариинский, который в год выпускает от 8 до 10 премьер.

Хотя Валерий Абисалович обещал говорить не только о музыке и театре, разговор он начал именно с этих особо близких ему тем: он рассказал о проблемах «языкового барьера» труппы театра и с гордостью добавил, что теперь у них «от хорошо до очень хорошо» с итальянским и немецким, неплохо с французским, а по-русски они петь еще не разучились.

На вопрос, по какому критерию он выбрал для постановки оперу «Семен Котко», Гергиев назвал Сергея Прокофьева великим русским композитором (в чем у публики не было сомнений), а спектакль «Семен Котко» — огромным достижением театра. Немаловажно то, что опера написана в 39—40 гг. XX столетия, когда страна жила в определенной системе координат, и Прокофьев был подвержен агрессии со стороны пропагандистской машины советского государства. Но он осознанно вернулся жить и творить в СССР. До этого он был процветающим композитором и виртуозом-пианистом, играл в США, Японии и жил во Франции. Себя же Валерий Гергиев назвал большим поклонником творчества Прокофьева.

Валерий Гергиев
Валерий Гергиев
Валерий Гергиев
Валерий Гергиев
Валерий Гергиев
Валерий Гергиев
Валерий Гергиев «дирижирует» встречей со студентами.
Недавняя премьера театра — балет «Щелкунчик», который, по словам Валерия Абисаловича, блестит своей могучей простотой и является крупнейшим достижением культуры в целом. Он предвидит, что «Щелкунчик» возглавит список наиболее удачных произведений в мире. Он отметил также работу Антона Адашевского в этом спектакле, который является большим кумиром многих девушек, — кстати, такие были и среди университетской аудитории. Как заметил сам В.Гергиев: «Кому-то нравится театр, а кому-то нравится Антон».

Многие талантливые люди покидают нашу страну, но, по словам нашего гостя, их ошибка состоит в том, что тех, кто остается, они считают слабыми и бездарными. Многих это обижает, а самому В.Гергиеву становится при этом смешно, ведь он понимает, что способности человека не зависят от того, в каком он городе живет и сколько там сосредоточено денег, а хороший человек — он везде хорош. И чтобы творить, чувствовать себя известным, полезным, не нужно куда-то уезжать. Конечно, Валерий Абисалович теперь много гастролирует, а вот 20 лет назад, когда он, по его же словам, дирижировал получше, у него не было такой возможности: «Сидел в театре и думал, как все беспробудно плохо, потом я стал понимать, что счастье не в том, где ты живешь, а в тебе самом».

Талантливые люди необходимы всегда, неважно, где они родились. Сам же Валерий Абисалович родился во Владикавказе, рос там и учился музыке. По его рассказам, приехав в Ленинград, он попал в новый мир, но скоро с радостью обнаружил, что его совсем неплохо учили и «не такие уж все бездарные на Кавказе».

Среди публики было больше студентов, чем преподавателей, и В.Гергиев отметил, что у Мариинского театра особое отношение к молодым людям. Мариинский театр и, конечно, сам директор дают колоссальные возможности молодым студентам, артистам и полупрофессионалам. У них есть собственная академия певцов, свой молодежный оркестр. Ошибочно мнение, что опера и балет переживают кризис — это вовсе не так!

Студентов же интересовали более близкие им темы, и поэтому гостя попросили рассказать о его студенческой жизни. И как все были удивлены, когда В.Гергиев сказал, что жил в общежитии: «Жизнь в общежитии ни в коей мере не готовила меня к должности директора театра». Друзей у будущего директора было очень много, и среди них не все были известными и знаменитыми, но, как откровенно признался наш герой, от своих друзей он узнал не меньше, чем от педагогов.

Из публики задавать вопросы решались не все, и после того, как кто-то написал вопрос на бумажке и передал гостю, публика оживилась и записки хлынули в таком количестве, что, конечно, ответить на все было невозможно. В записках часто повторялся один и тот же вопрос, дружит ли Мариинский театр с Большим театром, и если да, то как удалось подружиться. Валерий Абисалович ответил: «Мы никогда не стремились набить друг другу лицо. Было довольно обидно наблюдать, как глупо ставились отношения этих театров последние 20 лет». После же он рассказал, как складывались эти отношения. И рассказывал так живо и с таким юмором, что хотелось бы процитировать: «Три года назад мы приехали в Большой театр впервые. Мы попали туда только потому, что энергичный, очень энергичный Юрий Михайлович Лужков хотел, чтобы я выступил на юбилее Москвы, а я, не менее энергичный, сказал ему:

Вопросы из зала
Вопросы из зала.
— А почему, собственно, без Мариинского театра? А что за проблемы?

— А почему без театра? Так мы хотим... чтобы вы... в Москве...

— Я выступлю в Москве, но давайте сделаем, чтобы я выступил с коллективом Мариинского театра.

Мы за последние 7 лет были 12—15 раз в Нью-Йорке, раз 8, наверное, в Токио, мы сбились со счета, сколько раз мы были в Лондоне — 30—40, но мы ни разу не были в Москве...

— Почему?

— Почему?

— Почему?

Вот так мы друг друга спрашивали. Кто первым ответит? Но ответил Юрий Михайлович. Я приехал утром домой и узнал, что только что звонил губернатор Яковлев и просил перезвонить. Вот так и получилось, что мы впервые за 20 лет пообщались с Большим театром, обменялись гастролями в 1997 году».

После В.Гергиев признался, что между этими театрами до сих пор существует какое-то чувство творческой ревности, желание затмить успехи друг друга. Но я думаю, это вполне понятная конкуренция.

В.Гергиев говорил также о средствах массовой информации и сказал, что в отличие от Нью-Йорка, где только одна газета — New-York Times формирует мнение общества, у нас очень много газет, освещающих вопросы искусства. Он обвинил наших журналистов в том, что не все и не всегда отвечают за свои слова. Хотя он не обращает внимание на то, как некоторые журналисты со страшной силой подливают масла в огонь, но все же признал: «Пресса — это огромная сила!»

Валерий Абисалович с таким же сожалением говорил и об экономическом положении нашей страны, поскольку большая и богатая страна живет очень бедно. А многие маленькие государства, такие как Бельгия, находятся в лучшей экономической ситуации. В этом, по его мнению, виновата слабая организация, и исправлять это молодому поколению. В свою очередь маэстро обещал, что и его поколение сделает все от него зависящее. Он с надеждой выразил свое предположение о том, что именно кто-то из аудитории и будет поднимать нашу экономику. И пусть даже этот человек сейчас никогда не ходит в Мариинский театр.

Он также отметил, что, к сожалению, в отличие от западных стран, в нашей стране отсутствует чувство долга перед обществом и что благотворительность красит прежде всего человека, который это делает. Многие олигархи терпят крах потому, что не задумываются об обществе, а могли бы помочь процветанию страны и при этом сами бы имели огромный успех. Как пример он представил финансирование многих культурных проектов компанией «Балтика».

Валерий Гергиев, сдержав свое обещание, говорил не только о музыке и театре, но и поднимал проблемы просвещения и образования.

В одном из предыдущих номеров журнала мы говорили о выступлении академика Русанова на Ученом совете университета и о его предложении сделать высшее образование платным. Нам захотелось узнать мнение об этом Валерия Абисаловича. Его ответ был следующим:

— Возможно, профессор Русанов был прав в том плане, что обучение в какой-то степени может быть платным, потому что человек начинает больше ценить то, что ему дается не вот так запросто. Немножко оскорбительно, когда студент думает, что профессор обязан ему читать лекцию. Профессор не обязан, он может с огромным, как мне кажется, удовольствием помочь студенту стать более умным, более просвещенным человеком; может быть, студент в какой-то степени должен сделать усилие не только для того, чтобы попасть в университет, а может быть, в какой-то степени сделать усилие для того, чтобы помочь университету сохранить лучшие педагогические силы. Это я говорю как человек совершенно посторонний, я никак не могу влиять на процессы здесь, но я бы сказал, что сразу отказываться от предложения профессора Русанова не стоит.

Ответ же ректора СПбГУ Людмилы Алексеевны Вербицкой, которая сыграла огромную роль в организации этой встречи, был абсолютно противоположным:

— Я считаю, в отличие от Валерия Абисаловича, что для того, чтобы сделать образование платным, государство должно продумать, как организовать образовательные кредиты. Только если студент будет получать деньги от государства, он сможет платить за обучение. Поэтому сейчас я против платного образования. И уверена, что Петербургский университет должен остаться государственным!

После встречи публика не хотела отпускать Валерия Гергиева, и он с удовольствием отвечал на вопросы тех, кто желал получить побольше информации у маэстро, терпеливо раздавал автографы. Все получили огромное удовольствие от этой встречи и были поражены удивительной добротой и умом великого музыканта. Многие уже просили Валерия Абисаловича о следующей встрече, и он обещал, что это не последнее его общение с университетской аудиторией, и связи Мариинского театра с университетом будут крепиться и развиваться.

Армине ДЖУАРЯН, слушательница подготовительных курсов факультета журналистики
Фото Александра ТАРАНА, студента факультета журналистики