актуальное интервью

В мире, в стране и дома

Ректор Л.А.Вербицкая
Ректор СПбГУ Л.А.Вербицкая
С ректором университета Людмилой Алексеевной Вербицкой мы встретились для очередного планового интервью по поводу последних событий, произошедших в университете и вне его. Однако в ходе разговора пришли к выводу, что такие встречи нужны читателям журнала не раз в квартал, а гораздо чаще. Мы живем в достаточно динамичном мире, события захлестывают нас, как волны в неспокойном море, и точная информация о происходящем была бы полезна в регулярном режиме. Универсантам нужно не просто знать о том, что происходит, но и понимать, как к этому относится руководство университета и каким образом решаются все новые и новые насущные вопросы. Мы постараемся устраивать встречи с Л.А.Вербицкой на страницах нашего журнала не реже одного раза в месяц. Впрочем, все, что я сказала — это скорее вывод из разговора, а преамбулой могли бы послужить события, которые произошли в последнее время. Это 10-летие Лиги университетов (Нью-Йорк, США), активизация реформирования высшей школы и “катаклизмы” университетского масштаба. Иными словами, комментарии к событиям в мире, стране и дома.

— Людмила Алексеевна, недавно вы побывали в США на торжественном праздновании 10-летия Лиги университетов. Мы уже писали об этой организации, созданной в Нью-Йоркском университете. Правильно ли я помню, что это своеобразный клуб ректоров мира?

— Наверное, можно сказать и так. 10 лет назад президент Университета города Нью-Йорк Джей Олива предложил участвовать в работе Лиги университетов ректорам из американских, европейских, азиатских университетов. Из России пригласили только наш университет на том основании, что он наиболее известен миру своими достижениями в области образования и науки, своей открытостью, классическим подходом к вопросам обучения и новейших исследований, а также готовностью сотрудничать со всеми странами мира. На юбилейном собрании Лиги Джей Олива отметил, что работа в течение 10-летия подтвердила правильность выбора участников организации. За это время удалось выработать общие взгляды на единое образовательное пространство, достичь взаимопонимания по многим спорным вопросам. Не случайно, что через 10 лет ректоры мира обсуждают вопросы глобализации, которые так актуальны в нынешнем информационном обществе. На юбилейной сессии речь шла о глобализации средств связи. Надо сказать, что проблема неоднозначная. Я выступила с докладом о том, как Петербургский университет входит в международное образовательное пространство, адаптирует свои программы к международному уровню, чтобы студентам и выпускникам было легче учиться и работать на межнациональном уровне. Но при этом не могла не отметить спорные моменты, возникающие в этой работе. Прежде всего это связано с увлечением дистантными методами образования, которые, к сожалению, до сих пор не подкреплены соответствующими технологиями. 10 лет существования нашего Балтийского университета в стенах СПбГУ укрепляют меня в понимании того, что идея дистантного обучения до сих пор опережает его возможности. Ректоры, которые выступали с докладами на сессии Лиги университетов, высказывали опасения, что унификация образовательных и исследовательских программ может привести к потере национальной специфики и уникальности. Правда, американские ректоры возражали, что Европа просто боится натиска американского языка, специфических американизмов, которые входят в широкое употребление, что происходит практически во всех странах, кроме Франции. На эти опасения были и возражения. Например, бывший ректор Университета Флоренции сказал, что он совершенно уверен, что несмотря на глобализацию в вопросах образования, русской культуре ничего не грозит, потому что у России всегда хватит мудрости сохранить и поддержать собственные достижения в этой области. Надо сказать, что обстановка сессии была необыкновенно дружеская, мы знакомы уже десятилетие, нам известно друг о друге очень многое, и было приятно встречать таких старых друзей, как бывший ректор Лозаннского университета Пьер Дюкре, который высказал очень интересное соображение. Он сказал, что в Европе интерес к России не прошел, скорее, он перешел в иное качество. Россия уже воспринимается не как экзотика, а как полноценный партнер. Деятельность нашего нового президента оценивают весьма положительно, и не только в Европе. Ожидается, что произойдет новый всплеск интереса и к русскому языку.

— На недавнем заседании правления Союза ректоров рассматривалась программа “Университеты России в XХI веке”. Если можно — несколько слов о ней. Кроме того, хотелось бы знать, не слишком ли много принимается целевых программ в области образования и науки, и насколько они функциональны и реальны для исполнения.

— “Университеты России в XХI веке” — это еще проект государственной целевой программы со статусом президентской, рассчитанный на 2002—2006 годы. Эта программа – результат инициативы VI-го съезда Союза ректоров России. Представители 590 классических, технических, гуманитарных университетов, академий и других вузов главными целями программы определили: создание условий для развития университетов как уникальных центров фундаментальных поисковых исследований и образования; поддержку созидательного генофонда нации; использование огромного потенциала всей вузовской науки. В проекте программы, представленном на рассмотрение членов правления Союза ректоров, определены важнейшие задачи. Это поддержка научных школ, финансирование, повышение статуса преподавателей вузов, сокращение оттока молодых кадров за рубеж. Что отличает эту программу от многих других? Наряду с классическими направлениями в области физики, химии, математики и пр. определены фундаментальные исследования и наукоемкие технологии для медицины, охраны окружающей среды, экологии человека и безопасности жизни. Здесь же — общие и гуманитарные проблемы национальной безопасности, и что сегодня наиболее важно — специальные исследования в области высоких технологий. Программа предлагает упорядочить финансирование фундаментальных научно-исследовательских работ и основным источником называет средства федерального бюджета. Надо сказать, что мысль о централизованном финансировании заложена и в другой программе, которая еще тоже пока не вышла из стадии проекта — “Исследовательские университеты”. Данная программа воспринимается пока настороженно, в России насчитали порядка 59 классических университетов, из них около 25 могут претендовать на статус исследовательских. На общем фоне это небольшая группа, именно это и вызывает неоднозначную реакцию Союза ректоров по отношению к программе. Но мы-то понимаем, что наша система единых учебно-научных комплексов невозможна без государственной поддержки, а главное, без понимания властями важности и перспективности такого стратегического направления, как развитие фундаментальной и прикладной научной деятельности в стенах классического университета. То есть, я хочу сказать, что действительно существует несколько программ поддержки образования и науки, однако нет единства в понимании задач, целей и тактики. Впрочем, если наша внутриполитическая жизнь не сильно поменяется в ближайшее время, то можно рассчитывать на поддержку наших идей, а следовательно, и государственного финансирования науки в нашем университете.

— Людмила Алексеевна, 27 февраля профсоюз университета принял участие в российской акции преподавателей высших и средних школ, направленной на корректировку реформаторских планов правительства по отношению к средней и высшей школе. Насколько эффективны такие действия с вашей точки зрения?

— Любое выступление такого рода направлено прежде всего на то, чтобы обратить внимание власти на острые моменты, выразить отношение общества к решениям правительства. В этом смысле акция 27 февраля была вполне оправданной. В самом деле, цифры говорят о том, что положение преподавателей высшей школы крайне бедственное. С 1995 года цены в стране возросли в 7,2 раза, зарплата в промышленности выросла в 6,4 раза, а в образовании только в 3 раза. Правительство пытается что-то сделать, обещано повысить заработную плату бюджетникам осенью еще на 20% и дать процентов 20–30 в начале следующего года. Правда, сейчас обсуждаются предложения уже в ноябре этого года увеличить зарплату на 50%. Но увеличение только на 20% требует из бюджета 27 млрд. рублей. Есть ли такие средства в правительстве на сегодняшний день? А ведь мы хорошо понимаем, что увеличение даже на 50% явно недостаточно.

— Студенты и преподаватели, которые работают и учатся в Главном здании, а также все те, кто посещает Библиотеку им.Горького, вот уже больше месяца мирятся с неудобствами, вызванными ремонтом. Универсанты задают вопрос: так ли уж необходим этот ремонт, если только 2 года назад, к своему юбилею, университет значительно преобразился?

— Ремонт в коридоре Главного здания — вынужденная мера. Государственная инспекция охраны памятников (ГИОП) не раз обращала наше внимание на то, что студенческие потоки вредны для интерьеров здания Двенадцати коллегий. Так оно и есть. Прошло всего 2 года с момента прошлого ремонта, а паркет в коридоре опять “поехал”, на стенах и потолках появились трещины. К счастью, мы получили деньги, рассчитанные целевым образом только на ремонт Главного здания, и естественно, сразу же пустили их в дело. Хочу отдельно заметить, что для обновления потолка в коридоре используется новейшая технология, которой не было еще 2 года назад: трещины закрываются капроновой сеткой со специальным напылением. Что касается ремонта в ректорате, то тут надо понимать, что сотрудники отделов, помещенных в первом этаже Главного здания, работают от зари до зари, и их ненормированный рабочий день проходит в некомфортных и даже вредных для здоровья условиях. Косметические ремонты, которые мы проводили в прошлом, мало помогают — все так же образуются протечки, трещины, все так же некуда деваться от пыли и неприятных запахов. Теперь мы получили возможность реконструировать все помещение ректората. Конечно, сотрудникам университета придется еще месяц потерпеть, но зато мы получим хорошо отремонтированное, и я бы даже сказала, отреставрированное помещение, о ремонте которого можно будет забыть на несколько лет. После ремонта вход в Главное здание останется только с Менделеевской линии, будет открыт сквозной проход во двор Главного здания. В ректорат можно будет попасть со стороны двора, а вход с Университетской набережной мы закроем и только в случае приезда высокопоставленных делегаций и по торжественным дням будем его открывать. Кстати, в этом нет ничего нового. Именно так поступают многие университеты и в нашей стране, и за рубежом.

— Людмила Алексеевна, благодарю вас за беседу и надеюсь, что в следующий раз мы встретимся для журнального интервью в середине апреля.

Наталия Кузнецова