а как у них?

Оксфордский университет меняет структуру управления

Главный вход  в All Souls College
Главный вход в All Souls College. Фото А.А.Жукова.
профессор А.А.Жуков
В октябре-декабре 2000 г. заведующий кафедрой африканистики восточного факультета профессор А.А.Жуков посетил Оксфорд по приглашению одного из престижнейших колледжей университета — All Souls College. Он вел исследовательскую работу в библиотеках и архивах Оксфорда и Лондона. По существу, он был первым российским профессором, который получил столь лестное персональное приглашение. Как бывший проректор по учебной работе, Андрей Алексеевич интересовался учебным процессом и структурой этого старейшего университета Европы. По возвращении он предоставил редакции журнала «СПбУ» материалы, касающиеся этих вопросов, многие из которых, на наш взгляд, созвучны с идеями реформирования управления государственного Санкт-Петербургского университета. В беседе с нашим корреспондентом профессор А.А.Жуков сказал: «Разумеется, моя работа в Великобритании была бы невозможной, если бы не исключительно внимательное и доброжелательное отношение ко мне и моей научной тематике директора колледжа профессора Дж.Дэвиса, декана д-ра М.Веста, главного финансиста Т.Симена, секретаря г-жи Дж.Эдвардс, всех сотрудников колледжа, а также моего коллеги профессора Дж.Паркина. Большую помощь оказали мне директор специализированной библиотеки д-р Дж.Пинфолд и его помощница Т.Уайт. В Департаменте Африки Лондонской школы восточных и африканских исследований мне оказали самый радушный прием мои коллеги и друзья профессор Г.Фернис, д-р Ф.Джаггер, д-р Топан Фарук, а также директор отдела рукописей д-р Р.-М.Сетон. В Оксфорде по приглашению директоров, ректоров и ученых я посетил несколько колледжей, кафедр и центров. Особого упоминания заслуживают выпускники нашего университета, которые живут и работают в Оксфорде и Лондоне. Это воспитанник нашей кафедры А.Парамонов, юрист Е.Досмухамедов, востоковед С.Андреев, экономист В.Волков. Без поддержки всех этих замечательных людей многое мне просто не удалось бы сделать за столь короткий срок. Мой долг публично поблагодарить их».

Если вы в один прекрасный день окажетесь в Оксфорде и спросите у случайного прохожего, как пройти в университет, то можете быть уверены, что тем самым вы поставите его в затруднительное положение. Дело в том, что в этом всемирно известном университетском городке просто нет здания, которое бы у большинства его жителей ассоциировалось с университетом в целом, вернее, нет Главного здания, как, например, в Петербургском или Московском университетах. Проще говоря, Оксфордский университет – это, по сути дела, весь город.

За более чем восьмисотлетнюю историю (а учебный процесс начался в Оксфорде в 1096 г.) Оксфордский университет оброс огромным количеством подразделений, в которых в настоящее время обучаются порядка 14 тысяч студентов, что в общем-то не так уж много. Большинство этих подразделений называются колледжами, однако среди них есть и Departments, и Faculties, и Laborotories, и Schools, которые время от времени пополняются новыми членами. Например, не так давно были открыты отделения социологии, экономики, центр португальских исследований. Все эти подразделения пользуются примерно равными правами и широким самоуправлением. Для координации их работы, конечно, существуют общеуниверситетские административные органы, эффективная деятельность которых осложняется неуемным стремлением каждого колледжа, каждой структуры к самостоятельности. Словом, проблемы университетской дезинтеграции, оказывается, хорошо известны даже в старой доброй Англии, прародине высшего образования. Каким образом при этом сложная и громоздкая университетская структура оказывается способной функционировать как единое целое, не могут разобраться даже маститые оксфордские профессора.

На протяжении последних двух с половиной лет проблемы упрощения структуры университета и совершенствования управления находились в центре внимания администрации. Специально созданная комиссия разработала рекомендации, которые совсем недавно были приняты администрацией университета как руководство к действию.

3 октября 2000 г. ректор Оксфордского университета доктор Колин Лукас, которого на английский манер называют Vice-Chancellor, объявил, что гордиев узел административной неразберихи наконец-то будет разрублен. Он обратился к универсантам с программной речью, в которой отметил, что новая университетская структура, по мнению ее создателей, прослужит не менее тридцати лет. Ее основные характеристики в общих чертах сводятся к следующему.

Высшим органом в университете становится Университетский совет, который будет вести все текущие дела. Он будет состоять из четырех комитетов: планирования, распределения средств, образовательной политики, а также комитета по работе с персоналом и по общим вопросам. Все факультеты и научно-исследовательские институты в зависимости от специализации, объединяются в пять подразделений (Divisions): гуманитарных наук, социальных наук, математики и физики, биологии и изучения окружающей среды и медицинских наук. Библиотеки, музеи и другие академические службы выделяются в отдельную группу.

Что касается Университетского совета, то он берет на себя стратегические функции. Совет призван увязать надзор за научной работой и распределением средств с общей стратегической концепцией развития университета. Представители колледжей включены в состав общеуниверситетских подразделений, то есть фактически они получают возможность если не прямо, то косвенно влиять на политику распределения общеуниверситетских ресурсов. При ведении текущей работы, по мнению доктора Лукаса, следует соблюдать два основных принципа. Первый состоит в том, чтобы спускать на соответствующий уровень только те решения, которые не будут иметь существенных последствий за пределами того подразделения, которому они предназначены, и направлять туда средства для их осуществления. То есть если вы хотите, например, учредить новую кафедру или открыть новую специализацию в каком-нибудь колледже, то это никоим образом не должно сказываться на интересах и планах других подразделений университета. Второй принцип состоит в том, что принятие таких решений должно быть увязано с процессом распределения средств в соответствии с текущими планами. Такая система, по мнению авторов административной реформы, с одной стороны, не ущемляет свободу университетских подразделений, а с другой — обеспечивает целостность университета. «В переходный период, — подчеркнул в своей речи доктор К.Лукас, — мы все должны помнить, что мы принадлежим к единому университету, чья репутация и благосостояние поддерживаются и должны поддерживаться репутацией и благосостоянием всех его составляющих».

Насколько жизнеспособной окажется новая структура Оксфордского университета — покажет будущее. Однако сам факт того, насколько серьезно подходит к вопросу реформирования университетской структуры администрация одного из старейших вузов мира, говорит о том, что в условиях стремительного развития научного прогресса даже самые консервативные учреждения вынуждены прислушиваться к велению времени, проявлять гибкость и приспосабливаться к новым условиям.

По материалам Oxford University Gazette (№ 4561, Thursday, 2 October, 2000. Vol. 131.) подготовил Сергей Лобачев