Заметки на полях

В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии

Слезные железы человека выделяют в среднем 7 см3 слез в день. Здоровый человек за год выделяет до 0,5 л слез, а за всю жизнь — примерно 3—4 ведра слез. У женщин этот показатель значительно больше. Создатель пенициллина Александр Флеминг впервые обратил внимание на то, что слезы — это не «просто вода». В их состав входит так называемый лизоцим — вещество, способное уничтожать микробы. За 5—10 минут оно обезвреживает бактерии, включая и вирусы полиомиелита. Лизоцим хорошо дезинфицирует глаз. Вот почему этот хрупкий орган обычно не страдает от микробов, кишащих в окружающей атмосфере. Слезы выделяются не только через глаза. По сквозному каналу они проникают в дыхательные органы и увлажняют слизистую оболочку носа. Проникая в нос вместе со слезами, лизоцим очищает вдыхаемый нами воздух.

***

Выдающийся государственный деятель и полководец Афин Фемистокл называл по имени каждого из 20 тысяч жителей Афин. Древнеримский историк Плиний сообщал, что персидский царь Кир знал по имени каждого солдата своей армии. Такими же способностями отличались Юлий Цезарь и Александр Македонский, которые знали в лицо и по имени всех своих солдат, т.е. до 30 тысяч человек. Необыкновенной памятью на лица и имена отличался Наполеон.

***

Великий флорентийский библиофил Мальабеки знал точное расположение тысяч книг не только в собственной библиотеке, но и в других библиотеках мира. Однажды герцог Тосканский поинтересовался у него, где можно найти одну редкую книгу. Он ответил, что существует только один экземпляр ее в Константинопольской библиотеке на седьмой полке третьего ряда, справа от входа.

***

Исключительной музыкальной памятью обладал замечательный русский композитор С.В.Рахманинов. Будучи студентом консерватории, он однажды в коридоре услышал новую симфонию, впервые исполняемую ее автором А.К.Глазуновым в кабинете. И каково же было удивление Глазунова, когда через некоторое время молодой человек без нот точно повторил симфонию. Прекрасной памятью обладал и другой русский композитор М.А.Балакирев.

***

Существование грани между памятью и интеллектом общеизвестно. Только так можно понять афоризм Ларошфуко: «Все жалуются на свою память, и никто не жалуется на свой ум». Эту грань четко дифференцировал И.Кант, который был убежден, что память и мышление состоят в весьма отдаленном родстве, и заявлял, что ни в грош не ставит тех, кто «хранит в голове груз книг на сто верблюдов», но при этом лишен «способности суждения».умственные способности студентов повышаются

***

Характерно, что... по мере продолжения учебы умственные способности студентов повышаются.

***

Лет сорок назад на страницах периодической печати разгорелся спор между физиками и лириками, вызванный современной НТР. Схватки были жаркими, а мнения острополюсными. Постепенно взаимопротивостояние исчезло, победила объективная точка зрения, но иногда и поныне можно встретить пренебрежительное отношение к гуманитарным наукам.

А между тем гуманитарные науки, искусство не только углубляют эмоциональную сферу ученого, изобретателя, но и обогащают их язык и вместе с тем совершенствуют мышление, способствуя тем самым достижению предельной ясности в формулировке идей, учат ассоциативному мышлению, развивают воображение, эстетический вкус. Вероятно, поэтому замечательный математик Софья Ковалевская считала, что нельзя быть математиком, не будучи поэтом в душе, а А.Эйнштейн говорил, что Ф.Достоевский дает ему больше, чем Гаусс. «В научном мышлении, — писал он, — всегда присутствует элемент поэзии. Настоящая наука и настоящая музыка требуют одностороннего мыслительного процесса».

Принято считать, что в отличие от ученых, мыслящих, главным образом, понятиями, для «лириков» характерно образное мышление. В какой-то мере это справедливо, но только отчасти. Ведь, скажем, типичный «физик» Эдисон, изобретая, всегда сначала создавал в воображении образ каждого своего технического творения. По сути дела, любое техническое новшество сначала конструируется «в голове» изобретателя, а затем уже реализуется на практике. В то же время такой «лирик», как великий А.С.Пушкин, работая над поэмой «Евгений Онегин», оказался на поводу у логики развивающихся событий. «И даль свободного романа я сквозь магический кристалл еще не ясно различал...» — писал А.С.Пушкин. А в одном из писем жаловался на Татьяну Ларину, которая «учинила» то, чего он от нее никак не ожидал, — вышла замуж. Да и Лев Толстой, когда его спросили однажды, почему он так жестоко обошелся с Анной Карениной, сказал, что его герой иногда поступает так, как он вовсе не ожидал. В связи с этим А.Н.Толстой признался, что в самый разгар творческой работы нередко не знает, что скажет его герой через 5 минут. «Я слежу за ним с удивлением», — говорил писатель.

Из записных книжек академика А.Д.Ноздрачева