Студенческое научное общество

«Побочное воздействие» метода Власовой

Е.Б.Власова со студентами
Е.Б.Власова со студентами 306 группы (фото 1999 г.)
На «событийной» поверхности лежит факт довольно простой: с 1999 года на молодом медицинском факультете СПбГУ под эгидой кафедры хирургии (зав. кафедрой — С.В.Петров) стали проводиться студенческие научно-практические семинары (конференции). За два года их прошло четыре: «Туберкулез в современном мире», «Современные методы контрацепции и репродуктивное здоровье», «Остеопороз — проблема ХХ века», «Современные проблемы флебологии».

Если почитать программы этих семинаров, станет видно: все докладчики — студенты III и IV курсов, а в президиуме — главные и ведущие специалисты города по заявленной тематике: профессор кафедры хирургии СПбГУ и Медицинского университета им.Павлова Н.А.Бубнова, профессор Педиатрической академии, главный подростковый гинеколог Петербурга Ю.А.Гуркин; профессор Медицинской академии имени И.И.Мечникова, главный рентгенолог Ленинградской области И.Е.Тюрин; главный флеболог России Ю.М.Стойко и другие. По словам Юрия Михайловича Стойко, для него было большой честью принять участие в семинаре по флебологии, организованной медицинским факультетом СПбГУ. Уровень семинара был настолько высок, что Ю.А.Стойко счел возможным предложить следующую конференцию провести в апреле, совместив усилия уже двух вузов: Государственного университета и Военно-медицинской академии. (Замечу в скобках, что идею поддержали, и тезисы докладов университетских студентов уже отправлены Стойко.)

Есть еще одна фамилия, которая повторяется в программках всех четырех семинаров (конференций) — Власова Елена Борисовна, профессор кафедры хирургии СПбГУ. Эти семинары — ее идея и ее «рук дело». Студенты приходят к Власовой в середине третьего курса изучать лучевую диагностику и лучевую терапию. Помимо этой тематики профессор предлагает им принять участие в студенческом семинаре, причем на самую, как вы, наверное, уже заметили, актуальную — будь то туберкулез, флебология или остеопороз. Думаете, сразу находится масса желающих и все дружно расхватывают темы рефератов? Конечно, вы не наивны, и поначалу желающих — единицы. Особенно когда такое мероприятие затевалось первый раз — в 1999 году. Елена Борисовна призналась, что некоторых студентов буквально заставляла начать работу над рефератом, победить страх перед публичным выступлением. Некоторые потом так вошли во вкус, что стали участниками всех последующих семинаров. Например, Юлия Земскова, Евгений Байлюк, Ольга Афанасьева. Но это мы забегаем немножко вперед. Некоторые соглашаются взяться за подготовку реферата, рассчитывая, что на этом эпопея и закончится. Напрасно: ровно через три недели профессор Власова интересуется, готов ли реферат, который впоследствии должен превратиться в доклад. Превращение это происходит в течение четырех (!) репетиций. На первой только читают и обсуждают иллюстративный материал, делаются правка и редактирование; на второй репетиции ты обязан уже «читать» наизусть, на третьей ты будешь выступать перед приглашенными специалистами в этой области; ну а четвертая репетиция проводится для особо нуждающихся. Надо признать, что четвертая мало кому требуется, потому что никто не любит, когда его критикуют. А Власова критикует очень долго и аргументированно. Поэтому, чтобы лишний раз не выслушивать все, что думает о нем (или ней) профессор, студенты стараются не доводить дело до крайности. С другой стороны, наверное, они не должны на ее замечания очень сильно обижаться, поскольку Елена Борисовна человек дела: сама водит машину, в бытность еще студенткой закончила курсы гидов-переводчиков в «Интуристе» и в течение 10 лет работала каждое лето переводчиком в английской группе; кандидатскую защитила через 4 года после окончания института, докторская заняла 10 лет; помимо этого Власова — сопредседатель движения «Молодежная экологическая инициатива Гатчина—Санкт-Петербург—Кронштадт». Она — академик Международной академии наук экологии безопасности человека и природы, член Петровской академии наук и искусств, а также Российской медицинской ассоциации, член общества рентгенологов и радиологов. Так что сама без дела не сидит, и другим почивать на лаврах не дает.

Студенты, которые хоть раз выступали на конференции, знают: их ждет праздник. Власова критикует только во время репетиций, а вот уж на семинаре — только похвала, поддержка и... подарки. На каждом семинаре участники получают подарки — от спонсоров, которых умудряется найти Елена Борисовна (фирмы «Северное сияние», «Гедеон Рихтер», Nycomed Amershan, Гута-Банк). Подарки участникам семинаров сделали студенты факультета журналистики, подготовившие для медиков приветствие; Центр эстетического воспитания СПбГУ – «капустник»; ансамбль классического танца «Акварели» из Кронштадта — концерт. В наше меркантильное время стоит заметить, что все это — бесплатно.

При подготовке докладов студенты отправляются на кафедры, в лаборатории и научно-исследовательские центры, ведущие по исследуемой проблеме в нашем городе. Там встречаются со специалистами, знакомятся с работой клиник. И эти встречи им тоже обеспечивает Власова («Я соединяю талантливых людей. Мои дети (Это она о студентах — ред.) талантливы, пусть они общаются с талантливыми специалистами»). Понятно, что доклад студента-медика третьего курса — это не сообщение о научной работе. Это обзор отечественной и зарубежной литературы по изучаемой проблеме за несколько лет. (Если по-другому — первая глава кандидатской диссертации). В свое время, когда Елена Борисовна готовилась к защите кандидатской диссертации, она была предоставлена самой себе. Так что сейчас она, по-видимому, действует методом «от противного». Ей не помогали — она помогает, начиная с того, что жестко контролирует график подготовки, и заканчивая тем, что сама приносит на занятия необходимую студентам литературу. Ей приходилось до всего доходить самой и уже после окончания учебы в институте, — она хочет, «чтобы ее дети как можно раньше почувствовали вкус к научной работе». Ее не учили писать статьи, и уж тем более не редактировали, напоминали только о «незыблемом» правиле ставить в начале статьи ФИО своего научного руководителя, а уж потом свою — она учит и писать, и редактировать, и довольно часто свою фамилию ставит после студенческой. Ее студенты часто публикуются. Их статьи помещаются дважды в год в информационно-исследовательских сборниках школьников и студентов «Экология. Безопасность. Жизнь», в сборниках научных докладов 4-й и 5-й международных конференций «Экология и развитие стран Балтийского региона», в нашем журнале «СПбУ» под рубрикой «Будьте здоровы»; к публикации готовится статья в журнале РАН «Региональная экология».

Если уж речь идет о становлении будущих специалистов-медиков, то почему бы не воспользоваться медицинской терминологией и не рассмотреть «побочное воздействие» метода Власовой. При подготовке сообщений ребята учатся работать не только в сети Internet, библиотеках, но и встречаются с опытными профессионалами ведущих медицинских клиник Петербурга. Многие находят еще и возможность подработать в той области, которая в дальнейшем, возможно, станет для них ведущей. Скажем, готовился семинар по репродуктивному здоровью, со студентами занимались профессор кафедры гинекологии медицинского ф-та Д.А.Ниаури и специалисты Молодежной консультации Петроградского района: уролог, психолог, гинеколог учили вести профилактическую просветительскую работу среди подростков. После этого третьекурсники выступали с лекциями перед старшеклассниками, некоторые и сейчас не оставляют этой деятельности; одна студентка успешно работает на «телефоне доверия» для подростков, другой третьекурсник нашел себе работу в фирме «Гедеон Рихтер»... Помимо того, что такой жизненный опыт помогает личностному росту каждого, кто испытал его на себе, он способствует объединению талантливых и увлеченных людей и делает хорошую рекламу молодому медицинскому факультету.

Ирина Словцова