Детская комната

Введение в физику

Мир физических явлений
Необъятен и могуч:
Тут картины звезд скоплений,
Водопады с горных круч,


Океанские приливы,
Рябь от ветра на воде,
Колебанья веток сливы,
Пузырьки в сковороде,


Солнца теплое дыханье,
Жар подземного огня,
Легкой бабочки порханье,
Неизбежность смены дня,


Поворот магнитной стрелки,
Расщепление ядра,
След летающей тарелки,
Звук упавшего ведра,


Вид полярного сиянья
И небес голубизна,
Тайна нашего сознанья,
Факты памяти и сна.


Каждый быстро и беспечно
Назовет примеров тьму,
Но плодить их бесконечно,
Прямо скажем, ни к чему.


Варианты всех явлений
Здесь, увы, не перечесть.
Для начала обсуждений
Хватит нам того, что есть.


Цель у физики прекрасна —
Мир научно объяснить.
И работа не напрасна:
Крепко свита знаний нить.


Правда, мне один философ
Говорил, что знанье — шар
В окружении вопросов,
Как во тьме ночной пожар.


У кого объем познаний,
Мягко скажем, невелик,
У того соприкасаний
С неизвестным — тоже пшик.


Ну а если знаний куча,
В кулачке ее не сжать,
В голове вопросов туча
И потребность их решать.


Без причины нет событий
В нашем лучшем из миров.
Нет вопросов — нет открытий.
Вывод точен и суров.


Тот, кто хочет быть умнее,
Знаменитее других,
Должен двигаться быстрее
К неизвестному для них.


Согласимся, нет ли, с этим
Утверждением спеца,
Мысль наглядней вряд ли встретим
У ученого жреца.


Видим мы, явлений много,
Фактов - более того.
Где же к истине дорога,
Начинать поход с чего?


За столетия наукой
Много троп пробито в тьму,
И немыслимо со скукой
Повторять все самому.


Есть для этого учитель,
Есть учебник, школа, вуз,
Но поход в наук обитель
Может вылиться в конфуз.


Если нет своих стараний
Да ничтожен интерес,
Не найдешь в обрывках знаний
Даже что такое вес.

Рис. А.Гущина

Н.П.Тихомиров, доцент физического факультета