как пройти в библиотеку

Российская национальная библиотека на пороге двадцать первого века

Выставка газетПубличная библиотека — необходимый любому ученому источник вдохновения. Количество книг и читателей растет день ото дня, город интеллектуалов требует расширения РНБ, а существующее около двух веков заведение, кажется, не в состоянии удовлетворить потребности нового тысячелетия. Читатели чувствуют — с “Публичкой” что-то случилось.

Наступление XXI века библиотека отметила очередной сменой читательских билетов. Эта процедура — чрезвычайно болезненна и раздражает публику так же, как профилактические прививки. Особенно когда перемены эти наступают в момент сессии — для 50% клиентов РНБ времени чрезвычайно важного. Замена билетов влечет за собой бестолковые посещения библиотеки, когда дежурный на входе кроме читательского билета требует много разных документов и две фотографии. И никакие мольбы с красочными описаниями провала на завтрашнем экзамене не сломят дежурного: он все равно заставит читателя вернуться к гардеробщику, от которого читатель только что выслушал распространенные замечания о том, что в гардероб не следует сдавать тяжелые дубленки без вешалок. После затрат на фотографа новое посещение библиотеки оборачивается томлением в очереди на обмен билета. Правда, в этом году билеты меняют бесплатно. С этим, собственно, и связано то, что привычные голубые карточки “посерели” столь внезапно. Как объяснили сотрудники библиотеки, — дело в том, что деньги на новые билетные бланки и на материал для ламинирования билетов пришли только к Новому году, то есть значительно позднее установленного срока (к наступлению 2001 года все читатели РНБ уже должны были обладать новыми билетами).

Финансовые катастрофы — главная причина острого недомогания библиотечного сервиса. Уже неоднократно в газеты обращались разгневанные читатели, пенявшие на неудобство здания на Московском проспекте, на отсутствие там столовой, каталога, библиографов, курительной комнаты на необходимость заказывать книги в одном месте, а читать в другом, на то, что их интересы реформаторы библиотечного дела совершенно не учитывают. Вопиющее поведение милиционеров на входе и гардеробщиков часто заставляет читателей РНБ (в большинстве своем людей интеллигентных и не склонных к скандалам) вступать со стражами порядка и управителями вешалок в бесполезные дискуссии. У читателя, вышедшего к милицейскому контролю в 19.05, милиционеры отобрали билет до следующего дня — в воспитательных целях. Директор РНБ Владимир Николаевич Зайцев задает вопрос: “А что ваш читатель там делал после закрытия?” Оказывается, правила библиотеки предусматривают такую “меру пресечения” в подобных случаях. Но в выписке из правил, опубликованной на обратной стороне читательского билета, данный пункт отсутствует. Кстати, на доске объявлений полный перечень норм поведения в библиотеке тоже не вывешен. Так что читатели незаметно для себя могут нарушить какое-нибудь чрезвычайно важное предписание, влекущее чрезвычайно строгое наказание. Впрочем, в данном случае — в случае так называемого “позднего выхода из библиотеки” — правила, пресекающие подобный “беспредел”, должны быть вывешены на двери туалета, куда все посетители библиотеки, несмотря на то что “интеллектуалы”, рвутся после завершения рабочего дня. рис. А.Гущина

Говорить с милиционерами о странности их поведения — бессмысленно и, более того, опасно. На любые реплики читателей стражи порядка обижаются и отвечают строго: “Мы выполняем свой долг! А вы — бумагомаратели, сидите тут...” Директор библиотеки В.Н.Зайцев объясняет, что и гардеробщики, и охрана не являются сотрудниками библиотеки, а служат другим ведомствам, и что порой сами читатели ведут себя по отношению к служащим РНБ не вполне вежливо, что и вызывает справедливый гнев дежурных. Впрочем, Владимир Николаевич также сознает, что охрана и гардероб компрометируют библиотеку. Но сделать в данном случае ничего нельзя: дирекция РНБ дорожит и такими кадрами.

С момента подорожания транспорта, как утверждает В.Н.Зайцев, число сотрудников РНБ уменьшилось всего на 100 человек: было 1700, стало — 1600. Но почему-то даже такое, казалось бы, несерьезное сокращение штатов повлекло за собой серьезное сокращение часов работы библиотеки. Завсегдатаи знают, что теперь по выходным РНБ открыта с 11 до 19 часов против прежних — с девяти до девяти.

— Мы — единственная библиотека в России, которая работает в режиме “с девяти до девяти”, — говорит Владимир Николаевич. — И сегодня РНБ остается первой по числу рабочих часов. Кроме того, хочу заметить, что мы при перемене режима работы прислушались к пожеланиям читателей — могли бы вообще в 9.00 открываться, а к 17.00 закрываться. Но библиотека пошла навстречу интересам наших посетителей. И, конечно, если удастся поднять зарплату и занять вакантные места, то прежнее расписание будет восстановлено.

В.Н.Зайцев даже обратился на городскую биржу труда — заявку на замещение вакансий зарегистрировали, но большинство соискателей отказываются от таких мест. Большинство предлагаемых библиотекой вакансий касается не “научных” должностей, а “дежурных”, а предлагаемая зарплата — согласно единой тарифной сетке с 6 по 9 разряд — к работе “с девяти до девяти” не стимулирует .

— Если бы мы могли предложить большую зарплату, библиотека нанимала бы работников на конкурсной основе, — говорит В.Н.Зайцев. — Впрочем, те, кому зарплата не важна, а важен статус сотрудника РНБ, соглашаются работать и за то, что есть. К сожалению, мы не можем значительно увеличивать оклады сотрудников. Дотации на питание и на проезд мы, как и все федеральные учреждения, не выплачиваем. Однако из собственных доходов, полученных за ксерокс, библиографические услуги и с нового года — за пользование читателями РНБ сетью Интернет, мы добавляем к зарплате по сто рублей в месяц каждому сотруднику.

Перед Новым годом библиотека получила от Министерства культуры РФ дополнительные средства. Их разделили на всех – каждый работник получил по десять окладов: всего от 3000 до 6000 рублей. Сотрудники утверждают, что штатное расписание меняется редко, директор — что часто, но понемногу. Понятно, что такая процедура — дело хлопотное, но частоту ее проведения нельзя ставить в абсолютную зависимость от очередных увольнений по собственному желанию или выходов на пенсию. Иначе в следующем году уволится еще сотня сотрудников, и рабочий день в РНБ сократится до нескольких часов.

Очевидно, этих проблем не избежать и администрации нового здания РНБ на Московском проспекте.

— К 2003 году новые читальные залы будут окончательно готовы к приему посетителей, — говорит В.Н.Зайцев. — Впрочем, не стану скрывать, что в настоящий момент у федерального правительства не хватает денег на завершение даже первой очереди. Тем не менее в бюджете на 2001 год для нас предусмотрено 72 миллиона рублей. Библиотека, в основном, зарабатывает сама, очень редко помогают спонсоры: иногда частные лица дают РНБ деньги на замену проводки; местные депутаты тоже порой что-нибудь подкидывают; недавно правительство Франции субсидировало реконструкцию библиотеки Вольтера. Но, как видите, окончания строительства новых зданий это не касается. Еще столько же, 70—75 миллионов, потребуется для полного завершения проекта, который включает строительство читальных залов и фондохранилища. Когда будет закончено строительство второй очереди — я сказать не могу. Вообще проект должен был сопровождаться единым технологическим циклом, включающим две очереди. Но из-за отсутствия денег цикл разорван, поэтому сейчас перед нами стоит более локальная задача – закончить хотя бы читальные залы на Московском, сделать их более комфортабельными. Однако, думаю, в качестве фондохранилищ нам еще долго придется, как и прежде, использовать помещения, вовсе для этого не предназначенные. Впрочем, я не оставляю надежду, что когда-нибудь этот проект будет реализован. Мы, как можем, стараемся, чтобы наши читатели от этого не страдали, ведь когда крупная библиотека начинает перемещение фондов, она обычно закрывается. Мы же действуем поэтапно, стараемся не лишать читателей постоянного доступа к литературе. Уже почти 10 миллионов томов мы перевезли в новое здание и умудрились не закрыть библиотеку ни на один день.

Тем не менее уже несколько лет читателям недоступен довольно широкий хронологический ряд изданий, уже вывезенных из здания на Садовой, но, видимо, еще не довезенных до нового корпуса на Московском проспекте. Согласно Постановлению Правительства страны от 1986 года первая очередь проекта по реконструкции Российской национальной библиотеки должна была быть завершена к 1990 году, а вторая — к 1993-му. Но государственные и экономические перемены в стране сильно изменили план. Конечно, администрация библиотеки не устает приносить свои извинения читателям за доставленные неудобства.

— Я сам, как читатель, — говорит В.Н.Зайцев, — понимаю состояние людей, которым приходится заказывать литературу в одном здании, а читать — в другом. Но иного выхода в условиях постоянного расширения фондов и роста числа читателей лично я не вижу. При разработке данного проекта — я думаю, петербуржцы уже знают об этом, — обсуждались разные варианты местоположения новых читальных залов, но, к сожалению, в центре города не нашлось ни одного более-менее свободного и, подчеркиваю, недорогого места. Поэтому мы пришли к компромиссному варианту — построить еще один корпус РНБ в двадцати минутах езды на метро от главного. Парк Победы по отношению к Гостиному двору находится на одной линии метро. И благодаря этому хотя бы часть наших книг находится, слава Богу, в условиях, отвечающих нормативам.

В ближайшее время библиотека собирается перевозить фонды с 1930 года в здание на Московском проспекте. Это объясняется тем, что РНБ необходимо поделить основной фонд между новым и старым зданиями.

— И мы решили пойти по наиболее логичному пути, — говорит В.Н.Зайцев. — Специализированные фонды и старые книги — в старое здание, новые — в новое. В читальных залах на Московском проспекте и читательских мест больше, и фондохранилища гораздо удобнее: численность старых томов не растет, а новые прибавляются каждый день. Этот способ изобрели не мы. Сравнительно недавно по такому же принципу были поделены фонды Парижской национальной библиотеки. Разница только в том, что у них хронологическая глубина больше, чем у нас. Так что можно сказать, что мы перенимаем международный опыт. Да другого способа разделения фондов и не найти, если мы хотим сохранить универсальный характер библиотеки. Вообще у нас есть комплексный план перевоза фондов. Мы хотим закончить перевозку фондов среднего хронологического слоя. Пока переезд коснется книг и журналов, изданных с 1957-го по 2000-й год, хотя мы непременно перевезем на Московский и тома, вышедшие раньше, как я уже говорил, — начиная с 1930-го года. Думаю, что 70—80% читателей будут удовлетворены этим хронологическим рядом.

Сейчас в РНБ ведется сканирование генерального алфавитного каталога, составляющего 8—8,5 миллионов карточек. Это значит, что по окончании данной работы читатели смогут заказывать книги сперва по локальной компьютерной сети, соединяющей все корпуса библиотеки, а затем с любого подключенного к Интернету компьютера. С помощью такой системы можно искать книгу не только по фамилии автора, но и по общей теме, по году или месту издания. Эта работа ведется уже более трех лет, и В.Н.Зайцев надеется, что в будущем году она будет завершена. Электронные средства связи дают дополнительные возможности для функционирования межбиблиотечного абонемента. Если раньше в другие города и страны РНБ отправляла сами книги или микрофильмы, то теперь иногородние и иностранные читатели смогут получать и электронные копии.

Однако для петербургских читателей это — небольшое облегчение: ездить из одного здания в другое придется и после полного завершения сканирования генерального каталога. Сотрудники РНБ объясняют это тем, что у библиотеки нет достаточного количества транспорта для перевозки томов. В.Н.Зайцев утверждает, что отказываясь от дополнительных перевозок, библиотека таким образом заботится о сохранности книг. После окончательного перемещения новых фондов в здание на Московском проспекте читатель, которому необходимо одновременно работать и со старым, и с новым изданием, должен будет написать специальную заявку на предоставление исключительного права читать книги из разных фондов в одном здании. Перевозки будут осуществляться в виде исключения, и решать, насколько случай исключителен, станут сами библиотекари. Правда, до тех пор пока читатели не привыкнут к такой системе, оставшимся сотрудникам библиотеки придется давать подробные устные объяснения, ведь письменные объявления, как мы уже выяснили, в РНБ не в ходу. Оттого, кстати, сейчас читатели заполняют огромное количество лишних требований, путаются сами и раздражают библиотекарей.

Сотрудники и директор воспринимают и трактуют библиотечные неприятности по-разному. Новое время дает возможность любому директору государственного учреждения оправдываться недостатком бюджетного финансирования, а подчиненным еще чаще пенять на начальство. Сам Владимир Николаевич считает, что от решений, принятых дирекцией РНБ, читатель особенно страдать не должен:

— У нас был период, кажется, в конце 80-х годов, когда некоторые решения дирекции ставились под сомнение. Как выяснилось потом, так называемый Совет трудового коллектива высказывал желания, которые на практике невозможно было осуществить. И те, кто вносил эти предложения, не могли их реализовать. В 1994 году СТК самораспустился: люди увидели, что то, что делает для читателя дирекция — это гораздо больше, чем то, что делают они сами.

Часть членов СТК сегодня являются руководителями отделов РНБ и пытаются на своих местах реализовать то, о чем они “мечтали” в 1994 году.

16 января в Российской национальной библиотеке за закрытыми дверями прошла научно-практическая конференция, посвященная Дню открытия РНБ 2 (14) января 1814 года. На конференции обсуждалась стратегия развития библиотеки, в том числе и вопросы комплектования: на кого рассчитана Национальная библиотека — на студентов или на ученых? Какие книги нужны ее читателям — учебники или научная литература?

Резолюции, принятые этой конференцией, пока не опубликованы. Но наверняка читатели почувствуют их действие очень скоро.

Елизавета Агамалян