Питомцы университета

Спортсмены возникают, вырастая из тренера, как ветви из ствола

К 100-летнему юбилею кафедры физической культуры и спорта

4 февраля — 100 лет назад Н.А.Панин впервые завоевал звание чемпиона России по фигурному катанию на коньках
19 января — 45 лет со дня кончины Н.А.Панина-Коломенкина
Блестящие победы отечественных фигуристов на Олимпийских играх и чемпионатах мира. Мы к ним привыкли настолько, что, пожалуй, редко задумываемся о корнях этого уникального явления, именуемого советским фигурным катанием на коньках. А между тем у этого феномена есть конкретное имя прародителя — Николай Александрович Панин-Коломенкин (1874—1956 гг.).

Панин на IV Олимпийских играх в Лондоне
Панин на IV Олимпийских играх в Лондоне. 1908 год.
В.Н.Смирнов у могилы Н.А.Панина-Коломенкина.
Автор статьи В.Н.Смирнов у могилы видного спортивного деятеля Н.А.Панина-Коломенкина.

Первый российский олимпийский чемпион, многогранная и неустанная деятельность которого на ниве российского и международного спорта еще до конца не только не оценена, но даже и не исследована. По-моему глубокому убеждению, Н.А.Панин-Коломенкин — явление в спорте, олицетворяющее российский спорт, показывающее спортивную одаренность, даже спортивную талантливость русского народа. Если “дарование, — как утверждал Е.Баратынский, — есть поручение и должно его исполнить несмотря ни на какие препятствия”, то Н.А.Панин-Коломенкин выполнил по большей части это свое спортивное поручение. Действительно, он освоил более 10 видов спорта и в двух из них достиг наивысших вершин — олимпийский чемпион 1908 года в Лондоне и 5-кратный чемпион России по фигурному катанию на коньках, 12-кратный чемпион России в стрельбе из пистолета (1906—1917 гг.), 11-кратный чемпион России в стрельбе из боевого револьвера (1907—1917 гг.) и, наконец, победа на Спартакиаде 1928 года в стрельбе из пистолета, когда ему шел уже 55-й год. Множество и других спортивных наград завоевал этот талантливейший спортсмен, несмотря на всевозможные препятствия, которые вынудили его выступать на соревнованиях под псевдонимом “Панин”. Но, как известно, талантливый человек талантлив во многом.

Николай Александрович был педагогом по призванию. В нем счастливо соединилось редкое, особенно в спорте, триединство: выдающийся спортсмен, блестящий педагог-практик и талантливый ученый-теоретик, основоположник отечественного фигурного катания на коньках.

В 1893 году Николай Коломенкин поступает в Санкт-Петербургский университет на отделение естественных наук физико-математического факультета. Учеба в университете и общение с замечательными преподавателями, среди которых особое место принадлежит Петру Францевичу Лесгафту, “в значительной мере повлияли на его спортивную жизнь и последующую теоретическую работу в области физической культуры и спорта”.

Окончив университет в 1898 году в числе лучших, Н.Коломенкин имел все права и данные быть оставленным при университете для научной работы, но семейные обстоятельства заставили искать работу. Почти 30 лет его основная работа была связана с финансовым ведомством.

Первые шаги на тренерском поприще Коля Коломенкин сделал еще будучи студентом, когда он тренировал своих товарищей-велосипедистов в 1896 году, а уже на следующий год, после своей первой победы в фигурном катании на льду Юсуповского сада под псевдонимом “Панин”, он начал обучать младших конькобежцев.

В течение последующего ряда лет он совершенствует свое спортивное мастерство, становится чемпионом России в “искусстве катанья на коньках”, но в то же время происходит процесс теоретического осмысления и своих спортивных достижений, и тренерской работы с молодежью. После победы на первенстве России 1901 года он выезжает в Гельсингфорс “для ознакомления с методами катания чемпионов”, где в это время находились Г.Фукс и У.Сальков. Наблюдения, совместные тренировки, а затем и первое состязание с обоими чемпионами на льду Юсуповского сада, куда они прибыли спустя неделю, “сыграли решающую роль в росте его как фигуриста, а через него сильно повлияли и на его младших товарищей — учеников и соперников”.

В 1903 году Петербург отмечал свое 200-летие, и в этой связи чемпионат мира по фигурному катанию было поручено провести Санкт-Петербургскому “Обществу любителей бега на коньках” ОЛБК (Юсуповский сад). Для подготовки русских спортсменов из Вены прибыл приглашенный ОЛБК тренер Виктор Зейберт. В течение всего января на льду Юсуповского сада проходили специальные тренировки под руководством иностранного тренера. “Но, — как писал впоследствии Панин, — ни одного слова из области теории мы от него не слышали, никакого ответа на вопрос “почему так, а не иначе” он не давал”. Несомненно, В.Зейберт был опытный практик, и он много помог Н.Панину в становлении как спортсмена, но теоретические вопросы его, видимо, мало интересовали.

Не удовлетворенный лишь практическими занятиями Н.Панин завел записную книжку, в которую стал аккуратно заносить все, что он замечал во время работы на льду.

Первые методические заметки Н.Панина по фигурному катанию появились в журнале “Спорт” в конце января 1902 года, т.е. за год до первенства мира, которое стартовало 8 февраля 1903 года в Юсуповском саду. Следует заметить, что на рубеже XIX—XX в., когда российский спорт находился еще в стадии становления, статья Н.Панина “Теория фигурного катанья на коньках” явилась первой работой в области отечественного спорта (за исключением шахмат).

Автор сразу же предупреждает, что очерк будет полезен лишь лицам, более или менее знакомым с катанием на коньках, и что целью данной работы является помощь конькобежцам в том, чтобы “привести в систему свои движения и достичь большей чистоты исполнения”. В 9 номерах (№№4—13 за 1902 год) журнала “Спорт” идет подробнейший разбор школьных фигур, включенных в программу Международного союза конькобежцев. В том же журнале “Спорт” и в то же время в справочном отделе постоянно встречаются объявления, что Сакнт-Петербургское “Общество любителей бега на коньках” проводит обучение фигурному катанию под руководством А.Н.Паншина, Н.А.Коломенкина и Г.Ф.Сандерса. Таким образом, теоретические изыскания, взятые из наблюдений, возвращались в практику фигурного катания. И эти практические занятия дали свои результаты: в первое десятилетие ХХ в. Н.А.Паниным-Коломенкиным были подготовлены чемпионы России — Ф.Датлин, К.Олло, К.Цезар. В процессе подготовки чемпионов Н.Панин в 1903 г. усовершенствовал предложенные еще в 1895 г. его первым учителем А.П.Лебедевым разрядные нормативы для фигуристов, которые в том же году были утверждены комитетом “Общества любителей бега на коньках”. Первым русским спортсменом-разрядником стал ученик Н.Панина Федор Датлин, получивший 31 декабря 1903 г. бронзовый разрядный значок (IV разряда).

До 1908 года Н.Панин еще совмещал свои успешные выступления на льду с тренерской практикой, но после победы в Лондоне на Олимпийских играх 1908 г., опасаясь перевода по службе в провинцию, ушел из большого спорта, всецело посвятив себя тренерской работе.

В 1910 году “Общество любителей бега на коньках” издало книгу Н.Панина “Фигурное катанье на коньках”. Это было выполнение вынесенного еще в 1903 г. постановления общего собрания юсуповцев о составлении руководства по фигурному катанию. Прекрасное по внешнему виду издание с отличными иллюстрациями книга была тепло встречена спортивными кругами как единственный в мировой литературе научно обоснованный труд в данной области и как наиболее полное и серьезное руководство по фигурному катанию на коньках. На Царскосельской юбилейной выставке 1911 г. и Всероссийской гигиенической выставке 1913 г. Н.Панину были присуждены две большие золотые медали “За выдающееся в области спорта научное сочинение по фигурному катанью на коньках”. Книга имела успех и за рубежом, но так как автор отклонил многочисленные просьбы дать перевод для издания ее за границей, то в последующие годы в зарубежной литературе стали появляться издания разных авторов, которые многое заимствовали из этой книги, часто без ссылки на первоисточник.

В Юсуповском саду Н.Панин продолжал тренировать молодежь, среди которой были и студенты Петербургского университета, вплоть до 1917 года, а после окончания Гражданской войны по служебным делам был отправлен в г.Лугу. В 20-е годы ХХ века в Ленинграде организацией кружков фигурного катания и пропагандой этого вида спорта занимались в основном ученики Н.А.Панина-Коломенкина — Ф.Датлин, Л.Попова, К.Цезар, С.Денисьев и др.

В 1931 г. Н.Панин был переведен из Луги на работу в Ленинград и сразу включился в педагогическую деятельность по фигурному катанию. В 1933 г. в Ленинграде была организована школа мастеров при Институте физической культуры им. П.Ф.Лесгафта. По существу, это была первая в СССР настоящая школа фигурного катания; занятия в ней шли обычным для вуза академическим порядком и в учебный план был включен целый ряд необходимых теоретических и практических дисциплин, дававших полную возможность подготовки высококвалифицированных педагогов-тренеров по фигурному катанию с высшим образованием. В следующем году школа почти полностью влилась в состав института, и здесь наиболее ярко проявился талант Н.Панина-педагога. В школе были подготовлены многие чемпионы СССР: Е.Алексеева, П.Чернышев, Р. и А.Гандельсман и др. Именно ученики Н.Панина воспитали следующее поколение фигуристов, которое и вышло на международную арену. Наши прославленные тренеры И.Б.Москвин, С.А.Жук, Т.Н.Москвина — это уже “внуки” Н.Панина, воспитавшие целый ряд спортсменов высочайшего уровня и внесшие весомый вклад в теорию и практику фигурного катания, но фундаментом, на котором выстраивалась советская школа фигурного катания, остается наследие первого русского олимпийского чемпиона.

Научная деятельность Н.Панина педагога-тренера, готовящего спортсменов высокого класса, выглядит, по тем временам, да и сейчас, достаточно внушительно — 27 печатных работ и 13 рукописей, среди которых несколько монографий. Но, как известно, в науке важнее даже не количество работ, а их качество.

В 1938 году вышла в свет книга Н.Панина “Искусство катанья на коньках” (история, теория, методика и техника фигурного катания), которая сразу же стала настольной книгой всех фигуристов страны. Автор в этой работе проявил себя не только блестящим теоретиком, но и незаурядным историком, использовавшим разнообразные источники: письменные источники на многих европейских языках, а также археологические и этнографические материалы. Труд Н.Панина был по достоинству оценен и ему в 1939 году было присуждено ученое звание кандидата педагогических наук, и в том же году он был утвержден в должности доцента в Ленинградском институте физической культуры им.П.Ф.Лесгафта. В 1940 г. ему присваивается звание “Заслуженный мастер спорта”.

В послевоенные годы, уже будучи на пенсии, Н.Панин работает старшим научным сотрудником в Ленинградском научно-исследовательском институте физической культуры, готовя докторскую диссертацию и продолжая работать над воспоминаниями, которые он, как истинно русский интеллигент, так поэтично назвал “Стадион моей жизни”. К сожалению, рукопись была беспощадно урезана редактором и книга вышла уже под другим названием — “Страницы из прошлого”.

Н.Панин был первым, кто почти 100 лет назад начал работу над теорией своего вида спорта, и, пожалуй, единственным тренером по фигурному катанию дореволюционной России и последующего времени, ученики которого, а также ученики его учеников, разъехались по всей стране, внедряя в массы ныне один из любимых видов спорта — фигурное катание на коньках.

В настоящее время в университете отсутствует такой замечательный вид спорта, как фигурное катание на коньках. Но можно вспомнить, что в послевоенные годы на кафедре физического воспитания в университете работали преподавателями-тренерами по фигурному катанию ученики Н.А.Панина-Коломенкина — А.И.Климов (чемпион РСФСР) и Р.Н.Гандельсман (чемпион СССР).

К великому сожалению, ныне уже не проводятся соревнования памяти Н.А.Панина-Коломенкина (проводились с 1957 г. до начала перестройки), да и Петербург мог бы отметить своего славного сына хотя бы мемориальной доской на доме, где он жил последнее время и скончался (Дмитровский пер., 4).

Но, право же, есть все-таки что-то справедливое и закономерное в том, что в начале ХХ века чемпионом России по фигурному катанию на коньках стал петербуржец Н.Панин, а в конце того же века чемпионом страны в том же виде спорта стал “правнук” первого русского олимпийского чемпиона питерский спортсмен Евгений Плющенко (тренер И.Б.Москвин), подхватив тем самым эстафету своего великого “прадеда”.

В.Н.СМИРНОВ, доцент кафедры физической культуры и спорта, кандидат исторических наук